kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рышковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области



Рассмотрено Принято на заседании Утверждаю

на методическом объединении педагогического совета школы Директор школы:

учителей начальных классов Протокол № __ от _________ 2015г. ________________Л.И.Махкамова

Протокол № ___ от _________2015г Председатель педсовета Приказ по школе №

Руководитель учитель русского языка и литературы от _______________ 2015г

________________Глотова Е.Н. ____________Т.Д.Деркачева


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Литературное чтение»

4 класс (170 ч.)

на 2015 – 2016 учебный год


Составлена учителем

1 квалификационной категории

Седусовой О.В.

2015 год

Литературное чтение

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы «Литературное чтение». 1-4 классы под редакцией Климановой Л.Ф., Бойкиной М., планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произ­ведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они ов­ладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение* строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успеш­ному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества" народов России и зарубежных стран, произведения классиков оте­чественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведений. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (син­тетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-по­знавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность ху­дожественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 560ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 170ч (5ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических цен­ностных ориентации многонационального российского общества;

  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  6. овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  2. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  1. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  2. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  3. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  2. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  3. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
    Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и тради­ций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4. использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать со­держание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  6. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  7. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  8. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.


Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий):книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Вы явление авторского отношения к герою на основе анализа текст авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробны выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста); определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием: Определение особенностей учебного и научно-популярно текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритм деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с оп рой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства),в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев); использование в письмен­ной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, срав­нений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (после­довательность событий), тема, герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление обособенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, по­строение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.













Учебно-тематический план


Тема

Всего

часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения




1

2

Былины. Летописи. Жития

18

3

Чудесной мир классики


27

4

Поэтическая тетрадь


14

5

Литературные сказки


20

6

Делу время – потехе час

9

7

Страна детства


8

8

Поэтическая тетрадь


7

9

Природа и мы


14

10

Поэтическая тетрадь


10

11

Родина


9

12

Страна Фантазия

8

13

Зарубежная литература

23

14

Повторение

2


Итого

170





Требования к уровню подготовки обучающихся


К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет сформирова­на готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Четвероклассники научатся:

осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения дру­гим предметам и в дальнейшей жизни;

бегло, выразительно читать текст;

ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);

понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведения определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

составлять план к прочитанному;

вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров. а также литературных произведений писателей - классиков;

читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, "ел* идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Четвероклассники получат возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

- делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

- работать с детской периодикой;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.


планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на т единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художеств ной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действий соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов использованием элементарных литературоведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступке героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.


Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом Развитие навыков чтения

Развитие навыков правиль­ного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки прие­мов целостного и точного зри­тельного восприятия слова, быстрота понимания прочитан­ного.

Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объ­ема и количества прочитанных текстов этим способом.

Углубленное понимание прочитанно­го (от усвоения предметного содержания до осознания ос­новной мысли прочитанного). Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про се­бя; овладение беглым чтени­ем различных по объему и жанрам произведений. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произ­ведения, логику повествова­ния, смысловые и интонацион­ные связи в тексте


Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения

Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слу­шателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение при­емам выразительной речи и чтения.

Организация практикумов по выразительному чтению:

1) проведение упражнений по техни­ке речи, упражне­ний с элементами игры для тренировки дыхания («заду­вание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дик­ции; овладение прави­лами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словес­ным ударением;

3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения).
Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драма­тизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодич­ность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение пла­нировать, а затем анализировать свое выступление, корректиро­вать его в соответствии с целью высказывания


Требования к уровню сформированности навыка чтения

- умение читать текст бегло, выразительно;

- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года);

- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

- безошибочность чтения.

Выработка умений работать с текстом

Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (фор­мулирование главной мысли своими слова­ми), установление вза­имосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пере­сказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстра­ции, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему.

Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.

Воспроизведе­ние содержания текста с эле­ментами описания (природы, внешнего вида героя, обстанов­ки) и рассужде­ния, с заменой диалога пове­ствованием.

Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их по­ступков, отношения к окружающим (по од­ному или ряду произведений), выявление мо­тивов поведения героев и опре­деление своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, на­хождение в про­изведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, геро­ев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразе­ологических обо­ротов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка

Развитие творческих способностей школьников

Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потреб­ности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее кра­соту, проявлять интерес к ориги­нальным, нестандартным взгля­дам, формировать свое видение окружающего мира, умение нахо­дить необычное в обычных пред­метах.

Формирование умений разли­чать эмоциональ­ное состояние человека в разных ситуациях, выраженное в позах, мимике, жес­тах, тембре и силе голоса, в поступках людей, видеть отноше­ние человека к окружающему миру, размыш­лять над причи­нами, вызвав­шими подобные эмоциональные состояния и от ношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций.

Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.

Рассматривание и описание сход­ных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение сорев­нований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшеб­ные превращения вещей», кото­рые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружаю­щего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печаль­ную.

Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Крас­ная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка-путешественница» Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам, сочине­ниям, стимулирование активности при их обсуждении



Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы

Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художе­ственной литерату­ры, формирование желания обсудить услышанное и прочитанное, создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения при встре­че с произведения­ми известных авто­ров, при их перечитывании.

. Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием.

Размышление над содержа­нием произведений, умение выразить свое отношение к прослушанному. Сравнение сти­хотворных произведений, на­писанных на одну тему разны­ми поэтами, и ряда стихотво­рений одного и того же ав­тора. Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым со­бытиям. Формирование эмоционально-оценочных суждений Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произ­ведение, его художественные особенности


Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умения находить в тексте эпи­теты, сравнения, метафоры, уме­ния подбирать варианты срав­нений, сопоставлять их с ав­торским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, уме­ния видеть и ценить их иносказательную выразительность.

Работа над загадками как развернутыми метафо­рами Работа над загадками как развернутыми метафо­рами.

Развитие умения использовать метафоры при составлении собственных загадок, развитие творческого, образного видения предмета, которое способству­ет накоплению образных обобщений Развитие внимания детей к средствам художествен­ной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием.

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание добро­желательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.

Формирование умений узнавать и различать такие жанры лите­ратурных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобра­зительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может посте­пенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетво­рение.

Сочинение продолжения тек­ста по предло­женному учите­лем началу. Письменные отзывы о прочитанных кни­гах, телевизион­ных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.

Первые пробы пера: собствен­ные стихи, художественные рассказы.

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

Коллективное, групповое и индивидуальное создание картин, диафильмов по прочитанным произведениям , озвучивание фильмов музыкальными произведениями
















Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст, произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, лак и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Нормы оценок по технике чтения в 1-4 классах




«5»

«4»

«3»

«2»


1 класс

1 полугодие

-

-

-

-

2 полугодие

36-40 слов

31-35 слов

25-30 слов

Ниже 25 слов


2 класс

1 полугодие

41-50 слов

36-40 слов

30-35 слов

Ниже 30 слов

2 полугодие

51-60 слов

46-50 слов

40-45 слов

Ниже 40 слов


3 класс

1 полугодие

61-70 слов

56-60 слов

50-55 слов

Ниже 50 слов

2 полугодие

71-80 слов

66-70 слов

60-65 слов

Ниже 60 слов


4 класс

1 полугодие

81-90 слов

76-80 слов

70-75 слов

Ниже 70 слов

2 полугодие

91-100 слов

86-90 слов

80-85 слов

Ниже 80 слов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, пере­становка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

 Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.


 Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («неудовлетворительно») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


Характеристика словесной оценки (Оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.







Учебно-методическое обеспечение

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч .1. Из- во « Просвещение»,2014г

  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.и др. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Из- во « Просвещение»,2014г





Список литературы


1.Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературного чтению: 4класс. М: ВАКО, 2014 год

2. Климанова Л. Ф. Бойкина, М.В.Литературное чтение. Рабочие про граммы. 1-4 классы. Из- во « Просвещение», 2012

3. Буряк М.В.рабочие программы. Начальная школа.4классс.УМК «Школа России «.Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета, 2014. (Образовательный стандарт)

4. Словари по русскому языку

5. Детские книги разных типов из круга детского чтения

6. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. СМ.: ДРОФА, 2009.








Календарно- тематическое планирование 4 класс

(170 часов, из них: 24 ч- внеклассное чтение)


п/п

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

план.

факт.

1.

Введение. Знакомство с учебником

Ориентироваться в учебнике.

Прогнозировать содержание раздела.

Знать и применять систему условных обозначений

Пользоваться словарем в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника



Былины. Летописи. Жития (18ч)

2

Внеклассное чтение.

Самые интересные книги прочитанные летом.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его харак­тер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать своё отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, про­являть к нему внимание.

Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основных действующих лиц произведения.

Полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать со­держание читаемого учителем или одноклассником произ­ведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказатель­ствами оперирует, как и чем завершил свой ответ

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.



3

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания



4

Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда ...»



5

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников



6

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».



7

Внеклассное чтение. Летописи.



8

Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге»



9

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».



10

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой



11

Составление творческого пересказа от имени героя.



12

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри»



13

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»



14

«Житие Сергия Радонежского»-

памятник древнерусской литературы



15

«Житие Сергия Радонежского»-

памятник древнерусской литературы



16

Внеклассное чтение. Былины



17

Обобщение по теме: «Былины. Летописи. Жития». Урок -путешествие по земле русской, богатырской.



18

Оценка достижений



19

Проект «Создание календаря исторических событий»



Чудесной мир классики (27 ч)

20

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Прогнозировать содержание раздела.

Знать и применять систему условных обозначений

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Пересказывать большие по объему произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Уметь находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему.


Полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать со­держание читаемого учителем или одноклассником произ­ведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказатель­ствами оперирует, как и чем завершил свой ответ










Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике



21

Внеклассное чтение. Сказки П.П. Ершова



22

П.П.Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок). Выразительное чтение.



23

П.П.Ершов. «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок



24

П.П.Ершов. «Конёк-горбунок». Характеристика главных героев



25

А.С.Пушкин. «Няне»



26

А.С.Пушкин. «Туча», «Унылая пора!..».



27

Внеклассное чтение. Стихи А.С. Пушкина



28

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».



29

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная форма записи сказки. Чтение по ролям



30

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев



31

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.



32

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки



33

Внеклассное чтение. Урок КВН по сказкам А.С.Пушкина



34

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»



35

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб».



36

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Хорошие и плохие поступки людей



37

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок



38

Внеклассное чтение. Произведения М.Ю. Лермонтова



39

Жизнь и творчество Л.Толстого



40

Л. Н. Толстого «Детство» Главы из автобиографической повести



41

Л.Н.Толстой. «Как мужик убрал камень». Басня. Умный и находчивый герой.



42

Внеклассное чтение. Творчество Л. Н. Толстого.



43

А.П.Чехов. «Мальчики».



44

А.П.Чехов. «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.



45

Обобщение по разделу: «Чудесный мир классики».



46

Оценка достижений



Поэтическая тетрадь (14 ч)

47

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Прогнозировать содержание раздела.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника

Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вырази­тельно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; опре­делять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Самостоятельно оценивать своё чтение.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Учить детей понимать скрытый смысл произведения, проникать в его





Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



48

Внеклассное чтение. Родные поэты



49

Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…». Тоска по родине и красоте родной природы.



50

Ф.И.Тютчев. «Как неожиданно и ярко…». Эмоциональная окраска в произведениях поэта.



51

А.А.Фет. «Весенний дождь». «Бабочка». Приёмы заучивания стихотворения с опорой на иллюстрацию



52

Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…». Сравнение состояния природы в разное время.



53

А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения



54

Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о природе



55

И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…». Тема любви к Родине в стихотворении



56

Н.А.Некрасов. «Школьник». Тема детства



57

Н.А.Некрасов о своём детстве. «В зимние сумерки нянины сказки…».



58

И.А.Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина.



59

Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь». Урок - игра



60

Оценка достижений.



Литературные сказки (20 ч)

61

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».

Прогнозировать содержание раздела.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, Составлять рассказ о действующем лице.

  • Развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану.


Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основных действующих лиц произведения.

Полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать со­держание читаемого учителем или одноклассником произ­ведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказатель­ствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.




Составлять рекомендованный список литературы.



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



62

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки



63

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Подробный пересказ



64

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.



65

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра



66

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст –описание в содержании художественного произведения



67

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста



68

Внеклассное чтение. Творчество П.П. Бажова



69

П.П.Бажов. «Серебряное копытце».



70

П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.



71

П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Герои художественного произведения



72

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».



73

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Герои произведения



74

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Деление текста на части



75

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Деление текста на части



76

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Выборочный пересказ.



77

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование



78

Внеклассное чтение. Игра «Крестики – нолики»



79

Обобщение по разделу: «Литературные сказки».



80

Оценка достижений. Контрольная работа за 1полугодие



Делу время – потехе час (9 ч)

81

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Прогнозировать содержание раздела.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать без оши­бок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и глав­ной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; опреде­лять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



82

Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения



83

В.Ю.Драгунский. «Главные реки».

Средства создания комического эффекта.



84

В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка». Характер героя, отношение автора к своему герою.



85

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе



86

В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка



87

В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения



88

Обобщение по разделу: «Делу время – потехе час»



89

Оценка достижений



Страна детства (8 ч)

90

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

Прогнозировать содержание раздела.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать вырази­тельно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



91

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения



92

Внеклассное чтении. «Что такое серии книг и их назначение»



93

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».



94

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения



95

М. М. Зощенко «Елка». Комиче­ское в рассказе, средства его со­здания



96

Обобщение по разделу «Страна детства»



97

Оценка достижений



Поэти­ческая тетрадь (7 ч)

98

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, вы­ражать своё отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.



99

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»



100

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»



101

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему



102

Внеклассное чтение. Конкурс чтецов.



103

Оценка достижений



104

Устный журнал «Поэтическая тетрадь»



Природа и мы (14 ч)

105

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Д. Н. Мамина-Сибиряк «Приемыш»

Прогнозировать содержание раздела.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулиро­вать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подго­товки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Понимать содержание прочитанного произведения, опреде­лять его тему (о чем оно), устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



106

Д. Н. Мамина- Сибиряк «Приемыш»



107

Д. Н.Мамина - Сибиряка «Приемыш». Отношения человека к природе в рассказе



108

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»



109

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения



110

Внеклассное чтение. Рассказы о животных



111

М. М. Пришвин «Выскочка»



112

М. М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя произведения на основе поступка



113

Е. И. Чарушин «Кабан». Юмор в произведении



114

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа



115

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана



116

Обобщение по разделу «Природа и мы». Урок - конкурс



117

Проект «Природа и мы».



118

Оценка достижений



Поэтическая тетрадь (10 ч)

119

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Прогнозировать содержание раздела.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника

Подбирать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, опреде­лять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике



120

Внеклассное чтение. Творчество современных поэтов для детей



121

Б. Л. Пастернака. «Золотая осень»



122

С.А. Клычков. «Весна в лесу»



123

Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»



124

Н.М. Рубцов. «Сентябрь»



125

Иносказательный смысл произведения

С. А. Есенина «Лебедушка»



126

Обобщающий урок –конкурс «Поэзии прекрасные страницы»



127

Проект «Поэзии прекрасные страницы»



128

Оценка достижений



Родина (9 ч)

129

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Прогнозировать содержание раздела.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника

Подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта: распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



130

Внеклассное чтение. Стихи о Родине



131

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте



132

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображае­мому



133

Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»



134

Обобщающий урок по разделу «Родина»



135

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и по­гибнет!»



136

Проект «Они защищали Родину»



137

Оценка достижений



Страна фантазия (8 ч)

138

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содер­жания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Прогнозировать содержание раздела.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника

Прогнозировать содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или само­стоятельно).

Понимать содержание прочитанного произведения, опреде­лять его тему (о чем оно), устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами


Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



139

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантасти­ческого рассказа



140

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантасти­ческого рассказа



141

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастиче­ского жанра



142

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра



143

Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных



144

Обобщающий урок-путешествие по «Стране Фантазии».



145

Оценка достижений



Зарубежная литература (23 ч)

146

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

Прогнозировать содержание раздела.


Пользоваться словарем в конце учебника.


Составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.



Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.


Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.



Составлять рассказ о герое, используя авторский текст.


Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.



Характеризовать поступки героев произведения.


Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора кни­ги.


Понимать содержание прочитанного произведения, опреде­лять его тему (о чем оно), устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;


Уметь находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



147

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета и зарубежной литературе



148

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы



149

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Пересказ по составленному план.



150

Внеклассное чтение. Сказки зарубежных писателей



151

Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена. Знакомство с произведением «Русалочка».



152

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка



153

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части



154

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке



155

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев



156

Жизнь и творчество М.Твена. Знакомство с произведением «Приключения Тома Сойера».



157

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, и их поступков



158

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Пересказ от первого лица.



159

Внеклассное чтение. Зарубежные писатели для детей



160

С. Лагерлеф «Святая ночь»



161

С. Лагерлеф «Святая ночь»



162

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство



163

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда



164

Внеклассное чтение. Путешествие по дорогам любимых книг



165

Контрольная работа за 2 полугодие



166

Обобщающий урок «Зарубежная литература



167

Проект « По дорогам с любимыми героями»



168

Презентация проектов



Повторение (2ч)

169

Урок-игра «Литературные тайны»

Участвовать в работе группы



170

Итоговый урок. Летнее задание

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора кни­ги.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению

Автор: Хахалева Ирина Александровна

Дата: 12.06.2018

Номер свидетельства: 473115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Литературное чтение" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "110738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406538167"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная   рабочая   программа курса  «Литературное чтение»   для 1- 4  специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида "
    ["seo_title"] => string(151) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-kursa-litieraturnoie-chtieniie-dlia-1-4-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-klassov-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "242766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445532099"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс ."Школа России"."
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie-1-klass-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "292486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455284160"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "217212"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433267004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства