Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс. (Коровина В.Я, Журавлев В.П. и др. 2016 М.: Просвещение )»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верховская основная общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и «Утверждаю»
рекомендовано Врио директора школы_______В.В Зайцева
к утверждению» Приказ №___ от ____________
Руководитель ШМО
________(__________________)
Протокол №___от
«___»____________________201__г.
Программа
по литературе
для 5 класса
учителя русского языка и литературы
Тищенко Ирины Валерьевны
Составитель:
Тищенко Ирина Валерьевна
д. Верхи
2016 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Устное народное творчество
Выпускник научится:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своегонародов);
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свойвыбор;
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национальногохарактера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевымиустановками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства иразличия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX— XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественноготекста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловуюфункцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оцениватьих;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительногоанализа;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,проект).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (70 ч)
Введение (1 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник лите- ратуры и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6ч)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора.
Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Т е ор ия лит е ра т ур ы . Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты- волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Т е ор ия лит ер ат ур ы . Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей... » и их подвиги во имя мира на родной земле.
Т е ор ия лит е ра т ур ы . Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме.
Юмор стихотворения.
Т е ор ия лит ер ат ур ы . Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (31 ч)
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков
грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека.
Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.
Т е ор ия лит ер ат ур ы . Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна».Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Т е ор ия лит е ра т ур ы . Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,
скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм;
«бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Т е ор ия ли т ер ат ур ы . Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Т е ор ия лит е ра т ур ы . Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание раз- говорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Т е ор ия ли т ер ат ур ы . Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Т е ор ия ли т ер ат ур ы . Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
Поэтический образ русской женщины.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)
Т е ор ия лит е ра т ур ы . Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.
Т е ор ия лит ер ат ур ы . Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Т е ор ия лит е ра т ур ы . Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Т е ор ия лит е р ат ур ы . Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Т е ор ия лит ер ат ур ы . Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Т е ор ия лит е р ат ур ы . Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом... » и «Низкий дом с голубыми ставнями... » — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Т е ор ия лит е р ат ур ы . Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы- сказки.
Т е ор ия лит е ра т ур ы . Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении —жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Т е ор ия лит е р ат ур ы . Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т е ор ия лит е р ат ур ы . Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин.
«Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Т е ор ия лит е ра т ур ы . Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (9ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Те ор ия лит е ра т ур ы . Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Т е ор ия лит е ра т ур ы . Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Т е ор ия лит е ра т ур ы . Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическоепланирование
№ п/п
Наименование разделов, тем урока
Колич ество часов
Дата
план
факт
Введение
1
1
Книга в жизни человека. Писатели о роли книги.
1
Устное народное творчество
6
2
Фольклор- коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора.
1
3
Русские народные сказки. "Царевна-лягушка"как волшебная сказка.воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств.
1
4
"Царевна- лягушка". Поэтика волшебной сказки.
1
5
"Иван- крестьянский сын и чудо-юдо"-волшебная богатырская сказка героического содержания. Система образов сказки.
1
6
Сказки о животных. "Журавль и цапля". Особенности сказок о животных. Бытовые сказки. "Солдатская шинель". Отличие их от волшебных сказок. Тест.
1
7
Р.р.Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.
1
Из древнерусской литературы
1
8
"Повесть временных лет" как литературный памятник. понятие о летописи. Из "Повести временных лет": "Подвиг отрока киевлянина и
хитрость воеводы Претича".
1
Из литературы 18 века
1
9
М.В.Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин. "Случились два астронома в пиру..."- изложение научных истин в поэтической форме.
1
Из литературы 19 века
31
10
Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра.
1
И.А.Крылов
2
11
И.А.Крылов."Ворона и Лисица","Свинья под Дубом".Осмеяние человеческих пороков.
1
12
И.А.Крылов. "Волк на псарне". Отражение исторических событий в басне. Конкурс
инсценированной басни.
1
В.А.Жуковский
2
13
В.А.Жуковский."Спящая царевна".Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.
1
14
В.А.Жуковский. "Кубок". Понятие о балладе. Герои баллады. Благородство и жестокость.
1
А.С.Пушкин
7
15
А.С.Пушкин. Рассказ о детских годах жизни А.С.Пушкина. "Няне"- поэтизация образа няни поэта. Проект «События и герои сказок А.С.Пушкина в книжной графике».
1
16
"У лукоморья дуб зелёный...". Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов, образов и
событий народных сказок.
1
17
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": события и герои. Общность и различие главных героев.
Противостояние добрых и злых сил.
1
18
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": истоки сюжета, поэтика сказки.
Тестирование.
1
19
Р.р.Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.
1
20
Вн.чт. А.С.Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок.
1
21
Защита проекта «События и герои сказок А.С.Пушкина в книжной графике».
1
Русская литературная сказка 19 века
1
Антоний Погорельский
1
22
Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
1
М.Ю.Лермонтов
2
23
М.Ю.Лермонтов. "Бородино" как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Патриотический пафос стихотворения.
1
24
Вн.чт. "Ашик- Кериб" как литературная сказка. Добро и зло в сказке.
1
Н.В.Гоголь
2
25
Н.В.Гоголь."Вечера на хуторе близ Диканьки".
1
"Заколдованное место": реальность и фантастика в повести. Поэтизация народной жизни, народных преданий.
26
Вн.чт. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Герои повестей. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
1
Н.А.Некрасов
2
27
Н.А.Некрасов. "Есть женщины в русских селеньях..."Поэтический образ русской женщины.
1
28
"Крестьянские дети". Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения.
1
И.С.Тургенев
3
29
И.С.Тургенев. "Муму" как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди.
1
30
"Муму" как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди. Тест.
1
31
Р.Р. И.С.Тургенев -мастер портрета и пейзажа. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
1
А.А.Фет
1
32
А.А.Фет. Лирика. "Весенний дождь", "Чудная картина". Краски ,звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
1
Л.Н.Толстой
3
33
Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник": русский офицер в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.
1
34
"Кавказский пленник". Жилин и Костылин: два характера- две судьбы. Смысл названия рассказа. Тест.
1
35
Р.р. Подготовка к ответу на один из проблемных вопросов.
1
А.П.Чехов
3
36
А.П. Чехов. "Хирургия" как юмористический рассказ. Проект«Инсценировка рассказа А.П.Чехова «Хирургия».
1
37
Вн.чт. Рассказы Чехова. Юмор в рассказах писателя.
1
38
Защита проекта
«Инсценировка рассказа А.П.Чехова «Хирургия».
1
Русские поэты 19 века о родине и родной природе.
2
39
Ф.И.Тютчев. Образ Родины в пейзажной лирике поэта.
И.А.Бунин."Косцы".Восприят ие прекрасного героями рассказа.
1
42
Вн.чт. И.А.Бунин . "Подснежник". Тема
исторического прошлого России.
1
В.Г.Короленко.
3
43
В.Г.Короленко. "В дурном обществе": судья и его дети. Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Доброта и сострадание героев.
1
44
"В дурном обществе": "дурное общество" и "дурные дела". Изображение города и его обитателей. Понятие о повести.
1
45
Р.р. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
1
С.А.Есенин
1
46
С.А.Есенин. Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа.
1
П.П.Бажов
2
47
П.П.Бажов. "Медной горы Хозяйка". Реальность и фантастика в сказе. Трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горы.
1
48
"Медной горы Хозяйка": сказ как жанр литературы.
Своеобразие языка, интонации сказа.
1
К.Г.Паустовский
2
49
К.Г.Паустовский. "Тёплый хлеб". Герои сказки и их поступки. Реальное и фантастическое в сказке.
1
50
"Вн.чт. Заячьи лапы" и другие рассказы К.Г.Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных.
1
С.Я.Маршак
3
51
С.Я.Маршак. Сказки для детей. Их герои и нравственный смысл.
1
52
"Двенадцать месяцев": проблемы и герои. Драма как род литературы. Особенности пьесы- сказки.
1
53
Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.
1
А.П.Платонов
1
54
А.П.Платонов."Никита: человек и природа. Душевный мир главного героя. Реальность и фантастика в рассказе.
1
В.П.Астафьев
3
55
В.П.Астафьев."Васюткино озеро": юный герой в экстремальной ситуации. Картины сибирской природы и их нравственный смысл.
1
56
"Васюткино озеро":становление характера героя. Автор и герой. Автобиографичность рассказа. Тест.
1
57
Р.Р. Составление письменного ответа на один из проблемных вопросов.
1
"Ради жизни на Земле..."
1
58
А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".К.М.Симонов. "Майор привёз мальчишку на лафете..." Война и дети- трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
1
Русские поэты 20 века о родине и родной природе
2
59
И.А.Бунин, А.Прокофьев, Н.Рубцов. Образ Родины в стихах поэтов. Проект
«Русские поэты 20 века о родине и родной природе» (иллюстрации художников и учащихся).
1
Писатели улыбаются
1
60
Саша Чёрный. "Кавказский пленник","Игорь-Робинзон". "Образы детей в рассказах. Юмор и его роль .Ю.Ч.Ким. Песня "Рыба-кит" как юмористическое произведение.
1
61
Защита проекта «Русские поэты 20 века о родине и родной природе» (иллюстрации художников и учащихся).