Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс (для детей с ОВЗ)»
Рабочая программа
по литературе
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе:
Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79);
Приказа комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год № 254 от «27» мая 2015 г.;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199 ;
Инструктивно-методического письма о преподавании предмета ОблИПКПР в 2014-2015 учебном году;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2012 г. № 1067;
Приказа ОУ «Об утверждении учебного плана на 2014-2015 учебный год», утвержденный 15 августа 2014 г. №113;
Настоящая адаптированная программа по литературе для 5 класса создана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.
Адаптированная рабочая программа предназначена для работы по учебнику «Литература. 5 кл. Коровина В.Я., Журавлёв. В.П., Коровин.В.И.- М. Просвещение, 2011 год»
В авторской программе отведено на изучение литературы 68 часов в год. В учебном плане Центра на изучение предмета отведено 34 часа (1 час в неделю). В связи с этим сокращено общее количество часов на изучение каждой темы.
Данная программа разработана для индивидуального обучения как в дистанционной, так и в очной форме для учащихся 5 класса.
В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума Центра, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, а также «Единой концепции федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ», учащиеся указанной группы относятся к индивидуальному уровню школьного образования (третий вариант специального стандарта). Учащиеся этой группы получают образование, сообразное их индивидуальным возможностям. При значительном ограничении «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Это необходимо для максимального использования способностей учащихся и реализации их прав на получение образования, адекватного возможностям. Адаптированная программа предусматривает решение проблем, возникающих в процессе обучения учащихся этой группы: несформированность техники чтения, отсутствие систематических знаний по литературе, неумение пересказывать и анализировать текст и т. д. Проблемы планируется решать за счёт тех форм и видов деятельности, которые используются на уроках.
Обоснование выбора УМК
УМК направлен на освоение курса литературы, который основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-литературных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирования умений оценки и анализа художественного произведения, овладения выразительными средствами литературного языка. Особое внимание уделяется развитию образного мышления и устной речи учащихся. УМК отличается последовательной системой изучения произведений русской литературы по концентрической системе Учебный материал проблемно-тематически и хронологически структурирован. В каждом классе – внимание на одну из ведущих проблем в 5 классе - книга.
Цель обучения предмету
• формирование духовно развитой личности; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать художественный текст; • представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи: формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся ;
развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
сохранение физического и психического здоровья обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания литературы
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, предполагающая активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий
Технологии:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у обучающихся общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучающихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок – игра, урок- исследование, урок-практикум, компьютерные уроки, урок развития речи. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающейся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
индивидуальный устный опрос;
самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
виды работ, связанные с анализом текста;
различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий)
Средства обучения, используемые в образовательной деятельности:
УМК
Тексты-распечатки
Тестовый материал
Учебные компьютерные программы
Презентации
Произведения искусства и литературы
Режим занятий — дистанционный, очный
Описание базовых личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их усвоения
Личностные: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы). Метапредметные: • умение понимать тему художественного текста. • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1 час) Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа). Фольклор — коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Иллюстрации к сказкам. Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка». Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла. Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы). Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час) М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (14 часов). Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение. Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актерском исполнении, обсуждение.
Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский-сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки "Спящая царевна». Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарове . Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» в актерском исполнении, обсуждение. Истоки «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов, красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Биографическая справка об А. Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Слово о М.Ю. Лермонтове. Историческая основа стихотворения «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования. Патриотический пафос произведения. Слово о Н.В. Гоголе. ). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Слово о НА. Некрасове. История создания стихотворения «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Слово об И.С. Тургеневе . Заочная экскурсия в Спасское -Лутовиново. История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Отношения Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. . Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношения героев с горцами. Отношение рассказчика к героям. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Слово об А.П. Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе. О городе Таганроге Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Прослушивание рассказа «Хирургия» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (9 часов) Слово об И.А. Бунине. Чтение вступительной статьи о писателе . История создания рассказа «Косцы». Человек и природа в рассказе. Особенности лиризма в произведении. Уникальность личности В.Г. Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе. Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Составление плана сообщения «Вася и его отец». Слово о П.П. Бажове. Чтение вступительной статьи о писателе. Выразительное комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. Слово о К.Г. Паустовском. История страны в сказке «Теплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором. Слово об Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке (рубрика «Литературные места России», с. 278). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Слово об А.Т. Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Образ «седого мальчишки». Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сравнительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы.
Из ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (3часа) . Особенности сюжета и композиции сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Выборочный пересказ. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Словарная работа. Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). В чем сила Герды? Победа добра, любви и дружбы. Роль природы в сказке. Слово о М. Твене. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Слово о Дж. Лондоне. Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства.
Тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
4
3
Из древнерусской литературы
1
4
Из русской литературы XVIIIвека
1
5
Из русской литературы XIX века
14
6
Из русской литературы XX века
9
7
Из зарубежной литературы
3
8
Итоговый урок
1
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во час.
Планируемые результаты
Дата
пров.
личностные
предметные
метапредметные
1
Роль книги в жизни человека
1
Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности
Знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека
читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника
I.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)
2
Жанры фольклора. Понятие о сказке
1
Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания
Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.
извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника
3
Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
1
Испытывать желание осваивать новые виды деятельности,
Воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.
Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
4
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
1
Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом , созидательном процессе; осозновать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки;
отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки.
Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
5
Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
1
Испытывать желание участвовать в творческом , созидательном процессе;
осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества
Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки
Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки.
Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
II.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)
6
Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича
1
Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения,
Знать: особенности повествования
Уметь: воспринимать и анализировать текст
Читать и извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника,
III.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (1 час.)
7
М.В.Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...»
1
.
Положительно относиться к учению, познавательной деятельности
Знать: особенности содержания произведения
Уметь: воспринимать и анализировать текст
Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
IV.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (14 часов)
8
Жанр басни, история его развития. И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»
1
Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.
Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследования художественного своеобразия басен.
Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям
Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
13
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
1
Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы
Знать: содержание прочитанного произведения.
Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею,
Умение понимать проблему
14
Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место»
1
Положительно относиться к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Знать: содержание прочитанного произведения
Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения
15
НА. Некрасов. Стихотворение «На Волге»
1
Воспитание чувства любви и сострадания к Отечеству
уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение
Умение понимать проблему, подбирать аргументы.
16
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями
1
Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Знать: этапы жизни Тургенева; владеть понятием сюжет
Уметь: воспринимать и анализировать текст
Использование Интернет-ресурсов
17
Герасим и Муму
1
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.
Уметь: охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
18
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин
1
Участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Знать: содержание прочитанного произведения.
Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения,
Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
19
Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Дина
1
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.
Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность
20
А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия»
1
Строить небольшие монологические высказывания, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий
Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям
Использование Интернет-ресурсов
Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
21
Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе
1
Воспитание чувства любви к русскому слову и к русской природе
Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника
V.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (9 часов)
22
И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»
1
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Понимание роли языковых средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
Умение формулировать выводы
23
В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец
нравственным ценностям, формирование собственного отношения к произведениям. Понимание авторской позиции и своего отношения к ней
Смысловое чтение.
Умение работать с разными источниками информации
28
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»
1
Воспитание
патриотизма,
уважения к
Отечеству,
осознание своей
этнической
принадлежности,
Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества. Выбирать путь анализа
произведения,
адекватный жанрово -родовой природе
Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения, строить
логическое рассуждение.
29
Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...»
1
Уважения к
Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной.
Кратко
познакомить с жизнью и
творчеством К.Симонова, А.
Твардовского. Война и дети -обостренно трагическая "и героическая тема
произведений о Великой Отечественной войне. Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
Создание иллюстраций.
Умение
работать с
разными источниками информации
30
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
1
Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей.
Познакомить с творчеством
поэтов XX века;
совершенствовать навыки
выразительного
чтения.
Создание собственных иллюстраций. Сопоставление образов русской природы в сказках и в стихах., с полотном
VI.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)
31
Г-Х Андерсен «Снежная королева»
1
Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов
Знать своеобразие
Андерсена- сказочника,
Владеть навыком
Создания портретной и
сравнительной
характеристики
героев; знать жанровые и
композиционные особенности
сказки, уметь сравнивать
уметь
самостоятельно
организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
32
М. Твен «Приключения Тома Сойера
1
Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры
Иметь представление
о личности и творческой
деятельности М. Твена;
уметь составлять
словесный портрет героев
(словесное рисование)
Смысловое чтение. Умение работать с разными источниками информации.
33
Дж.Лондон «Сказание о Кише»
1
Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов
Знать „ биографию Д. Лондона, особенность его
произведений, уметь
объяснить смысл рассказа.
Уметь
самостоятельно
организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
34
Итоговый урок Урок повторения и обобщения изученного
1
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
Для учителя:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
2. Федеральный базисный учебный план и учебные планы для средней (основной) школы ОГАОУ «ЦО «Ступени»
3.Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Коровина В.Я. Журавлёв. В.П. Коровин.В.И. – М.: Просвещение, 2009.
4. Поурочные разработки по литературе 5 класс. . Егорова Н.В., Золоторева И.В.- М.: «Вако», 2009.
Для учащихся:
Основной учебник: Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч. 1. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др.- М.:Просвещение,2009- 2012 г.
Дополнительные: пособия: Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. Пособ. По литер. Для уч-ся 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2005
Дидактический материал:
Альбом по творчеству А.С.Пушкина
М.Ю.Лермонтова
Альбом по классам
Мультимедийные пособия.
1.Фонохрестоматия для учебника литературы 5 класс.
2. Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.