Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности.
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности.»
Пояснительная записка.
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития ученицы, ее познавательной деятельности.
Задачи:
- сформировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширить и обогатить представление о непосредственно окружающем мире;
- обучить способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности;
- расширить и уточнить круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
- обогатить словарный запас;
- корректировать эмоциональные и волевые качества.
Количество часов в неделю – 0, 25 ч.
1 четверть- – 2 часа
2 четверть – 2 час
3 четверть – 3 часа
4 четверть – 2 часа
Общее количество часов в год - 9 часов
Календарно – тематическое планирование уроков развития устной речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности.
№
Раздел. Темы
Дидактическая цель
Умения и навыки
Речевой материал
Методы и формы организации работы на уроке, виды деятельности
Часы
Дата
1.
1 четверть
Сезонные изменения в природе.
Познакомить с сезонными изменениями в природе
Знать: сезонные изменеия в природе
Уметь: различать времена года
Весна, осень, зима, весна
упражнение, объяснения, рассказ
2 часа
1
21.09
2.
Сезонные изменения в природе. Одежда по сезону
Продолжить знакомство с сезонными изменениями в природе, одеждой, необходимой в той или иной ситуации
Знать: виды одежды по сезону
Уметь: различат ь одежду по сезону
Капуста, лимон
упражнение, объяснения, рассказ
1
19.10
2 четверть
2 часа
1.
Одежда. Виды одежды. Уточнение представлений о видах одежды .
Познакомить с видами одежды и способами ухода за ней.
Знать: виды одежды
Уметь: ухаживать за одеждой
Юбка, кофта
упражнение, объяснения, рассказ
1
21.11
2.
Дикие животные.
Познакомить с дикими жив-ми
Знать: диких животных
Заяц
упражнение, объяснения,
1
19.12
1.
3 четверть
Птицы: ворона, воробей
Познакомить с разновидностями птиц
Знать : птиц
Уметь: распознавать птиц
Ворона, воробей
упражнение, объяснения, рассказ
3 часа
1
23.01
2.
Насекомые: бабочка. Закрепление представлений о строении и поведении насекомых
Познакомитьь с насекомыми-бабочкой
Уметь: различать среди насекомых бабочку
Бабочка
упражнение, объяснения, рассказ
1
20.02
3.
Домашние животные
Познакомить с домашними животными
Знать домашних животных
Кролик, кошка
упражнение, объяснения, рассказ
1
20.03
4 четверть
2 часа
1.
Обувь. Виды обуви. Уход за обувью.
Познакомить с разновидностью обуви и способами ухода за ней
Знать: обувь по сезону
Уметь: распознавать обувь по сезону
Сапоги
упражнение, объяснения, рассказ
1
10.04
2.
Семья
Познакомить с членами семьи, обязанностями по дому
Уметь : распределять обязанности по дому
Семья, забота
упражнение, объяснения, рассказ
1
15.05
Содержание программы.
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки.
Дикие животные. Заяц.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Бабочка
Домашние животные. Кролик.
Обувь: самоги, кроссовки, туфли. Тапочки. Обувь для улицы и для дома.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье
Требования к уровню подготовки.
Ученица должна уметь:
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Ученица должна знать:
- названия и свойства изученных предметов и их частей;
- обобщающие названия изученных групп предметов.
Учебно - методический комплекс.
1.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
2.По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г- Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
3.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
4.Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.