Обучение литературному чтению имеет свою специфику, так как это один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника, формирует грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Поэтому при планировании и проведении своих уроков учитываю индивидуальные особенности учащегося.
Данная программа аналогична рабочей программе общеобразовательных учреждений, но предусматривает обучение на доступном уровне учащихся с ОВЗ.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ.
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».
3. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
4. Примерная рабочая программа учебного предмета.
Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.
Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
- другие.
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, графическая работа, проект, сочинение);
- промежуточный (тематический) контроль (контрольные и проверочные работы, тестирование, защита проектов, контрольное чтение и т.д.);
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования,
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание |
1 | Самое великое чудо на свете ( 6 часов) | Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси. | 1 | Комбинированный урок | Произведения устного народного творчества | Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества. Учащиеся должны уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с.4-7 |
| Первопечатник Иван Федоров. | | Изучение нового материала | Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 8-12 |
| Урок – путешествие в прошлое. | | Комбинированный урок | | |
2 | Русские народные песни. Небылицы. Докучные сказки. | 1 | Комбинированный урок | | Выр. чтение с.14-21 |
3 | Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | Комбинированный урок | Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. | Учащиеся должны уметь: - определять тему и главную мысль произведения; - пересказывать текст объемом 1,5 страниц; - делить текст на смысловые части; -составлять его простой план | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 22-27, пересказ, составление плана |
4 | Р.н.с. «Иван-царевич и Серый волк» | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 28-39, пересказ, составление плана, рисунок |
5 | Р.н.с. «Сивка – бурка» | 1 | Комбинированный урок | Участие в диалоге при обсуждении произведения. выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста. | Учащиеся должны уметь: - читать осознанно текст; - определять тему, главную мысль произведения; -пересказывать текст | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с.40-50, пересказ, рисунок |
6 | Обобщение по теме « Устное народное творчество». | 1 | Комбинированный урок | | Фронтальный опрос | | Ответы на вопросы раздела, с. 51-58 |
7 | Поэтическая тетрадь 1 (3 часа) | Как научиться читать стихи.Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | 1 | Изучение нового материала | Произведения выдающихся представителей русской литературы (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, С.А.Есенин); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы ( с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Учащиеся должны знать/понимать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений; -имена, фамилии авторов | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр.читать с.60-61 Наизусть с. 62-63 (по выбору) |
| А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…» | | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 64 наизусть |
| А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» | | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с.65 |
8 | И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 66-67 |
| И.С.Никитин «Утро. Встреча Зимы». | | Изучение нового материала | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр.чтение с. 68-71, рисунок |
9 | И.З.Суриков «Детство», «Зима». | 1 | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр.чтение с.72-77, наизусть по выбору |
| Обобщение по разделу «Страницы русской классики». | | Комбинированный урок | | | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Ответы на вопросы с.78-80 |
10 | Великие русские писатели (8 часов) | А.С.Пушкин «…За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…» | 1 | Комбинированный урок | Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию | Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией | Фронтальный, индивидуальный опрос | Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке | Выр. чтение с.84-86, наизусть по выбору |
| А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» | | Изучение нового материала | Восприятие на слух и понимание художественных произведений | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию. | Фронтальный, индивидуальный опрос | Выр. чтение с.86-87, рисунок |
| А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». | | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с.88-91, наизусть по выбору |
11-12 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 2 | Комбинированный урок | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос | Фронтальный, индивидуальный опрос | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. | Выр. чтение, с.92-129, план |
| | | | | | | | |
13 | И.А.Крылов « Мартышка и очки». | 1 | Изучение нового материала | Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Индивидуальный опрос | | Выр. чтение по ролям, с. 132-135, наизусть |
| И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна». | | Изучение нового материала | | Индивидуальный опрос | | Выр. чтение по ролям с 136-137, наизусть |
| И.А.Крылов « Ворона и лисица». | | Изучение нового материала | Чтение наизусть | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Индивидуальный опрос | | Выр. чтение по ролям, с. 137-139, наизусть |
14 | М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень». | 1 | Изучение нового материала | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, с. 142-147 |
15 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | | Изучение нового материала | | Фронтальный опрос | | Выр. чтение с. 150-151 |
15-16 | Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок». | 2 | Изучение нового материала | Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятия и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Учащиеся должны уметь: - читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); - определять тему и главную мысль произведения; - пересказывать текст; - приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу | Фронтальный, индивидуальный опрос | Характер героя, его поступки и мотивы | Выр. чтение, пересказ, с. 152-159 |
17 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка». | 1 | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному ( прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ с. 160-162 |
| Л.Н.Толстой « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 162-163 |
| | | | | | | | |
| Обобщение по разделу «Великие русские писатели». | | Обобщающий урок | | | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Ответы на вопросы с. 164-166 |
18 | Поэтическая тетрадь 2 ( 3 часа) | Н.А.Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором…» | 1 | Изучение нового материала | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией ( с предварительной самостоятельной подготовкой) | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 168-170, наизусть (по выбору) |
| Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | | Комбинированный урок | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 170-172 |
19 | К.Д.Бальмонт « Золотое слово». | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с.172 |
| И.А.Бунин « Детство». | | Комбинированный урок | | Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного. Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 174-175 |
| И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…». | | Комбинированный урок | | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 175-176 |
20 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | Обобщающий урок | Отзыв о понравившемся произведении | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Ответы на вопросы с.178 |
21 | Литературные сказки (5 часов) | Д.Н.Мамин - Сибиряк «Присказка к “Аленушкиным сказкам”», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | Комбинированный урок | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ с. 180-187 |
22 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | Изучение нового материала | | Учащиеся должны знать/понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов. Учащиеся должны уметь: - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, составление плана, пересказ с.188-195 |
23 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | Изучение нового материала | Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня | Фронтальный опрос | | Выр. чтение по ролям с. 196-207 |
24 | Контрольное чтение | 1 | Контроль и коррекция знаний | Индивидуальный опрос | | |
| | | | Фронтальный опрос | | Ответы на вопросы с. 207-208 |
25 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | 1 | Обобщающий урок | Фронтальный опрос | | Ответы на вопросы с. 209 |
26 | Были-небылицы (4 часа) | М.Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | Изучение нового материала | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос | Учащиеся должны знать/понимать: названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ с. 4-11 |
27 | К.Г.Паустовский « Растрепанный воробей» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ, рисунок с. 12-24 |
28 | А.И.Куприн «Слон» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, составление плана, пересказ с. 25-41 |
29 | Обобщение по разделу «Были-небыли» | 1 | Обобщающий урок | Фронтальный опрос | | Ответы на вопросы с. 42-44 |
30 | Поэтическая тетрадь 1 (3 часа) | Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» | 1 | Изучение нового материала | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений. | Учащиеся должны уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; - читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую информацию | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 46 |
| Саша Черный «Воробей», «Слон». | | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, рисунок, с. 47-49 |
31 | А.А.Блок « Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, рисунок, с. 50-54 |
32 | С.А.Есенин «Черемуха». | 1 | Изучение нового материала | Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение наизусть, с. 55 |
| Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». | | Комбинированный урок | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Ответы на вопросы, с.56 |
33 | Люби живое 9 часов | М.М.Пришвин «Моя Родина». | 1 | Изучение нового материала | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе | | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ с.58-59 |
34 | И.С.Соколов - Микитов «Листопадничек» | 1 | Изучение нового материала | Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии) | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, творческий пересказ, с. 60-67 |
35 | В.И.Белов «Малька провинилась». | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ, составление плана с. 68-70 |
36 | В.И.Белов «Еще про Мальку». | 1 | Изучение нового материала | Умение ставить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | | | Выр. чтение, пересказ, составление плана с. 70-72 |
37 | В.В.Бианки « Мышонок Пик». | 1 | Изучение нового материала | Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Учащиеся должны знать/понимать основное содержание текста. Учащиеся должны уметь пересказывать текст | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ, краткий план, с. 73-82 |
38 | Б.С.Житков «Про обезьянку». | 1 | Изучение нового материала | Умение кратко пересказывать произведение (эпизод) | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, творческий пересказ, с. 83-97 |
39 | В.Л.Дуров «Наша Жучка». | 1 | Изучение нового материала | Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания) | Учащиеся должны уметь: - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, план (подробный), пересказ, с. 98-100 |
40 | В.П.Астафьев « Капалуха». | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ с. 101-104 |
41 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ, с. 105-108 |
42 | Обобщение по разделу «Люби живое». | 1 | Комбинированный урок | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Ответы на вопросы, с. 109-110 |
43 | Поэтическая тетрадь 2 (7часов) | С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…» | 1 | Изучение нового материала | Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией ( с предварительной самостоятельной подготовкой) | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть ( по выбору) | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 112-113 |
44 | А.Л.Барто «Разлука» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 114-115 |
| А.Л.Барто «В театре». | | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 115-116 |
45 | С.В.Михалков « Если». | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 118-119 |
| Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок». | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | | Выр. чтение с. 120-121 |
46 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | | Ответы на вопросы, с. 122 |
47 | Контрольное чтение. | 1 | Контроль и коррекция знаний | | | Индивидуальный опрос | | |
48 | Собирай по ягодке - наберешь кузовок (11 часов) | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | 1 | Изучение нового материала | Основные темы детского чтения: произведения о детях, взаимоотношениях людей, добре, зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Учащиеся должны уметь: - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии) | Фронтальный, индивидуальный опрос | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выр. чтение, пересказ, рисунок с. 124-128 |
49-50 | А.П.Платонов «Цветок на земле». | 2 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | Выр. чтение, пересказ (творческий) с. 129-136 |
51 | А.П.Платонов « Еще мама». | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | Выр. чтение с. 137-143 |
52-53 | М.М.Зощенко «Золотые слова». | 2 | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях) | | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, план, пересказ с. 144-153 |
54-55 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». | 2 | Изучение нового материала | | | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, составление плана, пересказ с. 154-164 |
56 | Н.Н.Носов «Федина задача». | 1 | Изучение нового материала | Умение участвовать в литературных играх (инсценированиях). Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, творческий пересказ, инсценирование с. 164-169 |
57 | Н.Н.Носов «Телефон». | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, творческий пересказ, чтение по ролям с. 169-172 |
58 | В.Ю.Драгунский «Друг детства». | 1 | Изучение нового материала | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала) | Учащиеся должны знать/понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 173-175 |
59 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | | Ответы на вопросы с. 176 |
60 | По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (2 часа) | Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». | 1 | Комбинированный урок | Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. | Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая произношения и соответствующую интонацию. | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ с. 178-183 |
61 | Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | | Выр. чтение с, 183-186 |
| Р.Сеф «Веселые стихи». | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | | Выр. чтение с. 186-188 |
| Обобщение по разделу «По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки»». | 1 | Комбинированный урок | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Учащиеся должны уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Фронтальный опрос | | Ответы на вопросы с. 188 |
62-63 | Зарубежная литература (7 часов) | «Храбрый Персей». Древнегреческий миф. | 2 | Изучение нового материала | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова( выборочное чтение), участие в викторине по произведениям зарубежной литературы; инсценирование и пересказ полюбившихся эпизодов; создание письменных ответов на поставленные вопросы | Учащиеся должны уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение с. 190-199 |
64-66 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». | 3 | Комбинированный урок | Фронтальный, индивидуальный опрос | | Выр. чтение, пересказ, составление плана с. 200-214 |
67 | Контрольное чтение. | 1 | Контроль и коррекция знаний | Индивидуальный опрос | | |
68 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | 1 | Комбинированный урок | Учащиеся должны уметь: - выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; - четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме; - проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы. | Фронтальный опрос | | |
| Контрольная работа. | | Контроль знаний. | | | | |
| Брейн-ринг. | | | | | |