Рабочая программа по литературе " Вокруг ТЕБЯ - МИР..."
Рабочая программа по литературе " Вокруг ТЕБЯ - МИР..."
Рабочая программа курса по выбору в системе дополнительного образования «Вокруг тебя – МИР…» разработана для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью системы обучения в 6 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе " Вокруг ТЕБЯ - МИР..."»
Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ Пыть-Ях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Рабочая программа курсов по выбору
в системе дополнительного образования
по предмету литература
«Вокруг тебя - МИР…»
для обучающихся 6 класса
Программу составила: учитель русского языка и литературы
Ломовицкая Юлия Юрьевна,
без квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору в системе дополнительного образования «Вокруг тебя – МИР…» разработана для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью системы обучения в 6 классах.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и формировать собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя. Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.
Следующий уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.
Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.
После длительных исследований психологи получили модель «идеального» читателя, которая помогает понять какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.
Приёмы, используемые «идеальным читателем»:
начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
не пропускает непонятные слова, выражения;
вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;
включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.
Цель курса «Вокруг тебя-МИР…» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение школьников, как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях дополнительного образования.
Задачи:
воспитание любви к книге, совершенствование навыка чтения у учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Общая характеристика курса
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вокруг тебя- МИР…», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литература» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся с богатым миром отечественной и зарубежной литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника.
Для решения поставленных задач была определена концепция содержания. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
ориентация на читательские интересы ребенка;
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в школе, рекомендованных Министерством образования РФ.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества: сочинительство, коллективное обсуждение творческих работ, графическое иллюстрирование, инсценирование.
Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых первых занятиях по внеклассному чтению учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им провести рефлексию своих читательских предпочтений, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению книги.
Место курса «Вокруг тебя- МИР…» в учебном плане.
На курс «Вокруг тебя- МИР…» учебным планом основного общего образования выделяется 35 часов (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - это системно-деятельностный подход в обучении, предполагающий активизацию познавательной, творческой, элементарной исследовательской деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса «Вокруг тебя-МИР…»
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
Универсальные учебные действия:
Личностные УДД:
- Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
- Возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно различные виды работы, выбирать книги.
Познавательные УДД:
- Осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
- Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
К концу 6 класса учащиеся должны:
знать:
- авторов изученных произведений;
- содержаний изученных произведений;
- базовые теоретико - литературные понятия.
уметь:
- передавать содержание текста (сжато, выборочно, подробно);
- владеть техникой чтения;
- владеть навыками работы с книгой;
- владеть навыками ведения дискуссии;
- уметь выражать свое мнение в устной и письменной форме;
- выполнять частично анализ текста.
Предполагаемый результат:
- читатель, обладающий художественным вкусом; знакомый с литературоведческими понятиями: тема, основная мысль, лирический герой, жанр и т.д.; умеющий видеть позицию автора;
- человек, имеющий свою позицию, собственный взгляд; обладающий личным достоинством, уважающий чужое мнение и выбор.
Содержание курса
К изучению представлены те классические произведения мировой литературы, которые формируют основы читательской культуры школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказы, повести классиков отечественной и зарубежной литературы не входящие в обязательную программу для чтения (произведения А. Грина, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, К. Паустовский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и др.).
Литература.
1. Барылкина Л.П. и др. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 4-9 классы
2. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеурочное время
3. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя. – М: Просвещение.
Уметь определять на практике, какую информацию можно получить до прочтения книги, работая с заглавием, эпиграфом, оглавлением, аннотацией, предисловием или введением.
Умение формулировать выводы
Воспитание уважительного отношения к литературным произведениям
А.С. Пушкин- 6 часов
2
«Барышня-крестьянка»
Проза
Умение выявлять главное, соблюдать хронологическую последовательность при изложении материала
Умение формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности Использование различных источников информации.
3
«Капитанская дочка»
Повесть.
Умение формулировать основную мысль, идею текста, пересказывать, составлять план, выразительно читать по ролям, сравнивать литературный и мультипликационный материал
Умение структурировать материал
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
4
«Капитанская дочка»
Повесть.
Умение формулировать основную мысль, идею текста; пересказывать, составлять план, выразительно читать по ролям , сравнивать литературный и мультипликационный материал
Умение структурировать материал
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
5
«Пиковая дама»
Образ главного героя.
Умение работать с текстом ,пересказ с опорой на ключевые слова оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.
Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Воспитание уважительного отношения к литературным произведениям
6-7
«Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
Сказка. средства художественной выразительности
Умение анализировать, сопоставлять, задавать вопросы и т.д.
Выразительное чтение, чтение по ролям
Умение структурировать материал, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Стихи из заветной тетради – 4 часа
8-9
Лирика
(Ахматова А., Мандельштам О., Цветаева М.)
Тема, идея, значение заголовка, средства художественной выразительности, особенность звукового оформления, рифма, настроение, которым проникнуто стихотворение
к/р (анализ стих-ния)
Знание, умение и владение навыками анализа поэтического произведения и выразительного чтения
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность
Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж
Умение анализировать заглавие текста, членить текст на смысловые части, выделять микротемы текста, определять главную и второстепенную информацию, выразительное чтение
Умение выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях
Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж
Умение анализировать заглавие текста, членить текст на смысловые части, выделять микротемы текста, определять главную и второстепенную информацию, выразительное чтение
Умение выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях
Знать сюжет книги, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам понимать их духовные и нравственные качества, в творческой форме презентовать любимую книгу
Умение подбирать аргументы для утверждения собственного мнения
Расширение кругозора, пропаганда литературного чтения
34
Защита проектов «Книга, с которой интересно»
Защита проектов
Знать сюжет книги, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам понимать их духовные и нравственные качества, в творческой форме презентовать любимую книгу
Умение подбирать аргументы для утверждения собственного мнения
Расширение кругозора, пропаганда литературного чтения
35
Сдача дневника читателя
Приложение 1
Уровень читательской самостоятельности
Эффективность проведения подобного элективного курса служат результаты, а именно повышенный интерес к чтению художественных книг, повышение техники чтения, о чём свидетельствует приведённая ниже диаграмма. Выделяются критерии, по которым можно судить о сформированности читательской самостоятельности на выпуске из начальной школы:
Наличие устойчивого интереса к чтению книг;
Показатели техники чтения;
Уровни восприятия художественного произведения;
Читательский кругозор;
Усвоение курса в целом;
На основе указанных показателей определяются уровни читательской самостоятельности:
Высокий уровень – сформирован устойчивый интерес к чтению книг, техника чтения более 130 слов в минуту, самостоятельная подготовка к выразительному чтению, широкий читательский кругозор;
Выше среднего уровень - устойчивый познавательный интерес к чтению книг, техника чтения более 110 слов в минуту, читательский кругозор может ограничиться только знанием определённых жанров;
Средний уровень – интерес к чтению проявляет, но он неустойчивый; техника чтения более 100 слов в минуту; читательский кругозор недостаточно широк;
Низкий уровень – нет интереса к чтению книг, читает по необходимости, техника чтении ниже 90 слов в минуту; слабо осознаёт прочитанное, ограниченный читательский кругозор.
Диаграмма показывает, что высокий уровень читательской самостоятельности имеют 28,6% учащихся. Уровень выше среднего и средний – у 35,7% учащихся. Детей с низким уровнем читательской самостоятельности в классе не обнаружено.
Результаты диагностики показывают, что элективный курс «Вокруг тебя – МИР…» способствует формированию читательской самостоятельности школьников, формирует устойчивую потребность в чтении книг.
Пользуешься ли ты книгами, которые находятся в кабинете литературы (классного кабинета)?______________________________________________________________________________________
Являешься ли ты читателем школьной, городской библиотек (не просто записан, а посещаешь, берёшь книги читать)?________________________________________________________________________________________
Как ты считаешь, какие книги должны быть в школьной библиотеке (сейчас их, может, и нет или их мало)? ______________________________________________________________________________________________
Как ты считаешь, необходима ли библиотека в кабинете литературы? Какой она должна быть? Какие книги должны там быть?_______________________________________________________________________