Программа по социализации обучающихся 5-6 кл. по литературе «Вокруг тебя-мир»
Программа по социализации обучающихся 5-6 кл. по литературе «Вокруг тебя-мир»
Настоящая рабочая программа по литературе по социализации обучающихся 5-6 класса по литературе «Вокруг тебя- Мир…» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897); основной образовательной программе основного общего образования МКОУ «СОШ №1».
Программа строится с учётом содержания пособий «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996 и «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999, которые является составной частью пособий к урокам литературы, подготовленных Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по социализации обучающихся 5-6 кл. по литературе «Вокруг тебя-мир»»
6
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе по социализации обучающихся 5-6 класса по литературе «Вокруг тебя- Мир…» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897); основной образовательной программе основного общего образования МКОУ «СОШ №1».
Программа строится с учётом содержания пособий «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996 и «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999, которые является составной частью пособий к урокам литературы, подготовленных Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста.
Актуальность разработки Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по литературе (5- 6 класс) обусловлена тем, что после перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и личностного развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладываться в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов. Кроме того, отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, способности противостоять негативным явлениям социальной среды, неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения, недостаточное уважение к самобытной культуре своего народа отрицательно влияет на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку, в целом приводит к низкой общей культуре подрастающего поколения. Формирование нравственного должно быть основано на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностях, традиционных моральных нормах, отражённых в произведения русской и зарубежной литературы. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа должна обеспечить:
усвоение обучающимися нравственных и культурных ценностей;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;
формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям;
формирование у обучающихся способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
формирование у обучающихся мотивации к труду;
осознание обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование готовности к выбору жизненной позиции на основе осознания собственных возможностей.
Цели
Цель реализации Программы– социализация обучающихся (усвоение нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно-значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию) посредством приобщения к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Задачи
1.Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
2. Развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.
3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.
4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основными идеями программы являются:
1.Идея развития:
- развитие обучающегося, его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;
- развитие личности обучающихся.
2. Идея творчества:
- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству.
3. Идея сотрудничества:
- совместная деятельность детей и взрослых.
4. Идея толерантности:
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.
5. Идея социальной активности:
- формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию социально-значимой деятельности.
Программа «Вокруг тебя - Мир…», построена на личностно-ориентированном, деятельностном обучении литературе учащихся, а именно на совместной учебно-познавательной, творческой, игровой деятельности.
Ценностные установки и ориентиры программы
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по литературе (5-6 класс) построена на основе базовых национальных ценностей российского общества.
Система базовых национальных ценностей:
Патриотизм– любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
Гражданственность– долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
Семья– любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Личность– саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Сроки и этапы реализации программы
Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (10-12 лет). Данная программа предполагает обучение на 2 года, по 34 часа в год, всего 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. На первом этапе обучения происходит расширение читательской компетенции, коммуникативного взаимодействия, вербального и невербального способов общения, начинает активно формироваться умение обучающихся в решении практических упражнений различного характера и уровня. На втором этапе формирования, углубления и развития способностей учащихся происходит создание условий для развития комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства.
Принципы формирования учебных групп
- развивающий и воспитывающий характер обучения (направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности, развитие общечеловеческих ценностей);
- научности содержания и методов учебного процесса;
-систематичности и последовательности;
-связи обучения с практикой;
-доступности обучения;
- максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
- насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;
- поощрения результатов, которые содержат новые идеи.
Межпредметные связи
русский язык;
литература;
история;
живопись;
иностранный язык
музыка
Принципы отбора содержания образования и организации процесса его освоения обучающимися
Программой предусмотрено изучение основ литературы с позиции этических норм. Программа предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, их культурных и социальных потребностей.
При реализации программы используются следующие методы работы:
Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций, иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение технологических упражнений, игровая деятельность, написание эссе, разработка презентаций, проектов;
Метод проблемного изложения, исследовательский;
Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Основными формами организации образовательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется работа в малых группах.
Виды учебной деятельности
Используются: чтение, пересказ, анализ текста, лекциия, беседа, занятия-консультации, выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, тематические диспуты, дискуссии, круглые столы, написание статей, тезисов, рассказов, писем, сообщение, ролевые игры, турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газеты, плаката, защита рисунков, проектов, создание диафильма, работа с комиксом, развёрнутый письменный ответ на вопрос, создание вопроса, работа с афоризмом, просмотр фильма, слушание музыки.
Ожидаемые результаты программы:
- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью; - повышение активной жизненной позиции обучающихся; - осознание обучающимися своих возможностей; - повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности; - адаптация детей к социуму; - повышение уровня владения детьми ключевыми общепредметными и социальными компетенциями.
Способы диагностики (формы контроля)
С целью выявления уровня освоения программы предусмотрено проведение контрольных занятий: входного контроля для определения степени подготовленности детей, определения уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков на начало обучения в форме собеседования. Используется метод наблюдения. Выходной контроль в виде письма- послания, эссе, анкеты «Обратная связь». Промежуточный контроль проводится в форме защиты проекта. Используются различные формы: тестовые задания, конкурсы, педагогическое наблюдение, технологические упражнения, коммуникативные игры, самостоятельная работа, творческая работа, написание эссе - виды продуктивной творческой деятельности как средство оценки уровня результативности работы обучающихся по программе «Вокруг тебя – мир…».
Беседа, рассказ, ответ на вопрос, знакомство с комиксом, чтение фрагмента произведения Анри Дюнана «Воспоминание о битве при Сольферино», работа со словом «храм», «лелеять», «картечь», «брань», эссе «Все мы братья!», «Достучаться до сердец».
3-4
Общее счастье. Из фольклора.
1
1
Лекция. Беседа о жанре сказки, рассказ, пересказ, ответ на вопрос, работа с афоризмом, письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Что бы просил у Общего Счастья ты?», «Что ты делаешь, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?»
5-6
Вовремя сказать «Нет!»
Татьяна Александрова «Светофорчик».
1
1
Чтение с элементами драматизации, беседа, ответ на вопрос, письмо Светику, представление содержания сказки в виде комикса, интервью.
7-8
Жить - значит действовать…
Андрей Платонов «Неизвестный цветок».
1
1
Работа со словарем, словом: «сказка- быль», «благоухание», «томиться», «тучная земля», «глодать», «превозмогать», «минувший», «мерцающий». Письменный ответ на вопрос: «Какой была жизнь цветка на пустыре?». Устный ответ на вопрос «Была ли у цветка самая главная цель в жизни?». Ваш диалог с цветком. Обмен мнениями. Иллюстрирование эпизода сказки с выбором фрагмента для подписи к рисунку. Работа с афоризмами и подбор их в качестве выводов к произведению. Рассказ на тему «Корни рода», «История семьи.
9-12
О красоте души.
Оскард Уальд «Мальчик – звезда».
1
3
Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «саван», «философ», «обуять», «жернов», «подкидыш», «косец», «помыкать», «свирель», «недужный», «увечный», «прокажённый», «каштан», «стенания», «алебарда», «кольчуга», «тюрбан», «гяур», «мниться», «сторицей», «стократ», «ввергать», «потешаться», «скипетр», «пророчество», «отринуть», «сирый», «преемник», «тиран». Устный ответ на вопрос. Составление кадров диафильма по эпизоду разговора Мальчика-звезды с матерью». Просмотр кадров фильма «Мальчик-звезда» и соотнесение с собственными кадрами.
13-16
Добро и зло…
Лев Николаевич Толстой. Отрывки из романа «Война и мир».
2
2
Прослушивание фрагментов оперы «Война и мир». Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «эсаул», «кафтан», «припускать», «бурка», «гусар», «мундир», «попона», «галоп», «нагайка», «панталоны», «стремя», «сконфуженный», «стремя», «высокоблагородие», «адъютант», «караулка», «изволок», «сажень», «яровое поле», «озябший», «лощина», «увязить коней», «шельма», «пластун», «староста», «миродёры», «блюсти», «кавалерия», «платье», «мушкетон», «обух», «колушки», «меренина», «чин», «оспа», «ладный», «негожающий», «шпажка», «задавать стречка», «маркитант», «фуга», «фура», «с Георгием в петлице», «чопорный», «ножны», «подпруга», «поводья», «плетень». Работа с афоризмами, соотнесение их с поведением Пети Ростова. Описание переживаний французского барабанщика. Создание текста- описания внешности героев. Работа с афоризмом – выводом. Письмо (президентам воюющих стран, или их внукам, или их родителям), пронизанное мыслями Л.Н. Толстого.
17-21
Добро и зло…
Фёдор Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле».
1
4
Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «оправиться», «пристенок», «брага», «на авось», «земский», «окольный», «волость», «лангедок», «прованс», «гренадёр», «егерь», «мушкетёр», «орда», «благовоние», «Андалузия», «алтарь», «схима», «фиал», «кропильница», «кропило», «риза», «отшельник», «прозябение», «поселяне», «сотский», «писарь», «валовый итог». Развёрнутый письменный ответ на вопрос: Как лично ты относишься к поступку вдовы генерала Тучкова?». Презентация-проект «На Бординском поле. По мотивам русских художников».
22-23
Что есть совесть?..
Денис Давыдов. Отрывок из дневника «1812 год».
1
1
Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Работа с портретом Д. Давыдова. Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём: «варварство», «натравить», «сих», «предрассудок», «кои», «спесивый», «корпус», «урядник», «надзирать», «квартира», «оный», «теснить», «приверженный». Выбор афоризма и соотнесение с ответом на вопросы: «Для кого из участников спора «орущие барабаны» заглушают голос нравственного закона? У кого есть «нравственный компас» - совесть? Обоснование мнения. Мини- сочинение- рассуждение о том, какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену?
24-26
Не падать духом.
Александр Куприн «Чудесный доктор».
1
2
Рассказ, пересказ, анализ текста. Работа со словарём и словом: «дюжий», «предания», «плачевно», «пустые щи», «полозья», «залог», «поденная работа», «риза», «сюртук», «трактир», «ярлык», «сочельник», «слыть». Развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли помочь семье Мерцаловых?». Работа с композицией рассказа. Знакомство с ответами сверстников. Рассуждение-дискуссия на тему «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». И. Гёте). Сочинение на тему: «В какие чудеса следует верить людям?» или «Надо ли жизни следовать совету Пирогова: «… главное- не падайте никогда духом»?
27-28
Не предать…
Евгений Носов «Трудный хлеб».
1
1
Анализ текста. Работа со словарём и словом: «палые листья», «сюртук», «кряква», «ситник», «крохаль», «спаниель», «кряква, «ягдташ», «подранок», «давеча», «плотвица», «двустволка». Письмо-отклик на газетную статью с адресатом: хозяин убитой собаки, автор статьи, дети охотника. Дискуссия на тему: «Должна ли быть от собаки хоть какая-то польза?» Составление собственного афоризма.
29-33
Проект «Ангелы-хранители». Из книги Ю. Хечинова « Ангелы-хранители. Страницы истории Отечества».
2
3
Моделирование ситуаций. Работа с афоризмами. Формулирование одного из главных законов Мира. Чтение текста. Анализ текста. Создание проекта.
34
Письмо- послание «Вокруг меня мир…». Выходной контроль.
Знакомство с пособием. Беседа. Конкурс «Мир слова». Анкетирование.
3-4
Тогда и теперь.
Миф «Пять веков».
1
1
Лекция «О мифах». Чтение, пересказ, анализ текста. Ответ на вопросы, работа с эпитетами, характеризующими «век». Работа со словарём и словом: «блаженный», «тучный», «сумрачный», «обильный», «кара». Составление собственного мифа, описывающего настоящий «век».
5-6
Тогда и теперь.
Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе».
1
1
Лекция «Р. Киплинг». Пересказ текста. Работа с часто повторяющим словом «дикий». Работа со словом «договор». Соотнесение поведения кошки и человека. Дискуссия на тему: «Быть самим по себе - это хорошо?». Соотнесение литературной и народной сказки. Сравнение сказки с мифом Гесиода. Рассуждение на тему: «Зачем людям нужны правила?» Письменный ответ на вопрос: «Может ли моя жизнь организована по принципу: «Я сам по себе?»
7-8
Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?
Вальтер Скотт «Айвенго» (глава 11).
1
1
Лекция «Об авторе Айвенго». Доклад о произведении. Доклад об эпохе, описываемой в произведении. Работа по вопросам в группах. Работа со словарём и со словом: «саксы», «норманны», «Ричард Львиное сердце», «рожок», «упор», «фут» «шишак», «ревностный», «палица», «секира», «паж», «изваяние», «жезл», «увалень». Ответ на вопрос: «Каким вы можете себе представить рыцарский турнир сегодня?»
9
Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?
А. Дюма «Три мушкетёра» (глава 5).
1
Лекция «А. Дюма». Доклад о произведении. Доклад «О дуэли». Анализ стихотворения. Работа по вопросам в группах. Работа со словарём и со словом: «дуэль», «авион». Рассуждение на тему «Разрушительные последствия войны».
10-11
Право безоружного.
Дж. Ф. Купер «Последний из могикан» (отрывок из романа).
1
1
Лекция «Дж. Ф. Купер». Чтение и анализ отрывка произведения. Работа со словарём и со словом: «гуроны, лепаны, делавары». Работа по вопросам. Рассуждение на тему: «Всякий ли пленный обладает честью и достоинством?». Иллюстрация эпизода.
12-14
Право безоружного.
Константин Воробьёв «Немец в валенках».
1
2
Чтение пересказ и анализ произведения. Работа со словарём и со словом: «штрафники», «битва под Москвой», «конвоиры», «барак», «френч», «эрзац», «исступленный», «суетно», «праведно». Доклад о Женевской конвенции 1949г. Работа по вопросам. Анализ высказываний А. Суворова «Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать». Сочинение «Всякий ли пленный вызывает сострадание?»
15-16
Возможности человека безграничны.
Г.- А. Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке».
1
1
Беседа. Рассказ о жанре «баллада». Работа со словарём и со словом: «Рейн», «дукат», «таможенник», «коловращение», «гранитные быки», «SOS». Нахождение подтверждение ответам на вопросы в тексте. Работа с описательными художественными средствами. Сочинение-рассуждение «Какого человека можно назвать благородным?»
17-18
Возможности человека безграничны.
Г. Бочаров. Статья «Что человек может?»
1
1
Беседа. Рассказ о жанре «статья». Обсуждение основных проблемных вопросов статьи. Работа со словарём и со словом: «Красный Крест», «Красный Полумесяц». Доклад-презентация «Российское обществ Красного Креста». Работа с текстом, оглавление главных частей, составление плана. Рассуждение на тему «Важно, чтобы каждый человек мог рассчитывать на помощь».
19-20
Возможности человека безграничны.
А.С. Новиков-Прибой «Цусима» (фрагмент из романа).
1
1
Беседа. Рассказ о жанре «роман». Пересказ. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «броненосец», «киль», «кингстон», «корма», «таран», «шлюпка», «зюйдовый ветер», «спасательный нагрудник», «крейсер», «штурман». Анализ эпизода «Гибель броненосца «Ушаков». Работа с опорными словами. Работа с афоризмами, отражающими основную мысль текста. Работа с картинами Айвазовского И.К. «Чесменский бой» (1848). Сочинение по темам «Право безоружного» и «S.O.S».
21-22
Порочный круг.
Фрагмент из летописи «Повесть временных лет» «Месть Ольги».
1
1
Лекция «Древнерусская литература». Рассказ о жанре «летопись». Чтение и обсуждение основных проблем «Что такое месть?», «Имеет ли человек право на месть?». Работа с переводами детской писательницы А.О. Ишимовой и историка С.М. Соловьёва - сравнительный анализ. Работа со словарём и со словом: «древляне», «ладья», «величаться», «тризна». Работа над статьёй «О мести».
23-24
Порочный круг.
Фрагмент из повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».
1
1
Беседа. Рассказ о жанре «повесть». Пересказ фрагмента повести. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «мстительная решимость» и «высшая справедливость»- дискуссия. Письмо- рассуждение «Опасна ли месть во время войны?».
25-26
Порочный круг.
В. Солоухин «Мститель».
1
1
Беседа. Рассказ о жанре «рассказ». Пересказ рассказа от лица героя Витька. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «теплинка», «катыш». Работа над композицией (кульминация) и содержанием рассказа. Составление плана по теме «Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит «мститель»? Конкурс иллюстраций по теме «На что похожа месть?» (нарисовать и обозначить одним словом). Подбор ряда однокоренных слов к слову «месть». Сравнительный анализ слов «месть» и «возмездие». Понятие «эстафета мщения». Рассуждение на тему «Месть в нашей жизни». Письменный отзыв на произведение.
27-28
Жестокие игры.
Л.Н. Толстой «Детство» (глава 19 «Ивины»).
1
1
Лекция «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого». Чтение и пересказ эпизодов, анализ эпизодов. Рассуждение-рассказ о «ролях» в группе мальчиков «лидер, вожак», «преследователи», «жертва». Работа со словом. Игра «Продолжи предложение»: «настоящий лидер – это…». Сочинение по теме «Радость и боль Николеньки».
29
Жестокие игры.
Фрагмент из повести В. Железникова «Чучело».
1
Беседа. Пересказ фрагмента. Просмотр кадров фильма. Работа по вопросам. Рассуждение на тему: «Можно ли допустить унижение достоинства другой личности?», «Что потерял город?» Оценка собственных поступков.
30
Твой выбор.
А. Грин «Победитель».
1
Беседа. Пересказ фрагмента. Работа с эпиграфом. Работа со словарём и со словом: «фавор», «портал», «фунт», «ваять», «фут», «Юнона», «Гера», «Готье Теофиль», «фортуна». Рассуждение по теме «Трудность выбора и ответственность за принятое решение». Работа с понятием «несиловая форма соперничества». Работа над композицией рассказа (разделить на основные части, озаглавить их). Работа с портретом главного героя (выбор описательных характеристик). Работа с открытой концовкой рассказа (придумай концовку и сравни её с авторской). Работа над метафорой названия. Работа с выражениями «Победить любой ценой» и «Цель оправдывает средства». Письменный ответ на вопрос «Считаешь ли ты, что цель оправдывает средства?»
31-32
Твой выбор.
Е. Носов «Тридцать зёрен».
1
1
Чтение и пересказ текста. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «гуманный», «гуманитарный», «гуманистический». Рассуждение на тему «Человек и природа». Подбор однокоренных слов к слову «человек». Создание собственных вопросов по теме «Человек в ответе за Мир» с представление о том, кому можно задать данные вопросы. Эссе на тему « Я- Человек».
33
Твой выбор.
М. Жюно «Воин без оружия» (глава 22).
1
Рассказ о Марселе Жюно. Чтение главы произведения. Работа с понятием «воин без оружия». Работа над плакатом «Международное гуманитарное право», или «Я- Человек», «Я и МИР».
34
Эссе «Это мой выбор». Выходной контроль.
1
Эссе «Это мой выбор».
Учебно-методические средства обучения
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение, 1987
«Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996
«Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999Винокуров Г.О. Культура языка. – М., 1989, с.38.
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».- М.: Дрофа, 2007
Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведения русских писателей XVIII-XX вв.- М.: Дрофа, 2007
Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.– М.: Просвещение, 1994.
Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007
Материально-техническое обеспечение: 1)Технические средства: компьютер; проектор; экран 2) Комплекты:видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц; программные иллюстрации 3) Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me (2000/XP); текстовый редактор MS Word; 4) Электронные пособия: Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2012, ООО «Физикон», 2012