kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа  факультативного курс «Вокруг тебя - мир» по литературе для V класса подготовлена Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены государственным стандартом.

      Также программный материал курса «Вокруг тебя мир» подобран разработчиками таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, написанные в разные времена людьми разных национальностей, которых всегда объединяло стремление разобраться в сложностях большого разноголосого мира.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» »



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ВЛАДИМИРА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44»






Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы


Протокол № _________

от ___________________









«Согласовано»


Зам. директора по УВР


__________ Фролова С.В.


«____» _________________


«Утверждаю»


Директор МБОУ СОШ № 44

_________ Балькин Н.В.


Приказ №____ от ________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ


«ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР»


5 КЛАСС



2014-2015 учебный год












Учитель: Колесова Лариса Анатольевна.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ


«ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР»




  1. Пояснительная записка


Настоящая программа факультативного курс «Вокруг тебя - мир» по литературе для V класса подготовлена Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены государственным стандартом.

Также программный материал курса «Вокруг тебя мир» подобран разработчиками таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, написанные в разные времена людьми разных национальностей, которых всегда объединяло стремление разобраться в сложностях большого разноголосого мира.


Данная программа составлена на основе

  • учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – мир…», 5-8 классы; В помощь учителю. Сборник произведений подготовлен И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, - М,МАИК, Наука, 2005 г.

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004 г.


Обучение ведется по книге «Вокруг тебя - мир» для ученика. 5 класс/Авт.-сост. А Делетроз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2005. – 96 с.



2. Общая характеристика курса


Данный курс - пропедевтический и призван создать у учеников общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности, что необходимо современному человеку. Художественные и публицистические произведения, изучаемые в курсе «Вокруг тебя - Мир», отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения. Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор учащихся, а с другой - помогает учителю подготовиться к разговору в классе.


Цели и задачи курса


Цель курса:


- подготовка детей к восприятию основ международного гуманитарного права;



Задачи курса:


-формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста;


-формировать читательские навыки;


- развивать речь учащихся.


Диалоговый принцип построения уроков, система заданий, обращение к социальному опыту детей помогают решать поставленные задачи и достигнуть поставленной цели.




3. Место курса в базисном учебном плане



Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).



4. Требования к уровню усвоения программы


Учащиеся должны знать:


- текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;


- тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;


- основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет.



Учащиеся должны уметь:


- выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении;


- правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты; примерный темп чтения: 100-110 слов в минуту;


- находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;


- пересказывать устно и письменно (изложение) –кратко, подробно, выборочно - эпизод (или несколько эпизодов) из эпического произведения; составлять план небольшого эпического произведения;


- составлять устный рассказ о литературном герое;


- пользоваться справочным аппаратом учебника – хрестоматии и прочитанных книг.



5. Основное содержание учебного курса


Раздел 1. Введение (2 часа).


Раздел 2. О правилах (5 часов).


Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.


Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.


Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение, запрет.



Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа) (3 часа)


Цель: формирование понятия о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил.


Задачи: углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки; обогащать словарный запас; развивать умение пересказывать текст; развивать умение готовить рассказ от первого лица; развивать навык диалогового общения.


Т.Александрова "Светофорчик" (сказка) (2 часа)


Цель: формирование понятия о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил.


Задачи: расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки; развивать творческие способности на основе решения речевой задачи; развивать умение пересказывать текст; развивать навык диалогового общения.


Раздел 3. Об уважении и сострадании (11 часов)


Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.


Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.


Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.


Е.Носов "Трудный хлеб" (рассказ) (2часа)


Цель: формирование понятия «уважение».


Задачи: расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам; обогащение словарного запаса; развитие творческого воображения.


А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль) (4 часа)


Цель: формирование понятия «уважение».


Задачи: расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром; развивать навык диалогового общения; развивать умение готовить устный рассказ.


О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка) (4 часа)


Цель: формирование понятия «сострадание».


Задачи: расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки; развивать умение формулировать основную мысль произведения; развивать умение аргументировать.


Раздел 3. О войне (8 часов)


Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.


Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.


Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.



Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа) (4 часа)


Цель: обсуждение с обучающимися вопросов, связанные с гуманным отношением к военнопленным;


Задачи: формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод; развивать ассоциативное мышление; развивать умение рассуждать; развивать творческое воображение учащихся.


Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника) (3 часа)


Цель: обсуждение вопросов, связанных с гуманным обращением с военнопленными;


Задачи: познакомить учащихся с жанром дневниковых записей; развивать умение анализировать эпизод; развивать умение сравнивать; развивать умение рассуждать; развивать творческие способности (разработка правил).


Последнее уничтожение на Бородинском поле (1час).


Раздел 4. О деятельном сострадании (6 часа)


Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.


Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.


Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.


А.Куприна "Чудесный доктор" (рассказ) (4 часа)


Цель: обсуждение вопросов гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей.


Задачи: расширить представление о композиции эпического произведения малой формы; обогащение словарного запаса; развитие навыков самостоятельной работы учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ.


А. Дюнан «Воспоминание о битве при Сольферино» (2 часа)


Раздел 5. Повторение (2 часа).


Цель: повторение и проверка знаний по курсу «Вокруг тебя – Мир…»


6 . Календарно-тематическое планирование


Содержание

Количество часов



Ведение. Анри Дюнан – основатель Красного Креста

2

О правилах

5:

Сказка «Общее счастье»

2 + 1

Т. Александрова «Светофорчик»

1 + 1



Об уважении и сострадании

11:


Е. Носов «Трудный хлеб»

2 + 1

А. Платонов «Неизвестный цветок»

3 + 1

О. Уайльд «Мальчик-звезда»

3 + 1

О войне

10

Л. Толстой «Война и мир»

3 + 1

Д.Давыдов «1812»

2 + 1

Ф. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле»

1

О деятельном сострадании

3

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

3 + 1

А. Дюнан «Воспоминание о битве при Сальферино»

2

Повторение

2


Итого: 34 часа


Контроль знаний и умений обучающихся


осуществляется на каждом занятии через выполнение заданий аналитической и творческой направленности (презентация, составление собственного текста, создание текста на основе исходного), формируются навыки само- и взаимоконтроля.


Контроль осуществляется и через практические занятия, на которых обучающиеся смогут продемонстрировать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса.


Сочинений – 4, творческих работ – 4.



7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Литература


  • Для учителя:

Большой энциклопедический словарь. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1997.

«Вокруг тебя – Мир…»Методические рекомендации. 5-й класс. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев… - М.: ООО «Гендальф», 2001. – 44с.

Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)». – М.: МККК, 1998. – с. 11-16.


  • Для учащихся:

Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2005


  • Материально-техническое обеспечение:

Учебное пособие «Вокруг тебя – Мир…», 5 кл., Москва, «Наука» , авторы-составители: А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Саввова, А.М. Розов, В.В. Шишкина


  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ВОКРУГ ТЕБЯ – МИР»



№ п/п

Дата

Тема урока

Цели

Кол-во часов



Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ


2

1-2


Об учебно-методическом комплексе

Познакомить учеников с курсом «Вокруг тебя – мир»

1



Анри Дюнан – основатель Красного Креста

Познакомить учащихся в деятельностью основателя Красного креста

1



Раздел 2. О ПРАВИЛАХ


5

3


Фольклор народов северного Кавказа. Сказка «Общее счастье»


1

4


Кавказская народная сказка «Общее счастье». Лексический анализ текста. Смысл названия сказки. Нравственный урок

Углубить представление о жанре литературной сказки.

Продолжить работу по формированию навыка анализа текста художественного произведения.

Обратить внимание на роль лексических и композиционных повторов

1

5


Р.Р. Что ты делаешь для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?


1

6


Сказка Т. Александровой «Светофорчик». Анализ сказки

Расширить представления учащихся о литературной сказке, о композиции

1

7


Р.р. Как вы понимаете слово «правило»? Зачем люди придумывают правила? Нужны ли они?


1



Раздел 3. ОБ УВАЖЕНИИ И СОСТРАДАНИИ


11

8-9


Е. Носов «Трудный хлеб»

Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»

2

10


Р.р. Что значит уважать достоинство человека?


1

11-13


А. Платонов «Неизвестный цветок»

Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «достоинство». Расширить представления о композиции художественного произведения

3

14


Р.р. Какое открытие в самом себе помог совершить тебе Платонов?


1

15-17


О. Уайльд «Мальчик-звезда»

Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание». Расширить представление об авторской сказке, об аллегории, троекратном повторе как жанровом признаке волшебной сказки

3

18


Р.р. Что такое гуманизм и сострадание


1



Раздел 4. О ВОЙНЕ


8

19-21


Л.Н. Толстой «Война и мир»

( отрывки из романа)

Обсудить вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным.

Формировать умения самостоятельного сбора материалов для составления характеристики литературного героя.

Расширить представление о роли художественной детали в произведении


3

22


Р.р. Чему научился я у Пети Ростова?


1

23-24


«1812 год». Из дневника Дениса Давыдова

Познакомить учащихся с жанром дневниковых записей

2

25


Р.р. Какими правами обладают люди, оказавшееся в плену?


1

26


Ф. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле»

Развитие умения определения основной мысли и темы текста

1



Раздел 5. О ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТРАДАНИИ


6

27-29


А.И. Куприн «Чудесный доктор»

Продолжить разговор о гуманности, обращая внимание учащихся на поступки исторических личностей

3

30


Р.Р. В какие чудеса следует верить людям?


1

31-32


А. Дюнан «Воспоминание о битве при Сольферино»

Знакомство с мемуарной литературой, обсуждение вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания, привлечь внимание к поступкам исторических личностей на войне

2



Раздел 6. ПОВТОРЕНИЕ


2

33-34


Итоговая беседа. Читательская конференция. Повторение.


2











Итого




34 часа








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР»

Автор: Колесова Лариса Анатольевна

Дата: 12.07.2015

Номер свидетельства: 222682

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства