РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР»
Настоящая программа факультативного курс «Вокруг тебя - мир» по литературе для V класса подготовлена Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены государственным стандартом.
Также программный материал курса «Вокруг тебя мир» подобран разработчиками таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, написанные в разные времена людьми разных национальностей, которых всегда объединяло стремление разобраться в сложностях большого разноголосого мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ВЛАДИМИРА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы
Протокол № _________
от ___________________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________ Фролова С.В.
«____» _________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 44
_________ Балькин Н.В.
Приказ №____ от ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР»
5 КЛАСС
2014-2015 учебный год
Учитель: Колесова Лариса Анатольевна.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР»
Пояснительная записка
Настоящая программа факультативного курс «Вокруг тебя - мир» по литературе для V класса подготовлена Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены государственным стандартом.
Также программный материал курса «Вокруг тебя мир» подобран разработчиками таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, написанные в разные времена людьми разных национальностей, которых всегда объединяло стремление разобраться в сложностях большого разноголосого мира.
Данная программа составлена на основе
учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – мир…», 5-8 классы; В помощь учителю. Сборник произведений подготовлен И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, - М,МАИК, Наука, 2005 г.
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004 г.
Обучение ведется по книге «Вокруг тебя - мир» для ученика. 5 класс/Авт.-сост. А Делетроз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2005. – 96 с.
2. Общая характеристика курса
Данный курс - пропедевтический и призван создать у учеников общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности, что необходимо современному человеку. Художественные и публицистические произведения, изучаемые в курсе «Вокруг тебя - Мир», отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения. Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор учащихся, а с другой - помогает учителю подготовиться к разговору в классе.
Цели и задачи курса
Цель курса:
- подготовка детей к восприятию основ международного гуманитарного права;
Задачи курса:
-формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста;
-формировать читательские навыки;
- развивать речь учащихся.
Диалоговый принцип построения уроков, система заданий, обращение к социальному опыту детей помогают решать поставленные задачи и достигнуть поставленной цели.
3. Место курса в базисном учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
4. Требования к уровню усвоения программы
Учащиеся должны знать:
- текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;
- тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;
- основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет.
Учащиеся должны уметь:
- выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
- правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты; примерный темп чтения: 100-110 слов в минуту;
- находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
- пересказывать устно и письменно (изложение) –кратко, подробно, выборочно - эпизод (или несколько эпизодов) из эпического произведения; составлять план небольшого эпического произведения;
- составлять устный рассказ о литературном герое;
- пользоваться справочным аппаратом учебника – хрестоматии и прочитанных книг.
5. Основное содержание учебного курса
Раздел 1. Введение (2 часа).
Раздел 2. О правилах (5 часов).
Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение, запрет.
Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа) (3 часа)
Цель: формирование понятия о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил.
Задачи: углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки; обогащать словарный запас; развивать умение пересказывать текст; развивать умение готовить рассказ от первого лица; развивать навык диалогового общения.
Т.Александрова "Светофорчик" (сказка) (2 часа)
Цель: формирование понятия о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил.
Задачи: расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки; развивать творческие способности на основе решения речевой задачи; развивать умение пересказывать текст; развивать навык диалогового общения.
Раздел 3. Об уважении и сострадании (11 часов)
Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.
Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.
Е.Носов "Трудный хлеб" (рассказ) (2часа)
Цель: формирование понятия «уважение».
Задачи: расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам; обогащение словарного запаса; развитие творческого воображения.
Задачи: расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром; развивать навык диалогового общения; развивать умение готовить устный рассказ.
О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка) (4 часа)
Цель: формирование понятия «сострадание».
Задачи: расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки; развивать умение формулировать основную мысль произведения; развивать умение аргументировать.
Раздел 3. О войне (8 часов)
Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.
Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.
Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа) (4 часа)
Цель: обсуждение с обучающимися вопросов, связанные с гуманным отношением к военнопленным;
Задачи: формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод; развивать ассоциативное мышление; развивать умение рассуждать; развивать творческое воображение учащихся.
Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника) (3 часа)
Цель: обсуждение вопросов, связанных с гуманным обращением с военнопленными;
Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.
Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.
А.Куприна "Чудесный доктор" (рассказ) (4 часа)
Цель: обсуждение вопросов гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей.
Задачи: расширить представление о композиции эпического произведения малой формы; обогащение словарного запаса; развитие навыков самостоятельной работы учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ.
А. Дюнан «Воспоминание о битве при Сольферино» (2 часа)
Раздел 5. Повторение (2 часа).
Цель: повторение и проверка знаний по курсу «Вокруг тебя – Мир…»
6 . Календарно-тематическое планирование
Содержание
Количество часов
Ведение. Анри Дюнан – основатель Красного Креста
2
О правилах
5:
Сказка «Общее счастье»
2 + 1
Т. Александрова «Светофорчик»
1 + 1
Об уважении и сострадании
11:
Е. Носов «Трудный хлеб»
2 + 1
А. Платонов «Неизвестный цветок»
3 + 1
О. Уайльд «Мальчик-звезда»
3 + 1
О войне
10
Л. Толстой «Война и мир»
3 + 1
Д.Давыдов «1812»
2 + 1
Ф. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле»
1
О деятельном сострадании
3
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
3 + 1
А. Дюнан «Воспоминание о битве при Сальферино»
2
Повторение
2
Итого: 34 часа
Контроль знаний и умений обучающихся
осуществляется на каждом занятии через выполнение заданий аналитической и творческой направленности (презентация, составление собственного текста, создание текста на основе исходного), формируются навыки само- и взаимоконтроля.
Контроль осуществляется и через практические занятия, на которых обучающиеся смогут продемонстрировать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса.
Сочинений – 4, творческих работ – 4.
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература
Для учителя:
Большой энциклопедический словарь. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1997.
«Вокруг тебя – Мир…»Методические рекомендации. 5-й класс. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев… - М.: ООО «Гендальф», 2001. – 44с.
Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)». – М.: МККК, 1998. – с. 11-16.
Для учащихся:
Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2005
Познакомить учащихся в деятельностью основателя Красного креста
1
Раздел 2. О ПРАВИЛАХ
5
3
Фольклор народов северного Кавказа. Сказка «Общее счастье»
1
4
Кавказская народная сказка «Общее счастье». Лексический анализ текста. Смысл названия сказки. Нравственный урок
Углубить представление о жанре литературной сказки.
Продолжить работу по формированию навыка анализа текста художественного произведения.
Обратить внимание на роль лексических и композиционных повторов
1
5
Р.Р. Что ты делаешь для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?
1
6
Сказка Т. Александровой «Светофорчик». Анализ сказки
Расширить представления учащихся о литературной сказке, о композиции
1
7
Р.р. Как вы понимаете слово «правило»? Зачем люди придумывают правила? Нужны ли они?
1
Раздел 3. ОБ УВАЖЕНИИ И СОСТРАДАНИИ
11
8-9
Е. Носов «Трудный хлеб»
Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»
2
10
Р.р. Что значит уважать достоинство человека?
1
11-13
А. Платонов «Неизвестный цветок»
Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «достоинство». Расширить представления о композиции художественного произведения
3
14
Р.р. Какое открытие в самом себе помог совершить тебе Платонов?
1
15-17
О. Уайльд «Мальчик-звезда»
Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание». Расширить представление об авторской сказке, об аллегории, троекратном повторе как жанровом признаке волшебной сказки
3
18
Р.р. Что такое гуманизм и сострадание
1
Раздел 4. О ВОЙНЕ
8
19-21
Л.Н. Толстой «Война и мир»
( отрывки из романа)
Обсудить вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным.
Формировать умения самостоятельного сбора материалов для составления характеристики литературного героя.
Расширить представление о роли художественной детали в произведении
3
22
Р.р. Чему научился я у Пети Ростова?
1
23-24
«1812 год». Из дневника Дениса Давыдова
Познакомить учащихся с жанром дневниковых записей
2
25
Р.р. Какими правами обладают люди, оказавшееся в плену?
1
26
Ф. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле»
Развитие умения определения основной мысли и темы текста
1
Раздел 5. О ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТРАДАНИИ
6
27-29
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
Продолжить разговор о гуманности, обращая внимание учащихся на поступки исторических личностей
3
30
Р.Р. В какие чудеса следует верить людям?
1
31-32
А. Дюнан «Воспоминание о битве при Сольферино»
Знакомство с мемуарной литературой, обсуждение вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания, привлечь внимание к поступкам исторических личностей на войне