В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышления.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
1 – я четверть (27 часов) |
№ | Тема урока | Дата | Элементы содержания. Словарная работа | Знания, умения | Примечания |
1 | УНТ РК. Устное народное творчество. Статья «Сказки» | | Чтение, пересказ, ответы на вопросы. Объяснение смысла выражений. Сокровищница. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя», пересказывать содержание прочитанного. | УНТ на Русском Севере. |
2 | Русская народная сказка «Волшебное кольцо». | | Чтение, пересказ, ответы на вопросы. Закрома, пособить. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя», пересказывать содержание прочитанного. | |
3 | Русская народная сказка «Волшебное кольцо». | | Упражнения для работы над техникой чтения. Чтение текста сказки. Составление плана сказки. Палата, венец, кафтан. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Подробный пересказ прочитанного по плану. | |
4 | РК. Пословицы и поговорки. | | Объяснение смысла пословиц и поговорок. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | Северные пословицы и поговорки. |
5 | Баллада – жанр народного творчества. Баллада «Перчатка» В.А.Жуковский | | Чтение текста статьи. Ответы на вопросы. Баллада, сказитель. Составление характеристики персонажей. Барон, поприще, прянул. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Подробный пересказ прочитанного. Давать характеристику главным действующим лицам. | |
6 | Баллада «Нашла коса на камень» И.З.Суриков | | Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Выделение главной мысли, объяснение смысла названия. Целковый, напружился. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Характеризовать главных действующих лиц. | |
7 | Урок внеклассного чтения. Баллада «Светлана» В.А.Жуковский. | | Упражнения для работы над техникой чтения. Чтение, ответы на вопросы. Разбор смысла устаревших слов. | Читать осознанно, правильно, напевно вслух былину. Характеризовать героев. | УВЧ |
8 | РК. Былина - жанр народного творчества. Северные сказители и собиратели былин на Севере. Б.В.Шергин. «Об Авдотье – рязаночке» | | Чтение, пересказ по плану, ответы на вопросы. Разбор смысла устаревших слов, языка былины. | Читать осознанно, правильно, напевно вслух былину. | |
9 | РК. Песенное творчество Русского Севера. Чтение былины «Добрыня и змей» | | Чтение, ответы на вопросы. Разбор смысла устаревших слов, языка былины. Полон, медвяный, белояровая. | Читать осознанно, правильно, напевно вслух былину. | |
10 | Произведения русскихписателей 19 века. Страницы жизни и творчества А.С.Пушкина. | | Чтение статьи, пересказ, ответы на вопросы. Интрига, каторга. | Выразительное чтение вслух и «про себя». | |
11 | М.Я.Басина «Публичное испытание» | | Чтение статьи, пересказ, ответы на вопросы. Сень, почили, вотще. | Выразительное чтение вслух и «про себя». | |
12 | И.И.Пущин. «Записки о Пушкине» | | Чтение статьи, ответы на вопросы, пересказ | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Уметь кратко пересказать текст. | |
13 | А.С.Пушкин Стихотворение «Памятник». | | Чтение, ответы на вопросы. Сущий, лира, падший. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, определение главной мысли стихотворения. | |
14 | А.С.Пушкин Стихотворение «Во глубине сибирских руд» . Подготовка к заучиванию наизусть. | | Упражнения для работы над техникой чтения, ответы на вопросы. Скорбный, затворы, глас,оковы. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
15 | А.С.Пушкин Стихотворение «Зимнее утро» (словесное рисование) | | Выразительное чтение, ответы на вопросы, УСР. Нега, Аврора, вечор. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
16 | А.С.Пушкин. Главная тема стихотворений «И.И.Пущину» и «19 октября 1827». | | Чтение, ответы на вопросы. Святое провиденье, таинство. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
17 | А.С.Пушкин Стихотворение «Няне», «На холмах Грузии…» | | Чтение, ответы на вопросы. Светлица, всечасно, эпитет, метафора. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
18 | Тема любви в стихотворениях А.Пушкина «На холмах Грузии», «Сожжённое письмо», «Я вас любил» | | Чтение, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями. Внемлет, приемлет, виясь, томим. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
19 | А.С.Пушкин. Чтение и работа над содержанием «Сказки о Попе и о работнике его Балде». | | Чтение по ролям, ответы на вопросы. Полба, супостат, оброк,полверсты. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух.. Выделение главных мыслей сказки. Уметь выразить свое отношение к героям сказки. | |
20 | А.С.Пушкин. Чтение и работа над содержанием «Сказки о Попе и о работнике его Балде». | | Чтение по ролям, ответы на вопросы. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух.. Выделение главных мыслей сказки. Уметь выразить свое отношение к героям сказки. | |
21 | Урок внеклассного чтения. Ф.А.Искандер «Молельное дерево» | | Упражнения для работы над техникой чтения. Чтение, пересказ прочитанного, ответы на вопросы. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | УВЧ |
22 | М.Ю.Лермонтов. Биографические сведения. | | Чтение, пересказ прочитанного, ответы на вопросы. Дуэль, корнет, экспедиции, горцы, аристократический. | Читать осознанно, правильно, бегло. Пересказ. | |
23 | М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта» | | Чтение, ответы на вопросы. Оклеветанный, молва, дерзко. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
24 | М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Родина» | | Выразительное чтение, ответы на вопросы. Жнива, чета. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
25 | М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в стихотворениях «Парус», «Сосна». | | Упражнения для работы над техникой чтения, ответы на вопросы. Лазурь, мятежный, эпитет, метафора. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
26 | М.Ю.Лермонтов «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 1-ой части. | | Чтение, ответы на вопросы, УСР, краткий пересказ прочитанного. Гой еси, опричник, стольник, гнушаться, трапеза, гуслярный звон. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
27 | М.Ю.Лермонтов «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 2-ой части. | | Чтение, ответы на вопросы, УСР, краткий пересказ прочитанного. Нонече, душегуб, охульник. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
2 – я четверть (21 час) |
28(1) | М.Ю.Лермонтов «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 3-ей части. | | Чтение, ответы на вопросы, УСР, краткий пересказ прочитанного. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
29(2) | РК. Урок внеклассного чтения. Н.М.Рубцов. «Стихотворения». | | Чтение стихотворения, выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. | Выразительное чтение вслух и «про себя». Выделение главной мысли стихотворения. | УВЧ |
30(3) | Жизнь и творчество И.А.Крылова. | | Чтение статьи, ответы на вопросы, пересказ. Высокопоставленный чиновник, паразитизм, тунеядство, мораль. | Выразительное чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. | |
31(4) | Басня «Волк на псарне». | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Ответы на вопросы. Деление текста на части, составление плана. Овчарня, хлев, дубье, гончие. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
32(5) | Мораль басни « Осёл и Соловей». | | Чтение, ответы на вопросы. Свирель, навострился. | Выразительное чтение, характеристика главных действующих лиц. | |
33(6) | Басня «Муха и Пчела». Чтение по ролям. | | Чтение по ролям, ответы на вопросы. Спесиво, захирела, вельможа. | Выразительное чтение, чтение по ролям. Определение морали басни. | |
34(7) | Статья о Н.А. Некрасове | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ. Бурлаки, воскрешал, стать. | Правильное чтение, пересказ. | |
35(8) | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» | | Совершенствование техники чтения, выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. Обитель, скорбь, палаты, почил. | Правильное чтение вслух и «про себя». | |
36(9) | Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…» | | Совершенствование техники чтения, выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. УСР. Страда, косуля, канут. | Правильное чтение вслух и «про себя». | |
37(10) | Н.А.Некрасов «Мороз, красный нос» | | Чтение, ответы на вопросы. Составление характеристик героев с помощью учителя. Утеха, воздаянье. | Правильное чтение вслух и «про себя». Выделение главной мысли главы произведения. | |
38(11) | Н.А.Некрасов «Русские женщины» | | Составление характеристик героев, подтверждение своего заключения словами из теста. Бремя, дерзость, простер, оковы. | Правильное чтение вслух и «про себя». Выделение главной мысли произведения. | |
39(12) | РК. Урок внеклассного чтения. Стихи русских поэтов о зиме. | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | УВЧ |
40(13) | И.С.Никитин «Русь» | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Мурава, эпитет, метафора, сравнение, лунь. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
41(14) | И.С.Никитин «Утро на берегу озера» | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Мурава, эпитет, метафора, сравнение, лунь. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
42(15) | И.С.Тургенев. Биография | | Чтение, ответы на вопросы. Подробный пересказ по плану. Година, дядька. | Правильное чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. | |
43(16) | И.С.Тургенев «Муму» 1 часть. | | Совершенствование техники чтения. Деление текста на части, составление плана. Краткий пересказ прочитанного. Трехаршинный, кляча. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
44(17) | И.С.Тургенев «Муму» 2 часть. | | Чтение, соблюдение логических пауз. Краткий пересказ описания собаки. Армяк, тщедушная. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Выделение главной мысли главы. | |
45(18) | И.С.Тургенев «Муму» 3 часть. | | Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешности, поступков, подтверждение словами текста. Приживалка, гривенник. | Правильное чтение, характеристика главных действующих лиц. Пересказ содержания. | |
46(19) | И.С.Тургенев «Муму» 4 часть. | | Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешности, поступков, подтверждение словами текста. Охотный ряд. | Правильное чтение, характеристика главных действующих лиц. Выделение главной мысли главы. | |
47(20) | И.С.Тургенев «Муму» 5 часть. | | Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешности, поступков, подтверждение словами текста. Охотный ряд. | Правильное чтение, характеристика главных действующих лиц. Выделение главной мысли главы. | |
48(21) | И.С.Тургенев «Муму» 6 часть. | | Деление прочитанного на части, составление плана, пересказ по плану. | Правильное чтение, пересказ содержания прочитанного. | |
3 – я четверть (30 часов) |
49(1) | И.С.Тургенев «Муму» 7 часть. | | Деление прочитанного на части, составление плана, пересказ по плану. | Правильное чтение, пересказ содержания прочитанного. | |
50(2) | И.С.Тургенев «Муму» 8 часть. | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Деление текста на части, составление плана. Краткий пересказ прочитанного. Половой. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
51(3) | РК. Урок внеклассного чтения. А.Яшин Стихотворения. | | Подробный пересказ по плану. Составление характеристик героев с помощью учителя. Выделение главной мысли рассказа. | Правильное чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. Выделение главной мысли произведения. | УВЧ |
52(4) | Л.Н.Толстой Биография | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Деление текста на части, составление плана. Краткий пересказ прочитанного. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
53(5) | Л.Н.Толстой «После бала» | | Подробный пересказ по плану. Составление характеристик героев с помощью учителя. Выделение главной мысли главы. | Правильное чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. Выделение главной мысли главы произведения. | |
54(6) | Л.Н.Толстой «После бала» | | Подробный пересказ по плану. Составление характеристик героев с помощью учителя. Ломовые, шпицрутены. | Правильное чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. | |
55(7) | Произведения русских писателей 1-ой половины 20 века. А.П.Чехов Биография | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ. | Читать осознанно, бегло,Краткий пересказ прочитанного. | |
56(8) | А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» | | Деление текста на части, составление плана. Краткий пересказ прочитанного. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
57(9) | В.Г.Короленко Биография. «Слепой музыкант» 1 глава | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Деление текста на части, составление плана главы. Краткий пересказ прочитанного. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
58(10) | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 2 глава | | Подробный пересказ по плану. Составление характеристик героев с помощью учителя. Выделение главной мысли главы. | Правильное чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. Выделение главной мысли главы произведения. | |
59(11) | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 3 глава | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ главы по плану. | Правильное чтение вслух и «про себя». Характеристика героев. | |
60(12) | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 4 глава | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ главы по плану. | Правильное чтение вслух и «про себя». Характеристика героев. | |
61(13) | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 5 глава | | Совершенствование техники чтения, ответы на вопросы,пересказ. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
62(14) | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 6 глава | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ главы по плану. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
63(15) | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 7 глава | | Совершенствование техники чтения, ответы на вопросы,пересказ. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
64(16) | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 8 глава | | Совершенствование техники чтения, ответы на вопросы,пересказ. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
65(17) | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 9 глава | | Деление текста на части, составление плана. Краткий пересказ прочитанного. Составление характеристик героев | Краткий пересказ прочитанного. Выделение главной мысли. | |
66(18) | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 10 глава | | Деление текста на части, составление плана. Краткий пересказ прочитанного. Составление характеристик героев | Краткий пересказ прочитанного. Выделение главной мысли. | |
67(19) | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 11 глава, эпилог. | | Деление текста на части, составление плана. Подробный пересказ прочитанного. Эпилог. | Подробный пересказ прочитанного. | |
68(20) | М.Горький. Биография. «Макар Чудра» (отрывок). | | Чтение, соблюдение логических пауз. Деление текста на части, составление плана. Подробный пересказ прочитанного. Рядно. | Подробный пересказ прочитанного. | |
69(21) | М.Горький «Макар Чудра» | | Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешности, поступков, подтверждение словами текста. | Правильное чтение, характеристика главных действующих лиц. Пересказ содержания. | |
70(22) | РК. Урок внеклассного чтения. Север в романе Каверина В.А. «Два капитана». | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ. | Правильное чтение. Пересказ содержания. | УВЧ |
71(23) | С.А.Есенин Биография. «Спит ковыль». | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ. | Правильное чтение. Пересказ содержания. | |
72(24) | С.А.Есенин «Пороша» | | Выразительное чтение,ответы на вопросы. | Выразительное чтение вслух и «про себя». Выделение главной мысли стихотворения. | |
73(25) | С.А.Есенин «Отговорила роща золотая» | | Выразительное чтение,ответы на вопросы. | Выразительное чтение вслух и «про себя». Выделение главной мысли стихотворения. | |
74(26) | А.П.Платонов «Разноцветная бабочка» | | Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешности, поступков, подтверждение словами текста. | Правильное чтение, характеристика главных действующих лиц. Пересказ содержания. | |
75(27) | А.Н.Толстой «Русский характер» 1 глава. | | Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешности, поступков, подтверждение словами текста. | Правильное чтение, характеристика главных действующих лиц. Пересказ содержания. | |
76(28) | А.Н.Толстой «Русский характер» 2 глава. | | Чтение. Деление текста на части, составление плана. Подробный пересказ прочитанного. | Подробный пересказ прочитанного. | |
77(29) | А.Н.Толстой «Русский характер» 3 глава. | | Деление текста на части, составление плана. Подробный пересказ прочитанного. | Подробный пересказ прочитанного. | |
78(30) | Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка» | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Деление текста на части, составление плана всего произведения. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
4 – я четверть (27 часов) |
79(1) | Произведения русских писателей 2-ой половины 20 века. К.Г.Паустовский «Телеграмма» | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Деление текста на части, составление плана. Краткий пересказ прочитанного. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
80(2) | К.Г.Паустовский «Телеграмма» | | Подробный пересказ по плану. Составление характеристик героев с помощью учителя. Выделение главной мысли главы. | Правильное чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. Выделение главной мысли главы произведения. | |
81(3) | РК. Урок внеклассного чтения. А.П. Гайдар «Школа» | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Деление текста на части. Краткий пересказ прочитанного. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | УВЧ |
82(4) | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 1 глава. | | Чтение. Анализ поступков главных действующих лиц. Пересказ по плану. | Правильное чтение, пересказ, выделение главной мысли. | |
83(5) | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 2 глава. | | Чтение. Анализ поступков главных действующих лиц. Пересказ по плану. | Правильное чтение, пересказ, выделение главной мысли. | |
84(6) | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 3 глава. | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Деление текста на части. Краткий пересказ прочитанного. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
85(7) | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 4 глава. | | Совершенствование техники чтения. Деление текста на части. Краткий пересказ прочитанного. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
86(8) | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 5 глава. | | Совершенствование техники чтения, ответы на вопросы. Деление текста на части. Краткий пересказ прочитанного. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Краткий пересказ прочитанного. | |
87(9) | Л.А.Кассиль «Пекины бутсы» 1 глава | | Деление текста на части, составление плана. Подробный пересказ прочитанного. | Подробный пересказ прочитанного. | |
88(10) | Л.А.Кассиль «Пекины бутсы» 2 глава | | Подробный пересказ по плану. Составление характеристик героев с помощью учителя. Выделение главной мысли главы. | Правильное чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. Выделение главной мысли главы произведения. | |
89(11) | Л.А.Кассиль «Пекины бутсы» 3 глава | | Деление текста на части, составление плана. Подробный пересказ прочитанного. | Подробный пересказ прочитанного. | |
90(12) | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин» («Гармонь») | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. Деление текста на части, составление плана. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. | |
91(13) | А.Т.Твардовский «Василий Теркин» («Кто стрелял») | | Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз. | Правильное чтение вслух и «про себя». Выделение главной мысли главы, произведения. | |
92(14) | А.Т.Твардовский «Василий Теркин» («В наступлении») | | Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешности, поступков, подтверждение словами текста. Вир. | Правильное чтение вслух и «про себя». Выделение главной мысли главы, произведения. | |
93(15) | РК. Урок внеклассного чтения. К.Симонов на Севере. Стихотворения. | | Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешности, поступков, подтверждение словами текста. | Правильное чтение, характеристика главных действующих лиц. Выделение главной мысли главы. | УВЧ |
94(16) | В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» 1 глава. | | Деление прочитанного на части, составление плана, пересказ по плану. | Правильное чтение, пересказ содержания прочитанного. | |
95(17) | В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» 2 глава. | | Подробный пересказ по плану. | Правильное чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. Выделение главной мысли произведения. | |
96(18) | В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» 3 глава. | | Подробный пересказ по плану. Составление характеристик героев с помощью учителя. Выделение главной мысли рассказа. | Правильное чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. Выделение главной мысли произведения. | |
97(19) | В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» | | Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешности, поступков, подтверждение словами текста. | Правильное чтение, характеристика главных действующих лиц. Выделение главной мысли главы. | |
98(20) | В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» | | Чтение, анализ главных действующих лиц, описание их внешности, поступков, подтверждение словами текста. | Правильное чтение, характеристика главных действующих лиц. Выделение главной мысли главы. | |
99(21) | Урок внеклассного чтения. В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». | | | | УВЧ |
100(22) | Р.П.Погодин «Алфред» 1 глава | | Чтение, ответы на вопросы. Краткий пересказ главы. | Краткий пересказ прочитанного. Выделение главной мысли главы произведения. | |
101(23) | Р.П.Погодин «Алфред» 1 глава | | Пересказ прочитанного. Выделение главной мысли рассказа. | Краткий пересказ прочитанного. Выделение главной мысли главы произведения. | |
102(24) | Р.П.Погодин «Алфред» 1 глава | | Подробный пересказ по плану. Составление характеристик героев с помощью учителя. | Правильно е чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. Выделение главной мысли главы произведения. | |
103(25) | Р.П.Погодин «Алфред» 1 глава | | Анализ главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков. | Выразительное чтение вслух и «про себя». Выборочный пересказ прочитанного. | |
104(26) | Р.П.Погодин «Алфред» 1 глава | | Подробный пересказ по плану. Составление характеристик героев с помощью учителя. | Правильно е чтение вслух и «про себя». Пересказ прочитанного. Выделение главной мысли главы произведения. | |
105(27) | А.А.Сурков Стихотворение «Родина» | | Чтение, словарная работа, анализ стихотворения, Ответы на вопросы учебника. Определение главной мысли стихотворений. | Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух. Определение главной мысли стихотворений. | |