Рабочая программа факультативного курса "За страницами уроков литературы"
Рабочая программа факультативного курса "За страницами уроков литературы"
Данная рабочая программа факультативного курса направлена на реализацию часов внеклассного чтения, на которое обычно не хватает времени. Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого в программу введены занятия по изучению произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "За страницами уроков литературы" »
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Иртовская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
_____________/________________/
ФИО
Протокол № ___
от «_____»__________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Иртовская ООШ»
_____________/ Вяткина О.В./
ФИО
Приказ № ___
от «_____»__________20___г.
Рабочая программа
факультативного курса
«За страницами учебника литературы»
5 – 7 класс
2013/2014 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ
БУРКОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА,
учитель русского языка и литературы
ОУ: МБОУ «Иртовская ООШ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.).
Интерес к урокам за страницами учебника ( т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что
книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;
обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;
успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;
успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении
Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.
Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через
формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;
углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;
воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.
Задачи факультативного курса:
Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.
Побуждать детей к самостоятельному чтению.
Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.
Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.
Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.
Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.
Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.
Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 5-7 классах. в год 34 учебных часа в каждом классе.
Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:
1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.
2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.
3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.
4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.
5. Чтение учащимися названного произведения про себя.
6. Рекомендации ко внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ЛИТЕРАТУРЫ» В 5 КЛАССЕ
1.Устное народное творчество. Русские народные сказки. Северные варианты русских народных сказок. Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки. М.Д.Кривополенова. Ссказки «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.
2.Сказки народов мира.
3.С.Г.Писахов. Сказки
4.Б.В.Шергин. Сказки о Шише.
5.А.Платонов «Волшебное кольцо»
6. Басни русских и зарубежных писателей
7. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила».
8.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
9.Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» ( на выбор)
2.Сопоставительные анализ: худ. фильм и повесть Н.В.Гоголя
1
1
1
5
Б.В.Шергин
1
1. Б.В.Шергин «Для увеселения»
1
6
И.С.Тургенев
2
1.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»
2. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода»
1
1
7
Е.С.Коковин
1
1. Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»
1
8
А.Каверин
6
1.А.Каверин: жизнь и творчество
2.Знакомство с главными героями романа «Два капитана»
3. «Мечты сбываются ...» в романе «Два капитана»
4.Жизненные перепитии Кати и Саньки
5.Военные годы в романе «Два капитана»
6.Разгадка тайны экспедиции в романе А.Каверина «Два капитана»
1
1
1
1
1
1
9
А.Беляев
3
1. А.Беляев: жизнь и творчество
2. А.Беляев «Человек-амфибия»
3. Фантастика в произведениях А.Беляева
1
1
10
Ф.А.Абрамов
2
1. Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка»
2. Ф.А.Абрамов «Потомок Джима»
1
1
11
Б.Васильев
4
1. Б.Васильев6 жизнь и творчество.
2.Б.Васильев «А зори здесь тихие»
3. Жизненные пути главных героев повести
4.Тема ВОВ в творчестве Б.Васильева
1
1
1
1
12
Р.Фраерман
3
1.Знакомство с Р. Фраерманом
2. Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
3.Первая любовь в произведении Р.Фраермана
1
1
1
13
В.Железников
3
1. В.Железников «Чучело»
2.Сопоставительный анализ худ. произведения и худ. фильма
3.Тема взаимоотношений подростков в худ. литературе
1
1
1
Итого:
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред . В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева и др. – М.: Просвещение, 2009.
Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература 5-11 класс. – Архангельск: КИРА, 2005г.
Модели уроков по литературе в 5-11 классах (национально – региональный компонент). Сост. Н.П.Сидоренко, Т.Н. Назаренко и др. – Архангельск: АО ИППК РО, 2001г.