Программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
Программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
Данная программа разработана для совершенствования навыка чения.Она состоит из пояснительной записики,содержания изучаемого материала и тематического плпнирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"»
Планируемые результаты изучения учебного курса "Основы информационной грамотности"
К концу освоения данного курса обучающиеся научатся:
● понимать значение специальных библиотечных терминов, определённых программой;
● иметь представление о поисковом образе документа и поисковом образе запроса;
● уметь самостоятельно осуществлять поиск информации по справочно-библиографическому аппарату, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
● уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
● уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в сети Интернет, по электронным каталогам, представленными национальными и публичными библиотеками страны в Интернете;
● ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеки;
● критически оценивать найденную информацию в любых источниках;
● иметь представление о вторичности информации: что такое библиографическое описание и библиографическая запись на источник информации; основные правила библиографического описания документов;
● уметь грамотно оформлять результаты самостоятельной учебной и творческой работы (рефераты, доклады, обзоры и др.).
В результате изучения тем I ступени (1-4 классы) программы:
Обучающиеся научатся:
● правилам пользования библиотекой;
● общим представлениям об истории и структуре книги;
● правилам общения с книгами;
● принципам расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний);
● иметь представление о разнообразии художественной и научно-познавательной литературы для детей младшего возраста;
● возможности новых информационных технологий в представлении и преобразовании информации;
● типы и виды носителей информации (CD-ROM,e-book и др.), иметь представление о том, что такое мультимедиа;
● особенностям поиска в информационных ресурсах Интернета;
● первые электронные путеводители для детей (Bibliogid.ru, каталог детских ресурсов – kinder.ru и др.)
Обучающиеся будут иметь возможность научиться:
● отличать книгу от других носителей информации;
● использовать знания о структуре и элементах книги в целях поиска информации;
● ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеки;
● выбирать книги на тематических полках;
● выстраивать алгоритм поиска информации по энциклопедиям, справочникам и словарям для данной возрастной группы;
● оценивать и выбирать необходимую для ответа на поставленный вопрос информацию;
● уметь пользоваться компьютером;
● ориентироваться в образовательно-развивающих ресурсах Интернета.
Содержание курса "Основы информационной грамотности" 3 класс
Раздел 1. Детское справочное бюро (2ч)
Понятие о справочных изданиях: энциклопедии, словари, справочники. Роль справочной литературы в образовательном процессе. Первые энциклопедии "Что такое? Кто такой?", "Почемучка", "Я познаю мир", "Всё обо всём". Структура энциклопедии. Алфавитное, тематическое расположение материала, вспомогательные указатели в энциклопедиях, рекомендательные пристатейные списки литературы, их значение.
Раздел 2. Художники- иллюстраторы детских книг (1ч)
Творчество художников-иллюстраторов. Писатели и художники в одном лице: Т. Маврина, В Канашевич, Е.Чарушин, В. Сутеев, В Чижиков. Иллюстрирование художественных произведений. Работа художника над книгой: место, формат, расположение рисунков в тексте. Работы одного художника к разным произведениям и несколько изданий к одной книге с иллюстрациями разных художников Сравнение иллюстраций разных художников в изображении зверей сказочных героев.
Раздел 3. Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим детским журналам (1ч )
Художественные и научно- познавательные журналы. Анализ их содержания. Прочтение современных детских журналов.
Раздел 4. Внеклассное громкое чтение 34 книг художественной литературы (20 ч)
Носов В.Н. "Белый гусь", "Живое пламя"; Русские народные сказки; Медведев В,В, "Баранкин, будь человеком"; Богданов Н.М. "Из жизни русской природы"; Игнатьева- Тарават В.Н. "И снова в детство возвращаясь"; Григорович Д.В. "Гуттаперчивый мальчик"; Губарев В.Г. "Королевство кривых зеркал" ;Олеша Ю.К. "Три толстяка"; Прокофьева С.И. "Приключения жёлтого чемоданчика"; Клепов В.С. "Тайна золотой долины. Четверо из России"; Некрасов А.Н. "Приключения капитана Врунгеля"; Кочетков В.Н. "Урок географии"; Дворянсков В.Н. "Так родниково разливался голос".
Раздел 5. Подготовка работ для участия в областных и межрегиональных конкурсах (10ч)
Работа с информационными ресурсами в Интернете; подготовка докладов с обзоров прочитанных книг; компьютерные практикумы, презентации.
Тематический план
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Экскурсии
Проекты
1
2
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Детское справочное бюро (2 ч.)
1.
Справочная литература.
1
1
2.
Роль литературы в образовательном процессе
1
1
Художники- иллюстраторы детских книг (1ч.)
3
Творчество художников-иллюстраторов. Иллюстрирование художественных произведений.
1
1
Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим детским журналам (1 ч.)
4
Художественные и научно-познавательные журналы.
1
1
Внеклассное громкое чтение 34 книг художественной литературы "Региональный список 100 книг" (20 ч.)
5
Носов Е.Н. "Белый гусь", "Живое пламя".
1
1
6
Русские народные сказки
1
1
7
Медведев В.В. "Баранкин, будь человеком"
1
1
8
Богданов М.Н. "Из жизни русской природы"
1
1
9-10
Игнатьева В.Н." Тарават", "И снова в детство возвращаясь"
2
1
1
11-12
Григорович "Гуттаперчивый мальчик"
2
2
13-15
Губарев В.Г. "Королевство кривых зеркал"
3
3
16-19
Олеша Ю.К. "Три толстяка"
4
4
20
Прокофьева С. "Приключения жёлтого чемоданчика"
1
1
21
Клепов В.С. "Тайна золотой долины. Четверо из России"
1
1
22
Некрасов А. "Приключения капитана Врунгеля"
1
1
23
Кочетков В.Н. "Урок географии".
1
1
24
Дворянсков В.Н. "Так родниково разливался голос"
1
1
Подготовка работ для участия в областных и межрегиональных конкурсах (10ч)
25-34
Подготовка детских творческих работ для участия в конкурсах.
10
1
8
1
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока/
Форма прове-дения
Планируемые результаты
Форма организации учебно-познават.
деятельности
Оборудо-вание
Система
кон-
троля
Дата
План
Факт
Предметные
Метапредметные
Личностные
План
Факт
1
2
3.1
3.2
4
5.1
5.2
5.3
6
7
8
9.1
9.2
Раздел 1. Детское справочное бюро (2 ч.)
1.
Справочная литература. Роль справочной литературы в образовательном процессе.
1
Урок-обсуж-дение
Виды справочников
Работать в паре, высказывать своё мнение.
Положительное
отношение и интерес к урокам
Фронтальная, индивидуал.
Справочники, презен-тация
Твор-ческие
задания
2.
Творчество художников- иллюстраторов. Иллюстрирование художественных произведений..
1
Урок творчества «Иллюстрируем книгу сами»
Титульный лист, содержание, иллюстрации.
Выполнение учебных действий в устной форме.
Положительное
отношение и интерес к предмету
Фронтальная, индивидуал.
Компью-тер,диски
Творчес-кие
задания
Раздел 2. Художники- иллюстраторы детских книг (1 ч.)
3.
Художественные и научно-познавательные журналы.
1
Урок-обсуж-дение
Профессии книгоизда-тельства
Получение нужной информации.
Оценка своих эмоциональных реакций
Фронтальная, индивидуал.
Книги
Ролевая игра
Раздел 3. Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим детским журналам (1 ч.)
4.
Художественные и научно-познавательные журналы
1
Игра-путе-шествие
Печатные издания, отличия, особенности.
Внимательное и вдумчивое отношение к текстам
Фронтальная, индивидуал.
Журналы
Творческие задания
Раздел 4. Громкое чтение вслух (20 ч.)
(Литература из «Регионального списка 100 книг»)
5.
Е.Н.Носов «Белый гусь», «Живое пламя».
1
Урок-практи-кум
Объяснение действий персонажей.
Чувство понимания и любви к живой природе.
Фронтальная, индивидуал.
Энциклопедия, словарь
Творчес-кие задания
6.
Русские народные сказки.
1
Урок-обобщение
Объяснение смысла названия, его связь с содержанием.
Представление о нравств. категориях (добре и зле).
Фронтальная, индивидуал.
Компьютер, презента-ция
Тесты
7.
Медведев В.В. "Баранкин, будь человеком"
1
Совер-шенст-вова-ние ЗУН
Составление мультфильма
Понимание чувств других людей.
Фронтальная, индивидуал.
Диск со сказкой
Обыгрывание ситуаций
8.
Богданов М.Н. "Из жизни русской природы"
1
Выстав-ка-просмотр
Постановка вопросов к тексту
Чувство любви к природе
Фронтальная, индивидуал.
Альбомы, краски
Ролевая игра
9-10.
Игнатьева В.Н. "Тарават", "И снова в детство возврааясь"
1
Урок-обобщение
Объяснять поступки персонажей
Понимание чувств других людей
Фронтальная, индивидуал
Книги о детях
Компью-тер
11-12.
Григорович Д.В. "Гуттаперчивый мальчик"
2
Беседа-размышление
Объяснять поведение героев повести.
Следовать в поведении моральным нормам.
Фронтальная, индивидуал.
Книга
Творчес-кие задания
13-15.
Губарев В.Г. "Королевство кривых зеркал"
3
Беседа просмотр отрывка из фильма
Придумывание иллюстраций к прочитанному произведению
Бережное отношение к животному миру.
Фронтальная, индивидуал.
Книга
Творческие задания
16-19.
Олеша Ю.К. "Три толстяка"
4
Ролевая игра
Вычленение фрагментов текста для ответа на вопрос.
Представление о нравственных поступках.
Фронтальная, индивидуал.
Книга
Творчес-кие задания
20.
Прокофьева С. "Приключения жёлтого чемоданчика"
1
Беседа-размышление
Постановка вопросов к тексту.
Отношение к героям
Фронтальная, индивидуал.
Выставка книг
Творческие задания
21.
Клепов В.С. "Тайна золотой долины. Четверо из России"
1
Урок-практикум
Чтение и обсуждение произведения
Понимание чувств других людей.
Фронтальная, индивидуал.
Книга
Компью-тер
22.
Некрасов А. "Приключения капитана Врунгеля"
1
Конкурс на лучшую иллюстрацию
Придумывание иллюстраций к прочитанному
Работа в группе,учёт мнения других людей.
Фронтальная, групповая, индивидуал.
Книга
Творческие задания
23.
Кочетков В.Н. "Урок географии"
1
Диспут по прочитанной книге
Чтение и обсуждение произведения.
Работа в группе, учет мнения других
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Книга
Творческие задания
24.
Дворянсков В.Н. "Так родниково разливался голос"
1
Устный журнал
Обсуждение произведения
Фронтальная, индивидуальная
Конкурс стихов
Раздел 5. Подготовка работ для участия в областных и международных конкурсах (10 ч)