Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа г.Сенгилея муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области
имени Героя Советского Союза Н.Н. Вербина
Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён.
Значение имён прилагательных. Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнении качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения. Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные. Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.
Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.
35 часов (1 ч. в неделю) Дудка А.В.
№ | № по теме | Дата | Тема | ФОПД | Содержание занятия | Планируемые результаты учебной деятельности |
П | Ф |
Личностные | Предметные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
Из истории языка (2ч) |
1. | 1.1 | | | Старые и новые слова в языке. | Ф | Использование устаревших и новых слов в тексте; значение слова по толковому словарю; толкование слова в различных словарях; | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли. Связь слов, интонационная законченность, речевая задача). | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
2. | 1.2. | | | Сокровища бабушкиного сундука | ФГ | Поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; | Положительное отношение и интерес к изучению русского языка, как к познавательному труду. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
Загадки простого предложения (9ч) |
3. | 2.1 | | | Загадки простого предложения. | ФП | - порядок слов в простом предложении, рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл; | Внимательное отношение к особенностям устных и письменных высказываний других людей. | Использовать свойства значений слов при создании собственных высказываний | Смысловое чтение как осмысление | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
4. | 2.2 | | | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. | ФГ | Порядок слов в предложении: понимает зависимость смысла предложения от порядка слов. | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Соблюдать произносительные нормы в собственной речи | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. | Учет разных мнений и умение обосновывать собственное мнение | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
5. | 2.3 | | | Важные мелочи. | Ф | интонационное оформление восклицательных и вопросительных предложений; | Положительное отношение и интерес к изучению русского языка, как к познавательному труду. | Осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли. Связь слов, интонационная законченность, речевая задача). | Структурирова- ние знаний | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Волевая само регуляция как способность к волевому усилию |
6. | 2.4 | | | Требуется определение. | ФИ | взаимосвязь логического ударения и смысла предложения; | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Умение слушать собеседника | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
7. | 2.5 | | | Важные обстоятельства. | ФИГ | содержание, языковые особенности и структуру текста-описания; | Внимательное отношение к особенностям устных и письменных высказываний других. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
8. | 2.6 | | | Необходимо дополнить. | ФГ | письменное высказывание по предложенному образцу; | Стремление к самоизмене нию и приобретению новых знаний и умений | | Структурирова- ние знаний | Учет разных мнений и умение обосновывать собственное мнение | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
9. | 2.7 | | | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». | ФГ | анализирует и оценивает содержание ,содержание, особенности и структуру текста-описания | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Использовать свойства значений слов при создании собственных высказываний | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
10. | 2.8 | | | Стройтесь в ряд! | ФГ | создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме. | Положительное отношение и интерес к изучению русского языка, как к познавательному труду. | Оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
11. | 2.9 | | | Запятые, по местам! | ФГ | Анализ смысла предложения и выявление на основе анализа место постановки запятой. | Внимательное отношение к особенностям устных и письменных высказываний других. | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. | Учет разных мнений и умение обосновывать собственное мнение | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
Лабиринты грамматики (2ч) |
12. | 3.1. | | | Слово в грамматике | ФГ | Формулирует собственное мнение, аргументирует его, договаривается и приходит к общему решению при совместном обсуждении проблемы. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Соблюдать произносительные нормы в собственной речи | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Ориентация на партнера по общению | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
13. | 3.2. | | | Как «работают» слова или для чего нужна грамматика | ФИ | Наблюдает и анализирует порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строит рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл. | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Создавать тексты/сочинения/в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложения | Смысловое чтение как осмысление цели чтения | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
О существительных по существу (12ч) |
14. | 4.1. | | | «Лебедь белая плывёт». | ФГ | Наблюдает за использованием существительных общего рода, на основании наблюдений выводит закономерности их употребления. | Положительное отношение и интерес к изучению русского языка, как к познавательному труду. | Использовать свойства значений слов при создании собственных высказываний | Анализ звуков с целью выделения признаков. | Умение слушать собеседника | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
15. | 4.2. | | | Может ли род быть общим? | ФП | Употребление в речи существительных общего рода. О существительных по существу От чего зависит род имени существительного. | Понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание | Оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств | Использование общих приемов решения задач | Умение договариваться, находить общее решение | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения |
16. | 4.3. | | | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | ФИ | На основе наблюдения форм имён существительных в текстах строит рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке. | Положительное отношение и интерес к изучению русского языка, как к познавательному труду. | Создавать тексты/сочинения/в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложения | Анализ звуков с целью выделения признаков | Умение договариваться, находить общее решение | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме |
17. | 4.4. | | | Как быть, если нет окончания? | ИГ | Соблюдает нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Использовать свойства значений слов при создании собственных высказываний | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
18. | 4.5. | | | Один, два, много. | ФГ | Всегда ли существительные имели только два числа? Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. | Положительное отношение и интерес к изучению русского языка, как к познавательному труду. | Оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
19. | 4.6. | | | Почему именительный падеж назвали именительным? | ФГ | История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). | Внимательное отношение к особенностям устных и письменных высказываний других. | Создавать тексты/сочинения/в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложения | Анализ звуков с целью выделения признаков | Умение договариваться, находить общее решение | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
20.. | 4.7. | | | Как «работает» родительный падеж? | ФГ | Систематизирует знания о родительном падеже. | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
21. | 4.8. | | | «Щедрый» падеж. | ФИ | Систематизирует знания о дательном падеже. | Положительное отношение и интерес к изучению русского языка, как к познавательному труду. | Использовать свойства значений слов при создании собственных высказываний | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
22. | 4.9. | | | Винительный падеж — великий маскировщик. | ФГ | Систематизирует знания о винительном падеже. Отличает родительный и винительный падежи. | Понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание | | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
23. | 4.10 | | | Падеж - работяга. | ФИ | Систематизирует знания о творительном падеже. | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
24. | 4.11 | | | Любимая «работа» предложного падежа. | ФП | Систематизирует знания о предложном падеже. Защита проектов | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
25. | 4.12 | | | Кому принадлежат имена собственные? | ФГ | Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. | Положительное отношение и интерес к изучению русского языка, как к познавательному труду. | Создавать тексты/сочинения/в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложения | Поиск и выделение необходимой информации | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
Такие разные признаки предметов(9ч) |
26. | 5.1. | | | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | ФГ | Составляет устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств. | Внимательное отношение к особенностям устных и письменных высказываний других. | Использовать свойства значений слов при создании собственных высказываний | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение слушать собеседника | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
27. | 5.2. | | | Всё познаётся в сравнении. | ФГ | Соблюдает нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных. | Формирование учебных мотивов, интереса к новому. | Оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств | Поиск и выделение необходимой информации | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
28. | 5.3. | | | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. | ФГ | Исправляет речевые ошибки и недочёты в использовании степеней сравнения. | Понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание | Создавать тексты/сочинения/в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложения | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
29. 30 | 5.4. 5.5. | | | Что кому принадлежит? | ФИ | Значение относительных прилагательных. | Внимательное отношение к особенностям устных и письменных высказываний других. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
31. | 5.6. | | | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | ФП | Вспоминает какие прилагательные называют притяжательные прилагательные. Выявляет способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин...). | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Создавать тексты/сочинения/в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложения | Анализ звуков с целью выделения признаков. Смысловое чтение как осмысление | Учет разных мнений и умение обосновывать собственное мнение | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
32. | 5.7. | | | «Крокодиловы слёзы» | ФГ | Контролирует соблюдение норм русского языка в речи собеседника и исправляет допущенные при речевом общении ошибки; | Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений | Использовать свойства значений слов при создании собственных высказываний | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
33. | 5.8. | | | Лексические загадки. | ФГ | Осуществляет учебное сотрудничество и взаимодействие, умеет договариваться, распределять роли в игровой деятельности | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Создавать тексты/сочинения/в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложения | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
34. 35 | 5.9 5.10 | | | «Своя игра» Обобщение по темам программы за год | ФГ | Оценивает правильность выполнения действий, осуществляет итоговый контроль по результатам выполнения задания;. | Положительное отношение и интерес к изучению русского языка, как к познавательному труду. | Оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |