Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Сочинение по литературе на «5» для учащихся 9 класса»
Пояснительная записка
Место данного предмета.
Программа курса «Сочинение по литературе на «5» предназначена для формирования умений и навыков учащихся 9 класса в овладении свободной, уверенной письменной и устной речью. Сочинение – это не только связное письменное высказывание на заданную тему, опирающееся на литературный материал, но это и способ самовыражения, самораскрытия. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.
Цели и задачи курса. Вооружить учащихся речевыми умениями; пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству; развить литературно-творческие способности у учащихся. Углубить теоретические знания учащихся в работе над созданием своего сочинения; совершенствовать навыки школьников в овладении связной литературной речью; сформировать навыки логически выстраивать высказывание на заданную тему; подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.
Новизна данной программы. Развивать речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. А это одна из актуальных задач, которую решают в процессе обучения учащихся в школе. Работа над сочинением даёт учащимся массу умений и навыков, которые будут востребованы не только на уроке литературы. Это и логика, и связность речи, и умение точно подбирать слова, внимание к нюансам содержания любого высказывания, а значит, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения. На уроках развития речи мы учим детей думать, развиваем их мыслительные способности. Умение писать сочинения способствует воспитанию чувства самоуважения, собственного достоинства, так как человек стремится не «украсть» (списать), а создать.
Межпредметные связи. Предлагаемый курс базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность. Курс связан как с разделами языкознания («Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и с теорией литературы. Кроме того, изучение данного курса поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.
Особенности организации учебного процесса. Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Курс рассчитан на семнадцать часов. Занятия проходят один раз в неделю. Программа позволяет проводить занятия со всем классом одновременно.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков: владение литературной речью; умение аргументировать свою мысль; умение подать свою мысль с нужной автору (выигрышной) стороны, умение строить высказывание в нужном стиле; точность в выборе слова – следовательно, точность в выражении своей мысли; умение сжать излагаемый материал или – в соответствии со стоящей задачей – развернуть его.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Лабораторные, практические, творческие работы
Контрольные работы
1
Основные цели и задачи курса.
1
2
Композиция литературного сочинения.
2
3
Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?
2
4
Тема и проблема текста. Как определить проблему?
3
5
Учимся формулировать тезис.
2
6
Вывод сочинения на литературную тему.
2
7
Сочинение по данному тексту. Критерии оценивания.
2
2
8
Итог. Сочинение.
3
3
Итого
17
5
Содержание курса:
Тема 1.Основные цели и задачи курса. Критерии оценивания сочинения. Знакомства с основными целями и задачами курса.
Тема 2.Композиция литературного сочинения. Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.
Тема 3.Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений.
Тема 4.Тема и проблема текста. Как определить проблему?Тема текста. Проблема. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Тема 5. Учимся формулировать тезис. Композиция сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса. Языковые средства логической связи
Тема 6. Вывод сочинения на литературную тему. Роль заключения в сочинении-рассуждении. Языковые средства логической связи.
Тема 7. Сочинение по данному тексту. Критерии оценивания. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента.
Литература и средства обучения
Мещерякова В. Жизнь и деяния Александра Грибоедова.- М,: 1997.
Русские писатели. ХIХ век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. / А.Н.Архангельский, Э.Л. Безносов, В.А.Воропаев и др. – М.: Дрофа, 2000.
Литература. Справочные материалы / Под ред. СВ. Тураева. — М.: Просвещение, 1988.
Актуальные проблемы развития речи / Под ред. А.П.Еремеевой. – М.: Просвещение, 1981.
Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу. Пособие – тетрадь по литературному моделированию. – М.: Школа-Пресс, 1999.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. М.: Дрофа, 2002.
Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 2000.