Учебник: (ФГОС) Лтература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (В.Я. Коровина.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013г.
Программа по литературе составлена в соответствии со стандартами основного общего образования (Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004)на основе примерной программы по литературе основного общего образования на базовом уровне Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа по литературе 6 класс с УУД »
Программа по литературе составлена в соответствии со стандартами основного общего образования (Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004)на основе примерной программы по литературе основного общего образования на базовом уровне Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.
В связи с этим основными целями в организации учебного процесса в 6 классе будут:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу самостоятельной читательской деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Затруднения и пути их решения
Затруднения, с которыми я столкнулась:
учащиеся могут выдвинуть проблему и запутаться в большом количестве гипотез, её решающих;
иногда учащиеся хотят проявить себя и забегают вперед (подсматривают материал в учебнике), а потом пытаются показать, как быстро они поняли и сформулировали тему. Приходится это учитывать;
нет стремления самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;
иногда не могут самостоятельно корректировать свои ошибки.
Авторы программы предлагают пути решения проблем, связанных с преподаванием русского языка в средней школе. В основу своей программы они положили педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
К ним относятся:
Принцип развития (один из личностно-ориентированных принципов)
Принцип смыслового отношения к миру (один из культурно ориентированных принципов)
Принцип обучения деятельности
Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации (это деятельно ориентированные принципы)
Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В.Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения литературы в 6 классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы
Технологии.
1. Технология проблемно – диалогического обучения
Технология проблемно – диалогического обучения позволяет организовывать на уроках самостоятельное открытие учащимися новых знаний.
Цели и этапы учебного процесса и методика их проведения на основе технологии проблемно – диалогического обучения.
Цели
Этапы учебного процесса
Методика организации
Знания
Введения материала
Воспроизведение (проговаривание)
Методы
Задания
Умения
Задачи и упражнения
Задания
Навыки
Многократное повторение действий
Задания
Классификация методов обучения по технологии
проблемно – диалогического обучения
Методы
Проблемные
Традиционные
«Классические»
«Сокращённые»
Постановки проблемы
Сообщение проблемы учителем от пробл. ситуации
Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Подводящий к теме диалог
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Сообщение темы
Поиска решений
Сообщение гипотез, проверка учителем
Выдвижение, проверка гипотез учениками
Побуждающий к гипотезам и проверке диалог
Подводящий от проблемы диалог
Подводящий без проблемы диалог
Сообщение заданий
Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего обучения, поскольку является:
результативной – обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников. Воспитание активной личности;
здоровьесберегающей – позволяет снижать нервно – психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний.
2. Технология критического мышления.
Результативность: у детей формируются способности применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, выделять причинно-следственные связи, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале, быть открытым для новых идей, разграничивать обоснованные и необоснованные ошибки.
3.Здоровьесберегающая технология.
1.Снижение психофизиологической нагрузки учащегося за счет активного включения тактильного, зрительного, слухового анализаторов.
2.Высокая мотивация обучения за счет снижения стрессогенных факторов.
Индивидуальные особенности класса
Рабочая программа, составленная для 6 класса А, Б, В является логическим продолжением программы и составляет непрерывный курс литературы, призванного обеспечить связь всех звеньев обучения от начала и до конца изучения предмета.
В рабочей программе учитывается одна из важнейших учебных целей курса литературы:
В основном, у учащихся класса хороший уровень учебной мотивации, но познавательная деятельность сформирована не у всех. Некоторые ребята испытывают трудности: Какасьев Дмитрий, Шамонина Екатерина, Фалина Диана(6В) Поэтому необходимо включать их процесс выполнения заданий самостоятельно, формировать умения выполнять решение учебных задач до конца. Для этих учащихся необходимо обеспечить дифференцированный подход с учётом их индивидуальных особенностей, поощрять проявление активности на уроке, так как они обучались в начальной школе по программе коррекционного обучения, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную работу, стесняются отвечать у доски. Необходимо включать метод «яркого пятна» и игровые элементы при объяснении нового материала, развивать и формировать познавательные интересы и общий кругозор.
Большая часть учеников проявляют желание учиться. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности. В организацию работы с этими учащимися учтён и факт, что они ещё не обладают высоким уровнем самостоятельности в учёбной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята боятся дать неправильный ответ, переживают собственные неудачи. В целях корректировки необходимо воспитывать успешность в работе, чтобы по собственной инициативе они могли выдвигать гипотезы, исследовать, самостоятельно оценивать свои возможности. Рабочая программа учитывает особенности класса и возможности отдельного ребёнка (например, давать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предлагать иллюстрирование, устное рисование и т. д.).
Критерии оценивания
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
• глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
• стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
• написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
• достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
• логичное и последовательное изложение содержания;
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
• в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
• материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
• обнаруживается владение основами письменной речи;
• в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
• не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
• характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
• отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
• знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
• умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
• понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
• знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
• умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
• уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 70 – 89 %;
«3» - 50 – 69 %;
«2»- менее 50 %.
Оценка творческих работ
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
• умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
• соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
•широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
•соответствие работы ученика теме и основной мысли;
•полнота раскрытия тема;
•правильность фактического материала;
•последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
• правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
•реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
• широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).
Таблица тематического распределения часов:
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
4
Из древнерусской литературы.
2
Из русской литературы ХVIII века
1
Из русской литературы XIX века.
54
Из русской литературы XX века.
28
Зарубежная литература.
11
Повторение пройденного.
1
Всего часов
102
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик
должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения:
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.
2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
3.Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
Дополнительная литература:
1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.
2. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003
3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012
5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002
6. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005
7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002
Содержание тем учебного курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
№
Тема урока
Тип урока
Количество часов
Планируемые результаты
(предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Д/з
Дата план
Содержание урока (ученик должен знать)
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
1
Художественное произведение. Содержание и форма.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы.
Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства
Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.
Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Художественный анализ стихотворения
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
И.С. ТУРГЕНЕВ (5 час)
34
Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор.
Позитивная моральная самооценка.
35
Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Понимают возможность различных точек зрения.
Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им
36
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Портреты героев как средство изображения их характеров.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Уважение ценностей семьи.
37
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Тургенев – мастер портрета и пейзажа.
Строят логические цепи рассуждений.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
Любовь к природе.
38
Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Обобщение и систематизация изученного.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 час)
39
Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика.
40
Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Составляют план и последовательность действий.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Любовь к Родине.
41
Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.
Представление результатов самостоятельной работы.
А.А.ФЕТ (2 час)
А.А.ФЕТ (2 час)
42
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы...».
Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну.
43
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Урок рефлексии
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Чувство гордости за свою страну.
Н.А. НЕКРАСОВ (6 час)
44
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Доброжелательное отношение к окружающим.
45
Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Величие народа-созидателя. Тема, идея, сюжет и композиция стихотворения.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Уважение русского народа как творца и созидателя.
46
Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Особенности поэтических интонаций.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Осознают качество и уровень усвоения.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.
Оптимизм в восприятии мира.
47
Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении.
Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Позитивная моральная самооценка.
48
Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Сочетание реальности и фантастики в произведении.
Выделяют и формулируют проблему.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Чувство гордости при следовании моральным нормам.
49
Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Тестирование + творческое задание
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
Н.С. ЛЕСКОВ (6 час)
50
Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Чувство гордости при следовании моральным нормам.
51
Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Составляют план и последовательность действий.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения
Любовь к Родине.
52
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Лексическая работа с текстом.
Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Чувство гордости за свою страну.
53
Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Составление толкового словаря. Проект.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
Чувство гордости за свою страну.
54
Сказовая форма повествования.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Обобщение и систематизация изученного.
Строят логические цепи рассуждений.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.
Уважение истории, культурных и исторических памятников.
55
Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Сочинение – рассуждение
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
А.П.ЧЕХОВ (3 час)
А.П.ЧЕХОВ (3 час)
56
А.П. Чехов. Литературный портер писателя.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Рассказ о писателе на основе презентации
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
, регулируют весь
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Уважение истории, культурных и исторических памятников.
57
Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Речь героев и художественная деталь как источник юмора
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Любовь к Родине.
58
Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Роль художественной детали.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Гражданский патриотизм.
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 час)
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 час)
59
Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Учатся принимать решение и реализовывать его.
Экологическое сознание.
60
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Особенности пейзажной лирики Баратынского
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.
Экологическое сознание.
61
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Анализ стихотворения.
Выполняют операции со знаками и символами.
Оценивают достигнутый результат.
Планируют общие способы работы.
Любовь к родной природе.
62
Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Художественный анализ стихотворения.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
63
А.И.Куприн «Чудесный доктор».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Реальная основа и содержание рассказа.
Анализируют условия и требования задачи.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся принимать решение и реализовывать его.
Признание ценности здоровья, своего и других людей.
64
Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор»
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Осознают качество и уровень усвоения.
Проявляют внимание к личности другого.
Уважение ценностей семьи.
65
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Знакомство с творчеством писателя.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Оценивают достигнутый результат.
Стремление устанавливать доверительные отношения.
Оптимизм в восприятии мира.
66
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Прекрасное вокруг нас.
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Оптимизм в восприятии мира.
67
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Победа романтической мечты над реальностью жизни.
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Сличают свой способ действия с эталоном.
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Признание ценности здоровья, своего и других людей.
68
Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
ТЛ: понятие феерии
Выражают структуру задачи разными средствами.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
69
Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Обобщение и систематизация изученного
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Оценивают достигнутый результат.
Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Доброжелательное отношение к окружающим.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час)
70
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Солдатские будни в стихотворениях о войне.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.
Готовность к равноправному сотрудничеству
71
Д.С. Самойлов. «Сороковые».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Описывают содержание совершаемых действий .
Уважение ценностей семьи.
В.П. АСТАФЬЕВ (2 час)
72
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
. Нравственные проблемы рассказа
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Чувство гордости за свою страну.
73
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Самобытность героев рассказа
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Любовь к природе.
74
Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Письменный ответ на вопрос.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
В. Г. РАСПУТИН (3 час)
В. Г. РАСПУТИН (3 час)
75
Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Слово о писателе. Чтение и анализ произведения.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
76
Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Нравственная проблематика повести.
Выделяют и формулируют проблему.
Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
77
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Обобщение и систематизация изученного.
Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Составляют план и последовательность действий.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.
Понимание конвенционального характера морали.
78
Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Нравственная суть взаимоотношения Митраши и Насти
Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Умеют слушать и слышать друг друга.
Основы социально-критического мышления.
79
Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» . Особенности композиции и смысл названия сказки.
Выделяют и формулируют проблему.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (4 час)
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (4 час)
80
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Средства создания поэтических образов. Чувство радости и печали, любви к родной природе.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью.
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание.
81
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Знание основных принципов и правил отношения к природе.
82
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Составляют план и последовательность действий.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
83
Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Художественный анализ стихотворения.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
84
Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Слово о писателе. Чтение и анализ произведений.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Оценивают достигнутый результат.
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого
Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.
85
Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Особенности использования народной речи в художественном произведении. Роль речевых характеристик в создании образов героев.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
86
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Влияние учителя на формирование детского характера
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Оценивают достигнутый результат.
Проявляют уважительное отношение к партнерам.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
87
Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Приемы юмористического изображения в прозаическом тексте.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Умеют слушать и слышать друг друга.
Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
88
Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Характеристика образа. Обобщение и систематизация изученного.
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм.
89
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Чтение и анализ произведений
Устанавливают причинно-следственные связи.
Оценивают достигнутый результат.
Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции.
Любовь к малой Родине, родной природе.
90
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия
Строят логические цепи рассуждений.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.
Экологическое сознание.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 час)
91
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Понятие о мифе.
Фантастика и реальность в мифе.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
92
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Фантастика и реальность в мифе.
Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
93
Геродот. «Легенда об Арионе».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Слово о писателе и историке.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Осознают качество и уровень усвоения.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
94
А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Сопоставительный анализ.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
95
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе
Строят логические цепи рассуждений.
Сличают свой способ действия с эталоном.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Освоение общемирового культурного наследия.
96
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность.
Выделяют и формулируют проблему.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
97
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Освоение общемирового культурного наследия.
98
99
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.
Выделяют и формулируют проблему.
Осознают качество и уровень усвоения.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
100
101
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми.
Структурируют знания.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Освоение общемирового культурного наследия.
102
Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.