Муниципальное общеобразовательное учреждение
| | | | | |
| № п/п | № урока в разделе (теме) | дата план 5 | дата факт | Тема урока |
| I | | | | Введение |
| 1 | 1 | | | Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. |
| II | | | | Устное народное творчество (10 ч.) |
| 2 | 1 | | | Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни |
| 3 | 2 | | | Малые жанры фольклора |
| 4 | 3 | | | Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Нравственное и эстетическое содержание сказок |
| 5 | 4 | | | «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича. Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев. |
| 6 | 5 | | | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами. |
| 7 | 6 | | | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли |
| 8 | 7 | | | Образ главного героя сказки. Его моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа |
| 9 | 8 | | | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости в сказках о животных. Просмотр мультфильма |
| 10 | 9 | | | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости в сказках о животных. |
| 11 | 10 | | | Р.Р. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос |
| III | | | | Древнерусская литература (2 ч.) |
| 12 | 1 | | | Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси |
| 13 | 2 | | | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле |
| IV | | | | Русская литература XVIII века (2 ч.) |
| 14 | 1 | | | Вн. чт. М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности) Видеоматериал |
| 15 | 2 | | | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Изложение научных истин в поэтической форме. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер |
| V | | | | Русская литература XIX века (42 ч.) |
| 16 | 1 | | | Вн. чт. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев |
| 17 | 2 | | | И. А. Крылов. Рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом») Видеоматериал |
| 18 | 3 | | | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. («Волк на псарне»). Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен |
| 19 | 4 | | | Р.р. И.А. Крылов. Басни. Обобщение изученного. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина |
| 20 | 5 | | | В.А. Жуковский. Рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна» как литературная сказка. Сходные и |
| | | | | различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Видеоматериал |
| 21 | 6 | | | В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе |
| 22 | 7 | | | А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Видеоматериал |
| 23 | 8 | | | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению |
| 24 | 9 | | | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки. Видеоматериал |
| 25 | 10 | | | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Центральные образы сказки. Система образов |
| 26 | 11 | | | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Сходство и различия литературной и народной сказок. Сказка А. С. Пушкина и сказка В. А. Жуковского |
| 27 | 12 | | | Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. (Письменная классная или домашняя работа). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов |
| 28 | 13 | | | Вн. чт. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина |
| 29 | 14 | | | Р.р. Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина |
| 30 | 15 | | | Р.р.Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина |
| 31 | 16 | | | А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Видеоматериал |
| 32 | 17 | | | Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк горбунок». Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Видеоматериал |
| 33 | 18 | | | Вн. чт. В.М. Гаршин. «AttaleaPrinceps». Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке |
| 34 | 19 | | | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. Историческая основа стихотворения. Видеоматериал |
| 35 | 20 | | | «Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Обучение выразительному чтению. «Два великана» |
| 36 | 21 | | | Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору |
| 37 | 22 | | | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов. Видеоматериал |
| 38 | 23 | | | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Сказочный характер фантастики в повести. |
| 39 | 24 | | | Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Видеоматериал |
| 40 | 25 | | | Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Понятие об эпитете. Обучение выразительному чтению. Видеоматериал |
| 41 | 26 | | | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь |
| 42 | 27 | | | Вн. чт. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа |
| 43 | 28 | | | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Мультиматериал |
| 44 | 29 | | | Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства |
| 45 | 30 | | | Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести |
| 46 | 31 | | | Р.р. Классное контрольное сочинение №2 по рассказу «Муму» |
| 47 | 32 | | | А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенний природы. «Чудная |
| | | | | картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противостояние осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни |
| 48 | 33 | | | Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Историческая основа и сюжет рассказа |
| 49 | 34 | | | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Смысл названия рассказа |
| 50 | 35 | | | Р.р. Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого |
| 51 | 36 | | | Р.Р. Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого |
| 52 | 37 | | | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Краткий рассказ о писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации. Обучение составлению киносценарию |
| 53 | 38 | | | Р.р. «Хирургия». Аудиоматериал. Составление киносценария по рассказу |
| 54 | 39 | | | Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова |
| 55 | 40 | | | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта. |
| 56 | 41 | | | Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) ( А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). Анализ лирического произведения. Обсуждение стихотворений. |
| 57 | 42 | | | Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) ( А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). Стихотворения в актёрском исполнении. Урок – концерт |
| VI | | | | Русская литература XX века (28 ч.) |
| 58 | 1 | | | И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе |
| 59 | 2 | | | Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Смысл названия рассказа |
| 60 | 3 | | | В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец |
| 61 | 4 | | | «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей |
| 62 | 5 | | | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение города и его |
| | | | | обитателей в рассказе. Сравнение как способ изображения героев. Обучение сочинению |
| 63 | 6 | | | Р.р. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос |
| 64 | 7 | | | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Аудио и видеоматериал |
| 65 | 8 | | | П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе |
| 66 | 9 | | | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации |
| | | | | сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова |
| 67 | 10 | | | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Краткий рассказ о писателе. Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки. Тема коллективного труда |
| 68 | 11 | | | «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя |
| 69 | 12 | | | Вн. чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных |
| 70 | 13 | | | Вн. чт. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Пьесы-сказки. Их герои и нравственный смысл |
| 71 | 14 | | | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы сказки |
| 72 | 15 | | | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа |
| 73 | 16 | | | А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. Душевный мир главного героя. |
| 74 | 17 | | | «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя |
| 75 | 18 | | | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Черты характера героя и его поведение в лесу. Картины сибирской природы |
| 76 | 19 | | | «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. Становление характера главного героя |
| 77 | 20 | | | Р.р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв» |
| 78 | 21 | | | Р.р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв» |
| 79 | 22 | | | Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения |
| 80 | 23 | | | Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению |
| 81 | 24 | | | К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне |
| 82 | 25 | | | А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны |
| 83 | 26 | | | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в |
| | | | | рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе |
| 84 | 27 | | | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе |
| 85 | 28 | | | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Краткий рассказ о поэте. |
| VII | | | | Зарубежная литература (15 ч.) |
| 86 | 1 | | | Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады |
| 87 | 2 | | | Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя |
| 88 | 3 | | | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя |
| 89 | 4 | | | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека |
| | | | | |
| 90 | 5 | | | Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке |
| 91 | 6 | | | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы |
| 92 | 7 | | | «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней |
| 93 | 8 | | | Вн. чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. Подготовка к сочинению |
| 94 | 9 | | | Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов |
| 95 | 10 | | | Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов |
| 96 | 11 | | | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев |
| 97 | 12 | | | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства |
| 98 | 13 | | | Р.р. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. |
| | | | | |
| 99 | 14 | | | Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя |
| 100 | 15 | | | Вн. чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы» |
| VIII | | | | |
| | | | | Итоговый контроль (2 ч.) |
| 101 | 1 | | | Итоговая контрольная работа №5. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
| 102 | 2 | | | Анализ письменных работ |