kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М,Ю. Лермонтов Повесть "Бэла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дбдбдбдбакбакаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааасмссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссааааааааааааааааааааааааааааааааа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М,Ю. Лермонтов Повесть "Бэла"»

Краткосрочное планирование по русской литературе 10 класс

14.11.2015

Наименование урока

Роман «Герой нашего времени». Повесть «Бэла»

Общие цели

познакомиться с идейным замыслом романа; поделиться читательскими впечатлениями  о романе М.Ю. Лермонтова;  отметить важнейшие особенности композиции.

Ожидаемые результаты

умеют поделиться читательскими впечатлениями о романе М.Ю. Лермонтова; отметить важнейшие особенности композиции.



Ключевые идеи

Роман «Герой нашего времени». Повесть «Бэла»

Источники

Статья в учебнике, схемы.

Материалы и оборудование

компьютер, проектор, экран, флипчарты, маркеры, магниты, доска


Ход занятия

Этапы проведения урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Оргмомент.

3 мин

Учитель с доброжелательным настроем приветствует учащихсся

Учащиеся настраиваются на урок


Этап актуализация опорных знаний

10мин

Анализ повести «Вадим»

Толстые вопросы.

Ребята задают друг другу вопросы и отвечают на них.

Взаимооценивание.

Этап изучения нового материала

5 мин

- Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё?

- «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.

Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

Работа по раскрытию темы урока.

Известнейший русский критик Виссарион Григорьевич Белинский так высказывался о романе:

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание

 нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором

 один герой и одна основная идея, художнически развитая.

-Обращаясь к портрету М.Ю.Лермонтова, учитель произносит следующие слова:

  • "Глаза-врата души человеческой", - так считал поэт. Посмотрите на портрет М.Ю.Лермонтова, какие определения вы можете подобрать к выражению глаз этого человека?

  • Молодцы, а мне кажется, что о глазах Лермонтова можно сказать его же словами : "Глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу..".

Какая же печаль поразила душу поэта, столь блистательно дебютировавшего? Достаточно сказать, что в период с 1827 по 1837 годы Лермонтовым было создано свыше 300 стихотворений, около 20 поэм, 6 драм, 1 незаконченный роман в прозе, начато несколько прозаических повестей. И за все эти годы , по сути, ничего не напечатано.

Требовательность к себе поистине уникальная. В 1837 году Лермонтов приступил к непосредственному осуществлению замысла романа " Герой нашего времени", который порождал и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нём. Одна из старейших исследовательниц творчества Лермонтова Гернштейн Э.Г., подводя итог своим многолетним изысканиям, пришла к выводу: " Роман Лермонтова - самое загадочное произведение русской литературы…". 

Давайте вспомним с вами историю создания романа.

- Нам необходимо определить жанр данного произведения. Дадим определение жанра.

- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

- Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова





























































Существует множество определений литературного жанра, по сути сводящихся к следующему: жанр (от франц. genre; основное значение – род) – исторически сложившийся тип литературного произведения, наделенный характерными чертами, свойственными более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще. Итак, жанр для писателей и читателей выступает прежде всего в классификационной функции. ( Запись в тетрадь ).


Этап первичного закрепления знаний

7 мин

- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?





- А что  называется композицией литературного произведения?




- Мы уже  отмечали необычность композиции данного романа.. В чём она?

Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет – не без горькой иронии – «героем нашего времени». Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.

- Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?




Итак,  композиция романа особенная.

Кто же повествует нам о Печорине, раскрывая его психологический портрет?

Будучи проникновенным психологом, Лермонтов свой рассказ о Печорине начинает с воспоминаний о нём Максим Максимыча ("Бэла"). Затем о своей случайной встрече с героем рассказывает офицер-повествователь ("Максим Максимыч"). И, наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя ("Тамань", "Княжна Мэри", "Фаталист") 
Такая композиция отражает "разорванность" жизни героя, отсутствие в ней единого объединяющего начала, большой цели.

Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души, его связи с миром , то есть как социально-психологический роман.  Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом. ( Запись в тетрадь ).

























Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать»

ВЫВОД:  (в тетрадь)

  •  Печорин – главный герой романа.

  • Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени.

  • Композиция произведения помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его.

Самооценивание

Разминка

3 мин

Австралийский дождь.


Этап подведения итогов урока.


Рефлексия

10 мин

Чтение повести «Бэла» по цепочке

Предлагаю продолжить мои высказывания. Сегодня я научился… Из урока мне запомнилось… Сегодня я неожиданно понял… Я затрудняюсь… В уроке мне хочется отметить… Мне понравилось, как сегодня работали…








Взаимооценивание

Оценивание

4 мин

Формативное оценивание

                 
   

Домашнее задание

3 мин

1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.


......




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
М,Ю. Лермонтов Повесть "Бэла"

Автор: Демеуова Балкурен Джинисбаевна

Дата: 07.04.2016

Номер свидетельства: 316067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тест по повести «Бэла». «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов."
    ["seo_title"] => string(57) "test_po_povesti_bela_geroi_nashego_vremeni_m_iu_lermontov"
    ["file_id"] => string(6) "515428"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560934012"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "урок- исследование по литературе " Дорогами Печорина" (М.Ю.Лермонтов " Герой нашего времени") "
    ["seo_title"] => string(99) "urok-issliedovaniie-po-litieraturie-doroghami-piechorina-m-iu-liermontov-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "106473"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403019338"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) ""Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова -первый психологический роман в русской литературе"
    ["seo_title"] => string(116) "gieroi-nashiegho-vriemieni-mikhaila-iur-ievicha-liermontova-piervyi-psikhologhichieskii-roman-v-russkoi-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "272549"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452004066"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) ""К нам Лермонтов сходит, презрев времена..." Литературный вечер посвященный 200 летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(133) "k-nam-liermontov-skhodit-priezriev-vriemiena-litieraturnyi-viechier-posviashchiennyi-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "152339"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420824605"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""К нам Лермонтов сходит, презрев времена...""
    ["seo_title"] => string(44) "k-nam-liermontov-skhodit-priezriev-vriemiena"
    ["file_id"] => string(6) "251105"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447178755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства