РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Литература 8 класс
– М.: « Русское слово», 2015 год.
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно произведения;
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов ( эпос, лирика, драма ), к одному из жанров;
- умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
-умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики; сочинение;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий
Расписание учебного времени.
№ п/п | Календарный срок | Тема занятия | Количество часов | Информационное обеспечение, в том числе ресурсы школьного технопарка |
| план | факт | теория | практика | контроль |
Тема (раздел) Введение (1) |
1 | | | Введение | 1 | | | |
Тема (раздел) Из устного народного творчества (3) |
2 | | | Исторические песни: « Иван Грозный молится по сыне». Нравственная проблематика в исторической песне | 1 | | | Мультимедийное приложение к учебнику |
3 | | | Исторические песни 17 века. « Возвращение Филарета», «Плач Ксении». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне | 1 | | | |
4 | | | Песни о Степане Разине. Солдатские песни 18 – 19 веков. Проблематика песен. | 1 | | | |
Вид контроля: (по данному разделу): выразительное чтение, письменная работа. |
Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу: определять и характеризовать образы УНТ; выявлять основные мотивы песни. |
Тема (раздел) Из древнерусской литературы (4) |
5 | | | «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке | 1 | | | Презентация «Древнерусская литература» |
6 | | | «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях | 1 | | | |
7 | | | «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы | 1 | | | |
8 | | | Р/р Конкурс рефератов | | 1 | | |
Вид контроля: (по данному разделу): различные виды чтения и пересказ, сопоставительный анализ |
Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу: характеризовать тематику и жанровые особенности произведений древнерусской литературы |
Тема (раздел) Из русской литературы 18 века (5) |
9,10 | | | Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии | 2 | | | Презентация |
11 | | | Основные вехи биографии Н. М. Карамзина. Н. М. Карамзин и А. С. Пушкин | 1 | | | |
12 | | | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность | 1 | | | |
13 | | | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы | 1 | | | Презентация |
Вид контроля: (по данному разделу): чтение наизусть, сочинение по личным впечатлениям |
Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу: составление тезисного плана, выразительное чтение; определять мотивы стихотворения и его художественную идею |
Тема (раздел) Из русской литературы 19 века (33) |
14 | | | Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». Основные темы, мотивы | 1 | | | Мультимедийное приложение к учебнику |
15,16 | | | Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин». Образ автора, поэта и гражданина. Романтический герой | 2 | | | |
17 | | | А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине» | 1 | | | |
18 | | | Пушкин А.С. «Маленькие трагедии». (обзор, содержание одного произведения по выбору). Тематика и система образов | 1 | | | |
19 | | | А.С.Пушкин «Пиковая дама» (обзор). Основная проблематика произведения | 1 | | | Фильм « Пиковая дама» |
20 | | | А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Творческая история романа, проблематика. Тема семейной чести в романе | 1 | | | Фильм « Капитанская дочка» |
21 | | | Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытании любовью | 1 | | | |
22 | | | Тема человека и истории, народа и власти | 1 | | | |
23,24 | | | Р/Р Сочинение | | 2 | | |
25 | | | М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве. «Мцыри». Особенности композиции | 1 | | | Презентация |
26,27 | | | Художественная идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | 2 | | | |
28 | | | Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь | 1 | | | Мультимедийное приложение к учебнику |
29 | | | Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор». Творческая и сценическая история комедии | 1 | | | Просмотр спектакля |
30,31 | | | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя | 2 | | | |
32 | | | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения | 1 | | | |
33,34 | | | Р/Р Инсценирование | | 2 | | |
35,36 | | | И.С.Тургенев. Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев | 2 | | | Презентация |
37 | | | Н.А.Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны» | 1 | | | Презентация |
38 | | | «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова | 1 | | | |
39 | | | А.А.Фет. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты» | 1 | | | Мультимедийное приложение к учебнику |
40 | | | Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. «Зреет рожь гад жаркой нивой» | 1 | | | |
41 | | | А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Образ Снегурочки | 1 | | | Просмотр спектакля |
42,43 | | | Р/Р Инсценирование | | 2 | | |
44 | | | Л.Н.Толстой. «Отрочество». Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения | 1 | | | Презентация |
45,46 | | | Л.Н.Толстой. «После бала». Историческая и философская основа рассказа | 2 | | | |
|
|
|
47,48 | | | М.Горький. Свобода и сила духа в изображении Горького. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности | 2 | | | Мультимедийное приложение к учебнику |
49 | | | Художественное своеобразие ранней прозы Горького. «Мой спутник» | 1 | | | |
50,51 | | | В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа. «Хорошее отношение к лошадям» | 2 | | | Мультимедийное приложение к учебнику |
52 | | | О серьёзном с улыбкой. Сатира начала 20 века. Н.А.Тэффи. «Свои и чужие». | 1 | | | Презентация |
53 | | | М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа | 1 | | | |
54 | | | Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта | 1 | | | Мультимедийное приложение к учебнику |
55 | | | Н.А.Заболоцкий. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта | 1 | | | |
56,57 | | | М. В. Исаковский. Лирика. Стихи и музыка | 2 | | | |
58 | | | Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя | 1 | | | Мультимедийное приложение к учебнику |
59,60 | | | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти | 2 | | | |
61 | | | Р/Р «Музы не молчали». Литературный вечер | | 1 | | Презентация |
62,63 | | | Твардовский А.Т. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль» | 2 | | | |
64,65 | | | Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского» | 2 | | | Фильм « Уроки французского» |
66 | | | Р/Р Сочинение | | 1 | | |
Вид контроля: (по данному разделу): сочинение, чтение наизусть, отзыв, пересказ, анализ прозаического и поэтического текста |
Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу: выявление идеи произведения, характеристика выразительных средств лирических произведений, умение выявлять конфликт в произведении, характеризовать образ героя и рассказчика |
Тема (раздел) Из зарубежной литературы (4) |
67 | | | Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем | 1 | | | Фильм « Ромео и Джульетта» |
68 | | | Сервантес М. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота | 1 | | | Презентация |
69 | | | Тема Дон Кихота в русской литературе | 1 | | | |
70 | | | Р.р. Праздник Славянской Письменности | | 1 | | |
Вид контроля: (по данному разделу): чтение наизусть, отзыв, пересказ, анализ прозаического и поэтического текста, комментарии к рисункам и иллюстрациям, пообразный анализ |
Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу: комментирование эпизодов романа, подготовка сообщение о биографии писателей и поэтов, выразительное чтение, формулирование выводов по теме, умение устанавливать связи между литературным источником и произведениями других видов искусств. |