Аналитическая работа. Эпиграф к уроку: Чудеса, творящиеся на Рождество, не громогласны. Они по-ночному тихи и пронзительны. Ведь основная их цель - достучаться до человеческого сердца. - Судя по эпиграфу, с какой особенностью рождественских рассказов связана тема нашего урока? (По законам жанра в рождественском рассказе должно произойти что-то чудесное, что изменит жизнь героев в лучшую сторону). - Во все времена человек спрашивал себя: «Случаются ли чудеса в жизни?». «Надо ли верить в чудо?», «Есть ли жизнь после смерти?», «Верят ли взрослые в чудеса?», «Что такое чудо?». На эти другие вопросы мы попытаемся сегодня с вами ответить, продолжая работать над рассказом Владимира Владимировича Набокова «Рождество». Мы постараемся увидеть, как человек, которого поглотило горе, с помощью маленького чуда смог вернуться к жизни. Ночь, даже самая холодная и пустая, Все же отступит. И ты увидишь, как еще темное небо Настойчиво прорезают первые лучи солнца. Они предвещают новый день, А с ним тепло, свет и надежду, Для того чтобы жить. - Сегодняшний урок мы начнем с этих строк. В чем их смысл? (Как бы ни было человеку тяжело, больно, нужно встречать новый день и продолжать жить). - Слова эти напрямую связаны с темой урока. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (О жизни, ее смысле, о смерти) - Назовите ключевые слова в теме нашего урока. (Чудесное, Рождество) - Какова связь между этими словами? (Чудеса происходят в Рождество) - В какое время года встречают Рождество? (Зимой, с 6 на 7 января) - Давайте вспомним, как в словаре Ожегова определено значение слова «Рождество». Рождество – 1. Один из христианских (у православных - один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря/ 7 января). 2. Само рождение Иисуса Христа. - Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество? Презентация «Рождество. История, традиции». Работа с учебником. «Был на свете самый чистый и светлый праздник, он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе, чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек»,– вспоминал А. Блок. В этом высказывании уже чувствуется ностальгия человека XX века по утраченному. Взрослые и дети поздравляли друг друга, дарили подарки (обязательно от души и с добрыми пожеланиями). Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. ФО (похвала, поощрение учителя) - Я предлагаю вам подумать о том, какие чудеса могут произойти в Рождество?» Прием «Ассоциативная карта». (на стикерах, изображающих ёлочные игрушки, написать свои ассоциации со словом «Рождество», оформляется постер в виде ёлочки) - О чём думают люди в самый добрый праздник христиан, праздник, связанный с надеждами? - Ребята, а вы верите в Рождественское чудо? Творческая работа. Свободное письмо. - Я предлагаю вам написать свободное письмо на тему: «Какие чудеса могут произойти в Рождество?» Авторский стул П, Г. (Письма обсуждаются в парах, затем в группах. Представители от каждой группы приглашаются на «авторский стул» для обнародования результатов групповой работы). - Рассказ «Рождество» был опубликован в газете «Руль» в январе 1925 года. Он автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуацию самого Набокова, когда он узнал о том, что потерял отца. В рассказе «Рождество» отразились многие реальные моменты жизни писателя, но все они преображены его воображением. Так, описанные места его детства – это Выра, Батово, Рождествено. Описано имение Набоковых. Именно туда приезжает убитый горем отец и привозит гроб с телом неожиданно умершего мальчика. Этот Слепцов - плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностями, увлечениями бабочками и велосипедом очень автобиографичен и похож на самого Набокова в юности. - Какое отношение имеет праздник Рождества к нашему рассказу? (События разворачиваются в канун Рождества. И именно в канун Рождества главный герой принимает решение умереть.) - Как Вы думаете, можно ли сказать, что в рассказе «Рождество» -присутствует одно из чудес Рождества? (Да. Зимой рождение бабочки, возвращение Слепцова к жизни). - Является ли Рождество для главного героя таким же светлым, волшебным праздником, каким он является для нас? О чём думает наш герой в самый светлый праздник нового года? (О смерти) - Почему Слепцов решил это сделать именно в этот день праздника? (Слепцов был убит горем после смерти единственного маленького сына, он решил умереть, остальное ему было неважно, так как жизнь для него потеряла всякий смысл.) Работа с текстом Чтение (глава 4) «Завтра Рождество,- скороговоркой пронеслось у него в голов.- А я умру. Конечно. Это так просто. Сегодня же...») - Почему рассказ о смерти В.Набоков назвал «Рождество», а в названии урока главным является слово «чудесное»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, познакомимся с героем поближе, зайдём вместе с ним в дом, узнаем о его сыне. Характеристика героя Исследовательская работа. Задание №1 I группа А сейчас, анализируя текст, мы постараемся проследить, как человека, потерявшего единственного сына, а вместе с ним и смысл жизни, сама природа возвращает к жизни. Задание: Вспомнить композицию рассказа, расположить события в хронологической последовательности – Горе отца, дневник сына, воскрешение бабочки, смерть сына, переезд в Петербург, похороны, жизнь мальчика в деревне. Вопросы: - С какой целью Набоков нарушает хронологию событий? - Что хотел тем самым сказать читателю? При обычной фабуле не виден замысел автора: показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором — жизнь или смерть?) (раскадровка). Презентация работы. Критерии | Дескрипторы | Располагает события на картинках в хронологической последовательности | - читает рассказ; - восстанавливает логический ход событий | Задание №1 2 группа (Расположить события на картинках в соответствии с композицией рассказа). Вопросы для обсуждения: - С какой целью Набоков нарушает хронологию событий? - Что хотел тем самым сказать читателю? (При обычной фабуле не виден замысел автора: показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором — жизнь или смерть?) Презентация работы. Критерии | Дескрипторы | Располагает события на картинках в соответствии с композицией рассказа | - читает рассказ; - восстанавливает логический ход событий | Молодцы, ребята. А теперь давайте войдем в дом вместе с нашим героем. В нем он найдет дорогие его сыну вещи. Найдите и вы. Задание №2 I группа. Найдите и оформите в виде постера детали-вещи, характеризующие круг занятий умершего сына. (Расправилки, коробка из-под английских бисквитов с индийским коконом, порванный сачок, булавки в лаковой шкатулке, синяя тетрадь) Защита постера. Критерии | Дескрипторы | Умеет находить в тексте детали-вещи, характеризующие круг занятий умершего сына. Ответ оформляет в виде постера | - знает текст рассказа; - находит в тексте нужную информацию | Задание №2 II группа. В рассказе главенствует мотив траурной тишины. Но при этом важны образы - звуки. Найдите их в тексте. (Выстрелила половица, дверь хряснула, кололи дрова, удар звонко отпрыгивал в небо, щелкнуло что-то, как будто лопнула натянутая резина, стало трепетать, крылья вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья). (Учащиеся получают исследовательские карты, вписывают в них нужный материал и делают вывод.). Критерии | Дескрипторы | Умеет находить в тексте образы - звуки, ответ оформляет в виде постера | - знает текст рассказа; - находит в тексте рассказа нужную информацию | Очень хорошо. Вы отлично справились со своими заданиями. А теперь вас ждет серьезное задание. В рассказе подробно описаны чувства, состояние героя. - Какие чувства испытал герой? (безразличие, беспомощность, злость, тоска, горе). - Что хотел сказать автор тем самым читателю? (Чтобы показать, что страдания оглушили героя, странным образом изменили видение мира, обострили восприятие красоты, а вместе с тем и облегчили страдания; показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором – жизнь или смерть?)
ФО (похвала, поощрение учителя) Ребята, вы замечательно поработали. А теперь предлагаю обратить внимание на главный символ рассказа – бабочку. Просмотр видеоролика превращения куколки в бабочку. Символ - бабочка. Вот он «...индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея...». - Давайте вспомним о символических значениях бабочки в искусстве слова. Славяне связывают образ бабочки с представлениями о душе умершего. «Мифы народов мира». Насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски. «СРЯ С. Ожегова». Символ души, бессмертия, возрождения. «Словарь символов». Полёт, краткость жизни. Э. Эппли. Во многих мифах бабочка является символом бессмертия души, так как её жизненный цикл стал превосходным примером этого: ЖИЗНЬ – яркая гусеница СМЕРТЬ – тёмная куколка ВОЗРОЖДЕНИЕ - свободный полёт души В литературе бабочка – символ красоты, непостоянства, хрупкости и мимолётности бытия. Для Набокова бабочка - само совершенство, символ красоты, расцвета жизни, чудо, лицезреть которое дано простому смертному. Набоков называет бабочек «небесными». Небесная бабочка появляется в то мгновение, когда Слепцов видит жизнь, лишённой чудес. Жизнь бабочки так же стремительна и коротка, как жизнь мальчика. Не случайно в описании бабочки присутствует сравнение: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо». Выразительное чтение отрывка (можно использовать для просмотра фрагмент фильма по рассказу «Рождество»): «И в то же мгновение щелкнуло что-то, как будто лопнула натянутая резина. Слепцов открыл глаза и увидел: в коробке торчит прорванный кокон, а по стене быстро ползет вверх черное сморщенное существо величиной с мышь. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, и вот теперь, вырвавшись, медленно и чудесно росло. Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо. И крылья - еще слабые, еще влажные - все продолжали расти, расправляться, вот развернулись до предела, положенного им Богом,- и на стене уже была громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд. И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья». ФО (похвала, поощрение учителя) - Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? - Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки? (бабочка - символ красоты, расцвета жизни, чудо) - Какое значение из предложенных мы находим в рассказе? (бабочка - чудо) - Какую мысль желает донести автор до читателя? (несмотря на жизненные обстоятельства, необходимо верить в чудо) - Как это демонстрируется в произведении? (Слепцов был слепым. В последний момент он открыл глаза, т.е., прозрел). - Какая истина открылась Слепцову? Как это соотносится с названием рассказа? - Достучалось ли до сердца Слепцова чудо, свершившееся на его глазах? (да, потому что он отказался от мысли умирать) - Какой символ несёт в себе это чудо – небесная бабочка Набокова? (Оказалось, что жизнь не бесплодна и не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались). Задание №3 I и II группы - А теперь давайте вспомним, как меняются чувства Слепцова от главы к главе? Чувство безразличия, беспомощности - чувство беспомощность, злости - чувство разочарования, тоски сменяет чувство неожиданной радости, удивления. Задание. Чтобы дать определение душевного состояния героя во 2 главе, выполните задание (Дополните недостающие слова): Конфликт в душе героя обостряется. Он переполнен чувством ______________, оторванности от _________, чувством __________________ судьбы. (Конфликт обостряется чувством одиночества, оторванности от мира, несправедливости судьбы). - Можно ли сказать, что в нашей жизни ничего просто так не происходит? - Что помогает Слепцову? (вера в чудо). - Герой рассказа выполнил задуманное? Что его заставило отказаться от этого решения? (Чудо рождения бабочки) - А почему это можно считать чудом? (Бабочка появляется из, казалось бы, мертвого кокона). – Что его остановило? (шорох, неизвестный шум). – Почему Слепцов пришел к такому страшному решению? (жизнь бесплодна, лишенная чудес). И в это же мгновение произошло чудо. Из куколки превращается бабочка (растаяла в темной комнате). Чудо произошло, потому что бабочка не опоздала родиться. Может быть, через час он бы покончил с собой. – Представьте себе, что вы снимаете кино. Как бы вы сделали эту сцену? Подумайте об этом дома.
- Финал рассказа оптимистичен. И хоть автор прямо не говорит о действиях Слепцова, все же понятно, что происходит некое прозрение: Слепцов увидел прекрасного индийского шелкопряда и понял, что вновь может видеть красоту. Это очень важно, потому что красота облегчает страдания, отвлекает душу человека от смертельной тоски, дает возможность умершей душе возродиться. - О чём нас заставляет задуматься открытый финал? (потеря близкого человека не означает конец жизни. Жизнь продолжается, и надо жить). ФО учителя «Словесная оценка» - Молодцы, вы сегодня работали отлично! - Мне понравился твой ответ …. - Спасибо за плодотворную работу! |