Открытый урок по русской литературе на тему: "Чудо в рассказе В. Набокова "Рождество"
Открытый урок по русской литературе на тему: "Чудо в рассказе В. Набокова "Рождество"
Цели урока:
Образовательная цель: Формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира.
Развивающая цель: Развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы.
Воспитательная цель: Воспитывать чувство бережного отношения друг к другу.
Оборудование: портрет писателя, картины заснеженного леса, бабочки, текст произведения, интерактивная доска, слайды, музыкальное сопровождение.
Расколдована тишина
Самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна -
Значит, жизнь продолжается снова.
Из песни Ю. Антонова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русской литературе на тему: "Чудо в рассказе В. Набокова "Рождество" »
Школа-лицей №5 им. И.В. Панфилова
Разработка
открытого урока по русской словесности
в 7 "Г" классе на тему:
"Чудо в рассказе В. Набокова "Рождество"
Учитель: Кузембаева Р.А.
г. Кызылорда
2014 - 2015 уч. г.
Цели урока: Образовательная цель: Формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира. Развивающая цель: Развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы. Воспитательная цель: Воспитывать чувство бережного отношения друг к другу.
Оборудование: портрет писателя, картины заснеженного леса, бабочки, текст произведения, интерактивная доска, слайды, музыкальное сопровождение.
Расколдована тишина
Самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна -
Значит, жизнь продолжается снова.
Из песни Ю. Антонова.
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока:
На прошлом уроке мы познакомились с вами с непростым произведением В.В. Набокова "Рождество". Набоков известен как писатель, который обращался к самым сложным проблемам жизни, а тема жизни и смерти, поднятая в рассказе, для нас новая, но тем не менее, я думаю, что вы уже взрослые и сможете порассуждать на эту тему. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (Вслух).
- Как вы понимаете эти слова? (Жизнь человека продолжается с каждым лучом рассвета, несмотря на те жизненные трудности и испытания, которые встречаются человеку на пути).
3. Знакомство с некоторыми фактами из биографии писателя, послужившими толчком к написанию произведения "Рождество":
Откройте тетради, запишите число, тему и эпиграф к нашему уроку.
Дома вы должны были внимательно прочитать рассказ "Рождество", ответить на вопросы, данные в учебнике на стр. 214, подготовить сообщение о В. Набокове.
Дело в том, что рассказ В. Набокова "Рождество" автобиографичен. История, рассказанная автором, очень похожа на ту жизненную трагедию, которая случилась с ним, когда он узнал о том, что потерял отца. Отца Набоков боготворил и тяжело переживал его уход из жизни. "Отца нет на свете... Эти четыре слова громыхали в моем мозгу", - писал Набоков в дневнике. Давайте познакомимся с некоторыми страницами биографии В.В. Набокова.
Индивидуальное задание.
В.В. Набоков (1899 - 1977) - один из самых известных писателей 20 века. Он родился в России, учился в Англии, жил в Германии, Франции, США, Швейцарии; писал на русском, английском и французском языках. Набоков - автор 16 романов, многих рассказов, он переводчик и ученый-энтомолог. Увлечение бабочками писатель пронес через всю жизнь: изучал, коллекционировал, публиковал о них научные статьи, описывал в стихах и художественной прозе. В рассказе "Рождество" образ бабочки имеет символическое значение, помогающее раскрыть смысл произведения.
- Какие факты своей биографии писатель приписывает героям рассказа?
(Слепцов - плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностью, увлечениями бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова).
- Что вас поразило в биографии писателя?
Кстати, некоторые произведения Набокова переведены на казахский язык писателем, общественным деятелем Темирханом Медетбеком.
4. Первоначальный анализ текста:
- Какие слова в названии темы нашего урока являются ключевыми? (Чудо, Рождество)
- Какая связь между этими словами? Когда встречают Рождество?
(Рождество - это главный христианский праздник, установленный в честь рождения Иисуса Христа от Девы Марии. Само по себе это чудо, поэтому считается, что в Рождество происходят различные чудеса).
- Можем ли мы сказать, что перед нами рождественский рассказ, какие рождественские рассказы были нами изучены? (Н. Гоголь "Ночь перед Рождеством", Ф. Достоевский "Мальчик у Христа на елке").
- В чем особенность этих рассказов? (Все они связаны с ожиданием чуда).
- В чем их различие? (Произведение Гоголя комическое, а рассказ Достоевского - трагический).
Сегодня мы с вами будем говорить о смысле жизни, постараемся увидеть, как человек, которого поглотило горе, с помощью маленького чуда смог вернуться к жизни.
5. Работа над содержанием произведения:
- Каков сюжет рассказа? Кто главный герой? Какая трагедия случилась в его жизни? (Главный герой по фамилии Слепцов потерял единственного сына, переживает тяжелое горе и не хочет больше жить. Разбирая вещи сына, он обнаружил кокон бабочки, из которого вскоре родился индийский шелкопряд).
- Сколько частей имеет рассказ? (4)
6. Работа по группам:
Вы разделены на 4 группы. Каждая группа будет работать с отдельной главой. Итак,
1 задание (1 мин):
1) Озаглавить главу. Объяснить свой выбор.
Образец:
Часть
План №1
План №2
1
В нежилом углу. Застывшая капля воска.
Первый вечер без сына.
2
Морозное утро. Воспоминания Слепцова.
Утро следующего дня.
3
В холодном доме.
Время после обеда.
4
Накануне Рождества. Решение умереть. Чудесное рождение.
Ночь перед Рождеством.
Оценивание учителем с помощью разноцветных сигнальных карточек
("5" - зеленая, "4" - желтая, "3" - красная).
2 задание (1 мин.):
2) По первым фразам каждой главы восстановите время описываемых событий.
1. Вечер. "Вернувшись по вечереющим снегам из села в свою мызу..."
2. Утро. "Когда на следующее утро, после ночи, ..."
3. После обеда. "После обеда он поехал туда..."
4. Ночь. "Ночь была сизая, лунная..."
Обратите внимание, что события в рассказе охватывают время больше суток.
3 задание (5 мин.):
3) Найдите в тексте главы описание действий, поступков Слепцова, его мыслей и чувств, подтверждающих трагическое состояние героя.
1. "Слепцов сел в угол, на низкий плюшевый стул, на котором он не сиживал никогда. Так бывает после больших несчастий". "Комната плавала во тьме".
- Почему Слепцов сел в нежилой угол уютной комнаты? (Ему было все равно. Здесь параллель: нежилой угол - тот, в котором никто не живет = Слепцов был один со своим горем, в душе была пустота).
- Как можно назвать чувство, охватившее Слепцова: нежилой угол, комната плавала во тьме, не обратил внимания на слугу? (Чувство безразличия, беспомощности).
2. "Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза зубы. Горько, гневно столкнул снег с перила".
- Как можно охарактеризовать чувство, охватившее героя? (Злость, обида).
3. "Просидел около часу у могильной ограды, но здесь ему показалось, что он был еще дальше от сына. Вечером, сурово затосковав, велел отпереть большой дом. Уронив голову на стол, страстно и шумно затрясся.. Потом, горбясь, всхлипывая всем корпусом, он принялся выдвигать один за другим стеклянные ящики шкафа".
- А здесь какие чувства испытывает главный герой? "Чувство разочарования, тоски).
4. "Слепцов, озябший, заплаканный, пришел из большого дома. Он собрал вещи сына". Читал дневник сына и понимал, что тот больше не вернется никогда, а это значит, что и ему нет больше смысла жить. Ему казалось, что жизнь - горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес).
- Какое чувство переживает герой в этой главе? (Безысходности).
Оценивание учителем с помощью разноцветных сигнальных карточек
("5" - зеленая, "4" - желтая, "3" - красная).
Набоков очень умело использует слово. Обратите внимание на детали-вещи, используемые автором для того, чтобы показать страдания главного героя. Вспомните нежилой угол уютной комнаты, в который машинально сел Слепцов. Страдания даже изменили его видение мира.
- Как раскрылась дверь в большой дом, где хранились вещи сына? ("С тяжелым рыданием").
- Какой видит Слепцов зачехленную мебель в доме? (В саванах. Саван - одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу).
- А теперь давайте прислушаемся к звукам. Какие звуки преобладают в тексте? (Тишина, нарушаемая рыданиями Слепцова)
4 задание (5 мин.):
4) Найти слова, доказывающие мотив траурной тишины, главенствующий в рассказе.
1. "Незачем было будить главный дом", "Иван, тихий, тучный слуга" "Беззвучно опустил на стол шелковую клетку", "Вышел, мягко скрипнув дверью".
2. Сугробы плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное строеньице", "Слепцов тихо зашагал по прямой траве", "Было тихо, как бывает тихо в погожий, морозный день", "Где-то очень далеко кололи дрова" (можно услышать, когда очень тихо).
3. "Дверь с тяжелым рыданием раскрылась", "Он страстно и шумно затрясся", "Всхлипывая всем корпусом, он принялся выдвигать один за другим стеклянные ящики шкафа".
4. Короткий разговор с Иваном, "Я больше не могу... - простонал он, растягивая слова, и повторил еще протяжнее: - не - могу - больше ...", "И в то же мгновение щелкнуло что-то - тонкий звук, как будто лопнула натянутая резина".
Оценивание учителем с помощью разноцветных сигнальных карточек
("5" - зеленая, "4" - желтая, "3" - красная).
Единственный неопределенный звук, который появляется в конце романа, заставляет героя очнуться, обратить внимание на красоту (Достоевский: "Красота спасет мир"), увидеть чудо.
- Как называется добровольный уход из жизни? (Суицид)
- Как издавна относились к этому люди, религия? (Табу, осуждение, т.к. такое решение проблем считалось проявлением слабости духа).
- Как вы думаете, почему Набоков дает такую фамилию главному герою - Слепцов? (Слепцов от слова "слепой". Слепцов ничего не видел, кроме своего горя, "все кончено, и ты, пошатываясь, стучишь зубами, ничего не видишь от слез", он не видел смысла жизни, будущего).
- Когда Слепцов прозревает? (Когда видит бабочку, родившуюся из кокона. "Слепцов открыл глаза и увидел...").
- Можем ли мы сказать, что произошло чудо? (Да, ведь кокон считали мертвым, бабочка родилась зимой)
- Может ли это чудо спасти человеческую жизнь? (Созерцание рождающейся бабочки как бы отвлекает душу, сосредоточенную на смертельной тоске, и дает ей новое рождение. Борьба бабочки за жизнь должна послужить примером Слепцову: надо жить и верить, что из любой ситуации найдется выход).
- Сколько образов в рассказе? (4: Слепцов, его сын, Иван, Бабочка).
5 задание (3 мин):
Вам даны фрагменты 4-ех разных сиквейнов, вы должны составить сиквейн к своему образу, согласно структуре сиквейна:
1строка – существительное, 2строка – два прилагательных к данному существительному, 3 строка – три глагола к данному существительному, 4 строка – смысловое предложение, 5 строка – эмоциональное отношение.
Образец:
1. Слепцов
2. Добрый, честный
3. Страдает, любит, верит
4. Жизнь - величайшая ценность. (Надеется на лучшее).
5. Из любой ситуации найдется выход.
1. Сын
2. Искренний, доброжелательный
3. Радовался, увлекался, любил
4. Навсегда останется в памяти родных
5. Несправедливо, когда умирают дети. (Дети не должны уходить раньше родителей).
1. Иван
2. Старый, преданный
3. Заботился, сопереживал, помогал
4. В Рождество должна быть елка.
5. Близкие помогают пережить горе.
1. Бабочка
2. Красивая, хрупкая, загадочная
3. Летает, украшает, спасает
4. Символ воскресения и возрождения.
5. Красота спасет мир.
6 задание (5 мин):
Ответьте на вопрос и нарисуйте постер, комментирующий ваш ответ:
1) Почему в качестве спасительницы главного героя выступает бабочка? Вспомните символические значения бабочки.
2) Какую обложку для этого рассказа вы бы придумали и почему?
3) Пофантазируйте, как сложится дальнейшая судьба Слепцова. Придумайте продолжение рассказа.
4) Какие качества характера нужно в себе воспитывать, чтобы иметь возможность справиться с жизненными проблемами?
8. Обобщение по рассказу:
- Почему рассказ о смерти называется "Рождество"? Только ли потому, что события в рассказе происходят накануне Рождества? (Заново рождается Слепцов, он возрождается к жизни).
- Почему в качестве спасительницы выступает бабочка, а никакое другое насекомое? (Бабочка - символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: так яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится легкой бабочкой, символизирующей воскресение и возрождение). Бабочка - возрождение души героя.
9. Рефлексия:
- О чем вы задумались после проведенного урока? (Каждый человек уникален и неповторим. Жизнь - величайшая ценность. Со смертью другого человека жизнь не кончается. Человек должен помнить о тех, кто ему близки и дороги. Помнить, жить и верить, что из любой ситуации найдется выход. Когда случается беда, рядом должны быть близкие и родные, которые помогут пережить горе.
- Произошло ли чудо, характерное для святочных рассказов?
- Каковы тема и идея произведения?
Тема жизни и смерти. Идея: Жизнь - величайшая ценность.
10. Домашнее задание:
Написать сочинение-эссе на тему: "Что и кто может помочь пережить горе" или "Чудеса в нашей жизни".