kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок «Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: определить главную мысль произведения: страдание человека, оглушенного горем, меняют видение мира, и чудо рождения бабочки воскрешает душу главного героя, отвлекая от смертной тоски.

Задачи:

- формировать умение видеть проблемы художественного текста, умение через элементы сюжета, образы, пейзаж понимать эмоциональное состояние героя;

- развивать навыки самостоятельного осмысленного чтения, умение строить связный ответ, аргументировать, комментировать;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к жизни, к окружающим людям; воспитывать культуру работы в группе, культуру ответа.

Оборудование:

- электронная презентация;

- исследовательские карты;

- рефлексивные карты;

- оценочные таблицы.

Ход урока:

Оргмомент.

Тематическая установка.

  1. Экспозиция.

На экране слайд с эпиграфом к уроку. Слайд 1

Ночь, даже самая холодная и пустая,

Все же отступит.

И ты увидишь, как еще темное небо

Настойчиво прорезают первые лучи солнца.

Они предвещают новый день,

А с ним тепло, свет и надежду,

Для того чтобы жить.

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с этих строк. В чем их смысл?

(Как бы ни было человеку тяжело, больно, нужно встречать новый день и продолжать жить).

- Слова эти напрямую связаны с темой урока. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

(О жизни, ее смысле, о смерти)

 - Да, мы будем говорить о смысле жизни, о смерти, и  на примере рассказа В.В. Набокова «Рождество» должны увидеть, как убитого горем человека поглощают мысли о собственной смерти, но к жизни его возвращает маленькое чудо.

Работать мы будем в группах, а ответственные не только помогут в выполнении заданий, но и будут оценивать работу каждого на разных этапах урока.

  1. Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока. Слайд 2.

- Назовите ключевые слова в теме урока. (Чудесное, Рождество)

- Какова связь между этими словами?

3. Домашняя заготовка I группы. Слайд 3

«Рождество» (История, традиции). Слайды 4-18

«Рождество»

Рождество – это великий христианский праздник, который знаменует рождение Сына Божьего Иисуса Христа.

Отмечают его в ночь с 6 на 7  января. По правилам этому великому празднику предшествует длительный пост, но в праздничный вечер, дождавшись первой звезды, люди усаживались за праздничный стол.

Для рождественского стола готовились традиционные блюда. Вечером крестники носили своим крестным родителям кутью. Раньше в деревнях в рождественскую ночь молодые юноши и девушки ходили по домам, пели колядки, славили Христа.

Всюду царило веселье, радость, устраивались народные гуляния.

С давних времен и до сих пор в Рождество девушки гадали, чтобы узнать своего суженого. В церквях и храмах в честь этого Великого дня всегда идут праздничные богослужения.

4. Написание в своих рабочих тетрадях мини-рассказа. «Какие чудеса могут произойти в Рождество?». Слайд 19

Чтение и обсуждение работ.

- Какое отношение имеет праздник Рождества к нашему рассказу? (События разворачиваются в канун Рождества. И именно в канун Рождества главный герой принимает решение умереть.)

- Почему Слепцов решил это сделать именно в этот день праздника?

(Слепцов был убит горем после смерти единственного маленького сына, он решил умереть, остальное ему было неважно, так как жизнь для него потеряла всякий смысл.)

- Чтобы лучше понять произведение, надо учесть некоторые факты биографии Набокова

5. Домашняя заготовка II группы.

«Некоторые факты из жизни Владимира Набокова».

Изучая биографию Владимира Набокова, мы узнаем немало интересного.

Например, что его дед был министром юстиции при императоре Александре, а отец был членом Государственной Думы.

В 1919 году семья Набоковых уезжает за границу. Биография последующей жизни Набокова включала многие страны Европы и Америку, однако, живя вдали от России, он продолжал себя ощущать русским человеком, за спиной которого дворянская родословная, великая культура и литература.

Рассказ «Рождество» Набоков опубликовал в 1925 году. В рассказе отразились многие моменты его жизни. Имение, в котором происходят события, списано с имения Набоковых. Именно туда приезжает герой рассказа Слепцов и привозит гроб с телом внезапно умершего сына. Слепцов – образ вымышленный, а мальчик с его влюбленностями, увлечениями, бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова в детстве. Тема смерти в рассказе тоже взята из жизни Набокова. Но в действительности в рассказе отражены самые тяжелые для Набокова переживания из-за неожиданной  и трагической смерти его отца. Отец Набокова погиб от выстрелов, заслонив собой политического лидера партии кадетов Милюкова, который выступал в Берлине с лекцией.

6. Дополнения учителя. (Дневниковая запись Набокова)

«…я смотрел на огни, проплывавшие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственным отчетливым и веским, и единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. «Отца нет на свете». Эти 4 слова громыхали в моем мозгу…» .

Рассказ «Рождество» - автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуацию самого Набокова, когда он узнал о том, что потерял отца.

7. Исследовательская работа в группах. Слайд 20.

 

Каждая группа получает свое задание:

I – найти в тексте ключевые слова  и выражения, изображающие состояние главного героя.

II – найти в тексте описание вещей, предметов интерьера, с помощью которых автор показывает, как страдает главный герой.

III - найти в тексте описание природы, ключевые слова и выражения, с помощью которых автор показывает, как страдает главный герой.

Учащие получают исследовательские карты, вписывают туда нужный материал и делают вывод. После заслушивания каждой группы делается общий вывод.

(Все детали рассказа помогают понять, как невыносимо больно главному герою. Смерть сына сделала бессмысленной жизнь Слепцова, он словно ослеп, перестал реагировать на окружающий мир, перестал видеть красоту. Все детали рассказа наталкивают читателя на мысли о смерти. Сам Слепцов принимает решение умереть).

- Герой рассказа выполнил задуманное? Что его заставило отказаться от этого решения?

(Чудо рождения бабочки)

- А почему это можно считать чудом?

(Бабочка появляется из, казалось бы, мертвого кокона).

8. Домашняя заготовка III группы

Слайд 22

«Образ бабочки».

Слайды 23-34

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

         Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

         Лишь 2 крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

         Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

         И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

         Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

         И улечу.

Бабочка в искусстве слова – живой, земной, конкретный образ и одновременно символ и мифологическое существо. Во многих мифах бабочка является символом души, и так как душа бессмертна, то и бабочка символизирует бессмертие. Это символ красоты и в то же время хрупкость и мимолетность бытия.

Бабочка – символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: яркая прожорливая гусеница, символизирующая жизнь, превращается в неподвижную куколку, символизирующую смерть, которая потом становится легкой бабочкой, символизирующей воскресение и возрождение.

9. Комментарии учителя.

- Финал рассказа оптимистичен. И хоть автор прямо не говорит о действиях Слепцова, все же понятно, что происходит некое прозрение: Слепцов увидел прекрасного индийского шелкопряда и понял, что вновь может видеть красоту. Это очень важно, потому что красота облегчает страдания, отвлекает душу человека от смертельной тоски, дает возможность умершей душе возродиться.

10. Работа с рефлексивной таблицей (плюс-минус-интересно). Слайд 35.

Обсуждение ответов.

11. Оценивание ответов учащихся с использованием оценочной таблицы.

Домашнее задание (имитирование): от лица главного героя напишите письмо на тему «Маленькое чудо, которое вернуло меня к жизни».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество» »

ГУ «Средняя школа № 26 »











Открытый урок

Тема

«Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество»

Учитель Ибрагимова Людмила Васильевна



















Город Актобе, 2014 год

Цель: определить главную мысль произведения: страдание человека, оглушенного горем, меняют видение мира, и чудо рождения бабочки воскрешает душу главного героя, отвлекая от смертной тоски.

Задачи:

- формировать умение видеть проблемы художественного текста, умение через элементы сюжета, образы, пейзаж понимать эмоциональное состояние героя;

- развивать навыки самостоятельного осмысленного чтения, умение строить связный ответ, аргументировать, комментировать;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к жизни, к окружающим людям; воспитывать культуру работы в группе, культуру ответа.

Оборудование:

- электронная презентация;

- исследовательские карты;

- рефлексивные карты;

- оценочные таблицы.

Ход урока:

Оргмомент.

Тематическая установка.

  1. Экспозиция.

На экране слайд с эпиграфом к уроку. Слайд 1

Ночь, даже самая холодная и пустая,

Все же отступит.

И ты увидишь, как еще темное небо

Настойчиво прорезают первые лучи солнца.

Они предвещают новый день,

А с ним тепло, свет и надежду,

Для того чтобы жить.

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с этих строк. В чем их смысл?

(Как бы ни было человеку тяжело, больно, нужно встречать новый день и продолжать жить).

- Слова эти напрямую связаны с темой урока. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

(О жизни, ее смысле, о смерти)

- Да, мы будем говорить о смысле жизни, о смерти, и на примере рассказа В.В. Набокова «Рождество» должны увидеть, как убитого горем человека поглощают мысли о собственной смерти, но к жизни его возвращает маленькое чудо.

Работать мы будем в группах, а ответственные не только помогут в выполнении заданий, но и будут оценивать работу каждого на разных этапах урока.

  1. Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока. Слайд 2.

- Назовите ключевые слова в теме урока. (Чудесное, Рождество)

- Какова связь между этими словами?

3. Домашняя заготовка I группы. Слайд 3

«Рождество» (История, традиции). Слайды 4-18

«Рождество»

Рождество – это великий христианский праздник, который знаменует рождение Сына Божьего Иисуса Христа.

Отмечают его в ночь с 6 на 7 января. По правилам этому великому празднику предшествует длительный пост, но в праздничный вечер, дождавшись первой звезды, люди усаживались за праздничный стол.

Для рождественского стола готовились традиционные блюда. Вечером крестники носили своим крестным родителям кутью. Раньше в деревнях в рождественскую ночь молодые юноши и девушки ходили по домам, пели колядки, славили Христа.

Всюду царило веселье, радость, устраивались народные гуляния.

С давних времен и до сих пор в Рождество девушки гадали, чтобы узнать своего суженого. В церквях и храмах в честь этого Великого дня всегда идут праздничные богослужения.

4. Написание в своих рабочих тетрадях мини-рассказа. «Какие чудеса могут произойти в Рождество?». Слайд 19

Чтение и обсуждение работ.

- Какое отношение имеет праздник Рождества к нашему рассказу? (События разворачиваются в канун Рождества. И именно в канун Рождества главный герой принимает решение умереть.)

- Почему Слепцов решил это сделать именно в этот день праздника?

(Слепцов был убит горем после смерти единственного маленького сына, он решил умереть, остальное ему было неважно, так как жизнь для него потеряла всякий смысл.)

- Чтобы лучше понять произведение, надо учесть некоторые факты биографии Набокова

5. Домашняя заготовка II группы.

«Некоторые факты из жизни Владимира Набокова».

Изучая биографию Владимира Набокова, мы узнаем немало интересного.

Например, что его дед был министром юстиции при императоре Александре, а отец был членом Государственной Думы.

В 1919 году семья Набоковых уезжает за границу. Биография последующей жизни Набокова включала многие страны Европы и Америку, однако, живя вдали от России, он продолжал себя ощущать русским человеком, за спиной которого дворянская родословная, великая культура и литература.

Рассказ «Рождество» Набоков опубликовал в 1925 году. В рассказе отразились многие моменты его жизни. Имение, в котором происходят события, списано с имения Набоковых. Именно туда приезжает герой рассказа Слепцов и привозит гроб с телом внезапно умершего сына. Слепцов – образ вымышленный, а мальчик с его влюбленностями, увлечениями, бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова в детстве. Тема смерти в рассказе тоже взята из жизни Набокова. Но в действительности в рассказе отражены самые тяжелые для Набокова переживания из-за неожиданной и трагической смерти его отца. Отец Набокова погиб от выстрелов, заслонив собой политического лидера партии кадетов Милюкова, который выступал в Берлине с лекцией.

6. Дополнения учителя. (Дневниковая запись Набокова)

«…я смотрел на огни, проплывавшие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственным отчетливым и веским, и единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. «Отца нет на свете». Эти 4 слова громыхали в моем мозгу…» .

Рассказ «Рождество» - автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуацию самого Набокова, когда он узнал о том, что потерял отца.

7. Исследовательская работа в группах. Слайд 20.


Каждая группа получает свое задание:

I – найти в тексте ключевые слова и выражения, изображающие состояние главного героя.

II – найти в тексте описание вещей, предметов интерьера, с помощью которых автор показывает, как страдает главный герой.

III - найти в тексте описание природы, ключевые слова и выражения, с помощью которых автор показывает, как страдает главный герой.

Учащие получают исследовательские карты, вписывают туда нужный материал и делают вывод. После заслушивания каждой группы делается общий вывод.

(Все детали рассказа помогают понять, как невыносимо больно главному герою. Смерть сына сделала бессмысленной жизнь Слепцова, он словно ослеп, перестал реагировать на окружающий мир, перестал видеть красоту. Все детали рассказа наталкивают читателя на мысли о смерти. Сам Слепцов принимает решение умереть).

- Герой рассказа выполнил задуманное? Что его заставило отказаться от этого решения?

(Чудо рождения бабочки)

- А почему это можно считать чудом?

(Бабочка появляется из, казалось бы, мертвого кокона).

8. Домашняя заготовка III группы

Слайд 22

«Образ бабочки».

Слайды 23-34

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь 2 крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Бабочка в искусстве слова – живой, земной, конкретный образ и одновременно символ и мифологическое существо. Во многих мифах бабочка является символом души, и так как душа бессмертна, то и бабочка символизирует бессмертие. Это символ красоты и в то же время хрупкость и мимолетность бытия.

Бабочка – символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: яркая прожорливая гусеница, символизирующая жизнь, превращается в неподвижную куколку, символизирующую смерть, которая потом становится легкой бабочкой, символизирующей воскресение и возрождение.

9. Комментарии учителя.

- Финал рассказа оптимистичен. И хоть автор прямо не говорит о действиях Слепцова, все же понятно, что происходит некое прозрение: Слепцов увидел прекрасного индийского шелкопряда и понял, что вновь может видеть красоту. Это очень важно, потому что красота облегчает страдания, отвлекает душу человека от смертельной тоски, дает возможность умершей душе возродиться.

10. Работа с рефлексивной таблицей (плюс-минус-интересно). Слайд 35.

Обсуждение ответов.

11. Оценивание ответов учащихся с использованием оценочной таблицы.

Домашнее задание (имитирование): от лица главного героя напишите письмо на тему «Маленькое чудо, которое вернуло меня к жизни».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок «Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество»

Автор: Ибрагимова Людмила Васильевна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108167

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства