kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Загадочная русская душа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературно-музыкальной композиции по произведениям русских классиков: поэтов серебряного века, Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Толстого. Сценарий предназначен для учащихся старших классов с целью вызвать интерес к русской классике. В нем используется музыка современных композиторов, что помогает соединить литературу 19- 20 веков с произведениями современного искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Загадочная русская душа »

Загадочная русская душа

Музыкально-художественная композиция
Звучит песня в исполнении Н. Караченцова ( первый куплет)

По струнам ходят пальцы не спеша.

Я в глубь себя, как в омут, погружаюсь.

Мне кажется, к тебе я приближаюсь,
Загадочная русская душа.

Загадочная русская душа.

В тебе сегодня песенная нежность.

Л завтра безрассудная мятежность...

Гак хороша ли ты - не хороша?

В е д у щ и й. Россия, русские, русскость... Всякий народ по-своему сложен для понимания со стороны других народов, но здесь особый случай: не говорят о «загадочной английской душе», как и о «загадочной арабской или китайской»,— расширяв!

нет, говорят только о «загадочной русской душе» …

Совершенно очевидно, что генетика тут ни при чем. Носителями особости. загадочной русскости, становятся евреи, переселившиеся в Израиль или в США. немцы, вернувшиеся на свою историческую родину с берегов Волги или из Сибири, эти качества /замечают на родине у итальянцев, китайцев, узбеков, африканцев, латиноамериканцев, проживших достаточно долгое время в нашей стране.

Думается, язык и культура, строй чувств и взгляд на мир, кар тина мира в первую очередь определяют специфику феномена «загадочной русской души».«Загадочная русская душа» подобна «загадке Гамлета», образа, так сконструированного Шекспиром, что его разгадка принципиально невозможна. Этотак называемые неразрешимые понятия-вопросы. Этим они отличаются от

фольклорных загадок, у которых всегда предполагается разгадка. Но их неразрешимость вовсе не означает, что они не вызывают желания их разрешить. Наоборот, над ними бьются столетиями, и в ходе этого поиска попутно открывается очень многое.

В е д у щ и й 1.

Загадочная русская душа...

Она. предмет восторгов и проклятий.

Бывает кулака мужского сжатей.

Бетонные препятствия круша.

А то вдруг станез тоньше лепестка.

Прозрачнее осенней паутины.

А то летит, как в первый день путины

Отчаянная торная река.

Музыка


В е д у ш и й 2.

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет. - только небо над годовою, да легкиетучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто

тебя выдумал?знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не .побит шутить, а ровнем- гладнемзаднем разметнулась на полсвета Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем: а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!..

Песня «Дорог ой длинною».


Ведуши й.

Что это такое - загадочная русская душа? Эта проблема возникла на 'Западе, в Европе и не раньше начала XVIII века.

Сначала европейцы обратили внимание на Россию из-за ее военных побед над ангелами. Победа над Наполеоном н ввод русских войск в Париж окончательно показали, что Россия — мощное европейское государство. Тогда-то изаинтересовался Запад загадочным народом, победившим мощную военную машину французов.

Русских все больше в Европе, в столицах и на курортах, европейцев все больше вРоссии в качестве чиновников и офицеров, ученых и гувернеров, непосредственное соприкосновение разных народов впервые выявило непонимание русской души и культурных ценностей, г ениально сформулированное в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть попа». Так Лермонтов описывает Дантеса, убийцу Пушкина:

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно.

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?... издалека.

Подобный сотням беглецов.

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы:

Не мог шалить он нашей славы:

Не мог понять в сей миг кровавый.

На что он руку поднимал!..

Выявилось, впрочем, и сопротивление в России западным ценностям и стандартам, прозвучавшее в монологах Чацкого из «Горя от ума» А. С. Грибоедова:


София(Чацкому)


Скажите, что вас так гневит?


Чацкий


В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо. * надсаживая грудь.

Собрал вокруг себя род веча *

И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. - Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды...

Он рад, но мы не рады.

Умолк. И тут со всех сторон

Тоска, и оханье, и стон.

Ах! Франция! Нет в мире лучше края!-

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержен,

Куда деваться от княжен!–

Я одаль воссылал желанья

С миренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух:

Пустого, рабского, слепою подражания:

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с диной.

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой.

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Ах! сели рождены мы все перенимать.

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Воскреснем ли когда от чужевластия мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.


Думается, именно в это время и складываются условия для возникновения западных представлений о «загадочной русской душе», отразившихся у Стендаля, Мернме и у друтих ав\оров ной жохи.

Высказывания иностранных авторов

Ведущий!.

Загадочная русская душа...

Оней за морем пишутся трактаты.

Неистовствуют киноаппараты .

За хвост комету ухватить спеша.


Ведущий.

Почемуэти представления характерны для Запада, а не для Востока, который значительно раньше вошел в непосредственное соприкосновение с Русью? Для половцев, печенегов, монголо-татар Русь- объект захвата,о диалоге культур не может быть и речи. Добившись независимости от Золотой Орды, Русь поглотила ее н другие восточные народы, которые вошли в состав России. Очевидно, в это время закрепилось особое свойство русских — быть открытыми для других культур. Из великих культур мира, пожалуй, только русская культура и обладает такой степенью открытости, ч то выразилось в особом феномене —- культурном симбиозе, проявившемся не только по отношению к культурам многочисленных народов Российской империи, СССР, современной России, но и но отношению к культу рам многих зарубежных стран. У этого качества есть оборотная сторона слишком легкое подчинение то византийскому влиянию,то немецкому, то французскому, то американскому, соответствие ценностям которых на разных этапах отечественнойистории мерилом. Но самое главное - его можно было превзойти.

Где воедино запад и восток

И где их разделенье и слиянье?

Где северное сходится сиянье

И солнечный энергии исток?

....Какая-нибудь музыка…

Где же искать основной источник представлений о «загадочной русской душе»? Главным источником таковых представлений стала русская литература.

Русская литература обладает устойчивой к различным переменам спецификой, выделяющей ее среди других литератур мира. Изначально русская литература возникала с ориентацией на очень узкий круг грамотных людей, оставляя фольклору обслуживание запросов огромного населения Руси, России, не допущенного к грамоте.

Частушки


Ты по что меня ударил

Балалайкой по плечу?

Я за то тебя ударил:

Познакомиться хочу!

На горе стоим сосна.

Под горою - вишня.

Полюбил цыганку я

Она замуж вышла!

Если хочешь разлюбить.

Поезжай на станцию.

Сдай свою любовь в багаж.

Потеряй квитанцию!

Мой миленочек лукав:

Меня дернул за рукав.

Я ж лукавее его:

Не взглянула на него!

Подарил милой колечко,

Синенькую вставочку.

Иссушил моё сердечко.

Как зелёну травочку.

Основной слой грамотных людей — деятели церкви и государства, позтому русской литературе на протяжении многих веков свойственна духовность и государственность.

«Духовность» (как эзотерическое знание, только для посвященных), столь свойственная восточным литературам, в ходе усиления светского начала в русской культуре преобразовалась в «душевность». Отсюда — особая задушевность произведений русской классики, заставившая иностранцев говорить о «загадочной русской душе».

Если в литературе Европы на протяжении многих веков первенствовало эстетическое начало, то в русской литературе изначально первенствовало этическое начало, нравственный стержень, нравственность идет от души, сердца, не от идеи должного, а от образа должной жизни.

Точно так же содержательная сторона произведения была важнее формы. Но у Толстого и Достоевского ощутим исконный приоритет нравственного начала содержательной стороны. Одна из причин этого кроется в борьбе крупнейших русских писателей с теорией «искусства для искусства» ,внимание уделяется проблеме праведников и праведной жизни, то есть самой высокой проблематике, причем освещающие ее роман Ф. М. Достоевского «Идиот», повесть Л. Н. Толстого «Отец Сергий» и ряд других становятся в ряд самых читаемых, самых востребованных в России произведений


Звучит песня в исполнении Н. Караченцова (второй куплет)


Так хороша ли ты - не хороша?

Рвану в отчаянье на груди рубашку –

И ты открыта настежь, нараспашку.

Загадочная русская душа.


Загадочная русская душа,

Порой безумной радости источник.

То вдруг бываешь сумрачнее ночи.

Осенней безнадежностью дыша.


Музыка Появляется О н,


Он.

Было на этом рождественском балу в Москве все. что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полуночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы, теснота танцующих и эти всё покрывающие раскаты духовой музыки, торжествующе гремевшей с хор...

Я долго стоял в толпе у дверей зала, весь сосредоточенный на ожидании часа ее приезда. - она накануне сказала мне. что приедет в двенадцать.. От этого бального зноя и от волнения, с которым я ждал ее. решившись сказать ей наконец что-то последнее, решительное, все было обострено во мне. я уже давно был болен любовью к ней и как-то волшебно боялся се породистого тела, великолепных волос, полных губ, звука голоса, дыхания, боялся, будучи тридцатилетним сильным человеком, только что вышедшим в отставку гвардейским офицером! И вот я вдруг со страхом взглянул на часы. - оказалось ровно двенадцать, - и кинулся вниз по лестнице, навстречу все еще поднимавшейся снизу толпы. Сбежал я, несмотря па толпу, с необыкновенной быстротой и ловкостью и все-таки опоздал...

Она входит в сопровождении немолодого господина, грубого и крупного, в просторном

поношенном фраке, в прическе а-ля мужик. Он отходит в сторону, оставляя ее посреди залы, берет бокал вина. Девушка в розовом проходит мимо него с раскрытым веером.

Девушка в розовом(закрываясь веером). Завтра, в четыре.

Господин с самодовольной усмешкой прикрывает глаза в знак того, что слышал се.

Девушка скрывается.

Скинув платок. Она протягивает руку для поцелуя руку в белой и длинной перчатке.

Он едва касается губами перчатки. Она. придерживая шлейф, берет его под руку, и они прохаживаются по сцене.

О н: Вы нынче танцуете?

О н а: Не танцую. (Останавливается, отпускает его руку и начинает обмахиваться веером.)

О н (а зрительный зал). Она продолжала молчать, точно меня и не было, но я уже больше не владел собой: боясь, что потом может и не представиться удобной минуты, вдруг стал говорить все то. что весь вечер готовился сказать, говорить горячо, настойчиво но бормоча, делая безразличное лицо, чтобы никто не заметил этой горячности. И она. к великой моей радости, слушала внимательно, не прерывая меня.

Она в течение почти всей беседы стоит, смотрит в зрительный зал на танцующих.


О н (к ней). Я знаю, я знаю, что я не смею ни на что надеяться... Вот вы нынче нё позволили мне заехать за вами...

О н а. Мой кучер прекрасно знает дорогу сюда.

О н. Да. я ничего не жду. с меня довольно и того, что вот я стою возле вас и имею счастье высказать вам наконец полностью все то. что я так долго не договаривал... Уж- одно ото (вытирая платком лоб и не сводя с нее глаз), уже только это одно...

К ним подбегает веселая рыжая барышня с: последним букетиком ландышей в плетеной корзиночке. Он
бессмысленно смотрит на ее веснушчатое личико и торопливо кладет в корзиночку пятьдесят рублей, не
взяв букетика. Барышня ,мило улыбаясь, приседает и убегает.

Она (продолжая .махать веером).

-Как надоела мне эта фарфоровая дура , ни один бал без нее не обходится. Жаль, что вы не взяли ландышей, я бы сохранила их на память о нынешнем бале... Впрочем, он итак будет памятен мне,

О н (опустив глаза, с трудом.). Памятен?

О н а (слегка повернув голову). Да. Я уже не раз слышала ваши признания. Но нынче вы имели, как выразились, "жалкое счастье" высказаться наконец "полностью" относительно своих чувств ко мне. Так вот нынешний бал будет мне памятен тем, что я тоже уже "полностью" возненавидела вас с вашей восторженной любовью. Казалось бы. что может быть трогательнее, прекраснее такой любви! Но что может быть несноснее, нестерпимей ее. когда не любишь сама? Мне кажется, что с нынешнего вечера я не в силах буду даже просто видеть вас возле себя. Вы подозревали, что я в кого-то влюблена и потому так "холодна и безжалостна" к вам. Да, я влюблена - и знаете в кого? В своего столь презираемого вами супруга. Подумать только! Ровно вдвое старше меня, до сих пор первый пьяница во всем полку, вечно весь багровый от хмеля, груб, как унтер, днюет и ночует у какой-то распутной венгерки, а вот поди ж ты! Влюблена!

Он медленно кланяется ей и медленно уходит. Она остается.

Она. Боже мой. как просто! Л ведь наша душа просит большего: страдания, надрыва, самоотречения... Вам ведь хочется услышать слова Татьяны:

Я вас люблю - к чему лукавить?

Но я другому отдана и буду век ему верна...

Уходит, Романс «Уйди, совсем уйди» (второй куплет).

Когда душа полна тревогою дневною,

Когда в мечтах моих далёко от тебя.

Тогда любовь моя мне кажется смешною,

Мне жаль своих надежд, желаний и себя.

Но в поздний час ночной, когда сильнее муки.

Когда кругом всё спит в безмолвной тишине.

К тебе в немой тоске протягивая руки.

Я плачу и зову: вернись, вернись ко мне!

Уйди, совсем уйди... Я нс хочу свиданий.

Свиданий без любви и ласковых речей.

Песня

Осенней безнадежностью дыша





Ты долго ль так продержишься? Едва ли!

И снова мчишься в голубые дали,

Загадочная русская душа.

В е д у щ и й, Принципиальное изменение ситуации могло произойти в советский период, когда в результате всенародной ликвидации безграмотности огромные массы народа получили доступ к книгам. Но здесь советские установки на воспитание нового человека, овладевшего всеми богатствами культуры, человека высоких моральных принципов (нередко наивно-прямолинейные, но порожденные многовековой русской культурной традицией) сыграли решающую роль: литература сохранила свою нравственную ориентацию, даже при всех идеологических искажениях. Принципиальную роль сыграла единая для всей страны программа по литературе для школ. В нее были включены классические произведения русской литературы, и миллионы школьников формировали свой вкус на великих образцах искусства. Из произведений советских писателей выбирались преимущественно те, которые должны были дать образцы нравственного, героического поведения.

В школах обязательно учили слова Николая Островского из романа «Как закалялась

сталь»:

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так. чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества.

что-то о Родине

При этом такие совершенные в эстетическом отношении произведения, как стихи А, А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, даже не упоминались. Можно подобный подбор осудить, но из вышесказанного ясно, что он в новых условиях продолжал традиционную для русской литературы линию. Очевидно, и формализм некоторых явлений русского искусства начала XX века и советского искусства 1920-х годов, оказавший огромное влияние на западную культуру, у нас оказался недолговечным не только из-за сталинских установок в области культуры, но и из-за того, что они несоприродны многовековой русской традиции.

Песня

Марина Цветаева

Антология русской поэзии

Мне нравится, что вы больны не мной.

Мне нравится, что я больна не вами.

Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую.

Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое. мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе... Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя!





Спасибо вам и сердцем и рукой

За то. что вы меня - не зная сами! –

Так любите: та мой ночной покой.

За редкость встреч закатными часами.

За наше не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами.-

За то. что вы больны - увы! - не мной.

За то. что я больна - увы! - не вами!

Уже в первых произведениях древнерусской литературы возник «монументальный историзм», где историзм выступает не в форме принципа, открытого романтиками, а в смысле связи любого частного события, отдельной судьбы человека с судьбой общества, государства. Это качество прошло через все века развития русской литературы. Ей достаточно чуждо восхищение индивидуалистом и близко стремление человека ощутить свою связь с другими людьми.

Блок Скифы

О старый мир! Покаты нс погиб.

Пока томишься мукой сладкой.

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия - Сфинкс! Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью.

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и е любовью!..

Да, так любить, как любит наша кровь.

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы. что в мире есть любовь.

Которая и жжет, и губит!

Мы любим всё - и жар холодных числ.

И дар божественных видений.

Нам внятно всё - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Мы помним всё - парижских улиц ад.

И венецианские прохлады.
Лимонных рощ далекий аромат.

И Кельна дымные громады...

Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет.

И душный, смертный плоти запах... Виновны ль мы. коль хрустнет ваш скелет

В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли: мы,

хватая под уздцы

Играющих коней ретивых. Ломать коням тяжелые крестцы

И усмирять рабынь строптивых...

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно - старый меч в ножны.

Товарищи! Мы станем - братья!

Традиционный для композиции многих произведений западной литературы happy end («счастливый конец») нечасто присутствует у русских писателей. Вообще, композиционная завершенность не очень характерна для произведений русской литературы, писатели предпочитают открытые финалы.

Не случайно в западной литературе утвердился жанр новеллы (произведения е замкнутой композицией), а в русской литературе из малых повествовательных форм предпочтение отдано рассказу (произведению с открытым финалом).

Русская литература рассчитана на более медленное чтение. Это связано со спецификой грамматического строя русского языка. Отсюда тяготение к созданию статичных картин, особое внимание к описанию русской природы, неброской, равнинной, пробуждающей философские размышления над смыслом жизни и бытия. Но эти же просторы Порождают и другие свойства русской души: молодецкую удаль и стремление выйти за рамки любых ограничений, нарушать все законы и заповеди, а потом каяться и страдать... И снова нарушать, и снова страдать и каяться... Романс

Целую ночь соловей нам насвистывал.

Город молчал и молчали дома...

Белой акации гроздья душистые Ночь напролет нас сводили с ума.

Сад весь умыт был весенними ливнями.

В темных аллеях стояла вода.

Боже, какими мы были наивными.

Как же мы молоды были тогда!

Годы промчались, седыми нас делая...

Где чистота этих веток живых?

Только зима да метель эта белая

Напоминают сегодня о них.

В час. когда ветер бушует неистово,

С новою силою чувствую я:

Белой акации гроздья душистые

Невозвратимы , как юность моя!

Белой акации гроздья душистые

Неповторимы , как юность моя...

Ведущий 1.

Ведущий 1.В каждой из названных (да и не названных) черт русской литературы обнаруживаются характерные признаки того феномена, который в мире получил название






«загадочной русской души». А через нее, через «загадочную русскую душу» проступают контуры величественного образа России, запечатленного Гоголем в образе русской тройки...

Ведущий 2. Эх, тройка! птица тройка. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Н дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик: гремит и становится ветром разорванный в куски воздух: летит мимо все. что ни есть на земли, и. косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

В е души й 1.

Загадочная русская душа...

Да. вам. друзья, скажу я по секрету:

Вея тайна в том. что тайны вовсе нету,

Открытостью она и хороша.

Но для блуждающих во мгле закатной.

Опавших листьев золотом шурша,..

Пусть навсегда останется загадкой

Рассвет в апреле —

Русская душа!

Звучит песня в исполнении Н. Караченцова (третий куплет)

Загадочная русская душа.

Мне кажется, к тебе я приближаюсь.

Я в глубь себя, как в омут, погружаюсь.

Перебирая струны не спеша.

Ведущий 1.

-Сегодня мы проследили, как поэты и писатели раскрывали это понятие «загадочная русская душа»..

Ведущий 2

-А возможно ли вообще раскрыть эту тайну? Думаю нет.

Ведущий 1

-И пусть продолжают рождаться новые прекрасные произведения, а тайна живет, живет в наших сердцах и вдохновляет мастеров слова на рождение новых прекрасных произведений…


Звучит музыка ( на усмотрение организаторов вечера)



.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Загадочная русская душа

Автор: Ладыженская Татьяна Прокопьевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Внеклассное занятие "Русский сувенир-матрешка" "
    ["seo_title"] => string(51) "vnieklassnoie-zaniatiie-russkii-suvienir-matrieshka"
    ["file_id"] => string(6) "155868"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421333811"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по родной русской литературе ( 11 класс)"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_po_rodnoi_russkoi_literature_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "615663"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1666513533"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Образ родины в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" "
    ["seo_title"] => string(50) "obraz-rodiny-v-poemie-n-v-gogholia-miortvyie-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "111410"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407437126"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сценарий праздника в 3 классе "Народные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-prazdnika-v-3-klassie-narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "193235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427616449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Классный час "Гордость моя - Россия" (проектная деятельность) "
    ["seo_title"] => string(61) "klassnyi-chas-gordost-moia-rossiia-proiektnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "112177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1408384121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства