ЦЕЛЬ. Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся, расширение знаний о Великой Отечественной войне, воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей Родины, чувств сопереживания и сострадания к тем, кто пережил эту страшную войну.
Форма проведения: литературная композиция.
Предварительная работа с учащимися:
группа учащихся-историков подбирает исторический материал;
учащиеся-литературоведы подбирают стихотворения;
учащиеся-музыковед подбирают музыкальные произведения;
создание презентации.
просмотр фильма Элема Климова «Иди и смотри»;
Ход мероприятия
Война такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что даже через много лет
Живым не верится, что живы.
К. Симонов
Учащийся читает отрывок из поэмы Е. Исаева «Суд памяти»
Учитель предлагает учащимся подобрать ассоциации со словом ВОЙНА. Учащиеся делятся впечатлениями о фильме «Иди и смотри».
Ведущий. Война – это боль, страх, ужас, слезы, горе, смерть.
Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова. В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Еще не может быть и нет! А. Твардовский
Ведущая. 21 июня, субботний день. Самый обыкновенный летний день. Было тепло, светило солнце. На городских пляжах загорали люди. Кто-то работал на своих огородах, детвора стайками бегала по сельским и городским улицам. Выпускники готовились к первому в своей жизни балу. Они будут до утра гулять по проспектам городов, по сельским улицам. Будут встречать свой первый рассвет во взрослой жизни. И он будет для многих последним мирным рассветом. Но еще было тихо, страна спала. Только пели ранние птицы.
Ведущий.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла
по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А, немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось!...
Ведущая. 22 июня. Летний воскресный день. Люди просыпались. Строили планы. Они еще не знали, что западные населенные пункты уже окроплены кровью, гибнут мирные жители.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Ведущий. Война –
Это жизни безумный оборот.
Время, текущее назад, а не вперед.
Война – это разума
Убийственные издержки,
Война – это враг человека злейший.
Ведущий. Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов выступил по радио в 12 часов 22 июня 1941 года. Затем текст речи зачитал Левитан. (Фонограмма).
Ведущая. (На фоне песни «Священная война»). И всё, что для нас было близко и свято,
Что нас поднимало раздольной волной,
Всё было раздавлено, скомкано, смято
Внезапно нахлынувшей горем войной.
Учащийся-историк. Беда на нашу страну обрушилась 22 июня 1941года. Полчища вооружённых до зубов фашистов перешли границу нашего государства, принялись уничтожать людей и превращать наши земли в пустыню. Началась невиданная по масштабам истребления всего живого война. 1418 дней войны. Было все: бомбежки, страх, голод, сражения, разруха, потери, концлагеря, смерть. Но какие тяжелые были эти 1418 дней войны.
Война! И нет страшнее слова.
Пять букв таят в себе беду.
Почти пять лет она ломала,
Калеча души и судьбу.
И сколько слёз земля впитала
От горя наших матерей.
Такого ужаса не знала
Планета с множеством людей.
Ведущий. Мы поколение, которое знает об этой войне из фильмов, рассказов старших, должны сберечь память о тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину, заботиться о живущих рядом с нами людях, переживших войну.
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о тех, кто не держал оружия в руках, не были они на передовой, не были партизанами, подпольщиками. Они не стреляли, но они не меньше, а может да больше пострадали от войны. Это мирные люди, которые оказались на оккупированной территории или в блокадном Ленинграде. Это старики, дети, женщины. Это матери, которые ничего не знали о своих сыновьях.
Видеоролик «Баллада о матери», слова А. Дементьева, музыка Е. Мартынюка. Поет София Ротару.
Ведущая.
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Агния Барто «В дни войны»
Ведущий. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и деревнях, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере… Война… В один миг она перекрасила жизнь в темные цвета, украла мечты, надежды, радость… Дети на войне: сколько им было? Десять?... Двенадцать?... Пятнадцать? Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой. На их долю выпали слезы, кровь, смерть. Тысячи обездоленных, оставшихся сиротами детей.
Видеоролик «Дети войны. Илья Резник»
Ведущая. И они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой. Ведь для этих людей начало войны совпало с началом жизни. Голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями. Ведь немцы и в тылу совсем не стеснялись “обидеть малых сих”. А скольких из них угнали на чужбину... Скольких убили нерожденными...
Ведущий. Война и дети, дети и война. Эти понятия не совместимы. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище? Много было у детей вопросов: почему и зачем? Но своим детским чутьем они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Учащиеся читают стихотворения, которые сами подобрали.
Самуил Маршак «Мальчик из села Поповки»
Сергей Михалков «Десятилетний человек»
Вероника Тушнова «Кукла»
Учащийся-историк. XX век навсегда запомнится человечеству ужасами Второй мировой войны и кровавыми преступлениями нацистского тоталитаризма. Всего на
территории Германии и оккупированных ею стран действовали более 14 тысяч концлагерей. На территории нашей страны действовало 260 лагерей. За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли около 18 миллионов человек, из них 5 миллионов граждан Советского Союза. Одним из символов злодеяний нацизма по праву считается лагерь смерти «Аушвиц-Биркенау», расположенный возле польского города Освенцим. Именно этот печально известный концлагерь стал местом самого массового уничтожения мирных граждан за всю историю человечества. Основной задачей немецких концлагерей было физическое уничтожение узников после использования их рабского труда. Признанных нетрудоспособными умерщвляли незамедлительно и жестоко. В категорию «смертников» априори попадали дети, старики, инвалиды, раненые и больные.
Учащийся-историк. Матерей, признанных способными к работе, силой отрывали от детей. Общее количество жертв лагеря смерти «Аушвиц-Биркенау» до сих пор не установлено. По различным подсчетам это от 1 до 4 миллионов человек. Узники лагеря уничтожались в крематориях, гибли из-за нечеловеческих условий труда, голода, холода, жестоких наказаний, эпидемий и медицинских экспериментов. Убийство людей было в прямом смысле слова поставлено на конвейер и осуществлялось с использованием новейших изобретений науки. Лучшие техники и инженеры Рейха искали пути наиболее дешевого и массового уничтожения целых народов и рас. Одним из результатов их работы стало «изобретение» своеобразного тандема: газовая камер + крематорий.
Видеоролик “Люди мира на минуту встаньте!”. На фоне музыки учащийся читает стихотворение Галины Плаховой Королевой.
Учащийся-историк. Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Самые страшные их воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когда фашисты расстреливали мирное население, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы. Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы. Не по своей воле ставшие заложниками, они скрывали прошлое. Ведь многих ждало обвинение в измене родине и очередной этап, теперь уже в сталинские лагеря. Дети-узники не были исключением, на них тоже распространялся позор измены. Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных и государственных работников. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях и в гетто.
Тысячи детей замучены фашистами в концлагерях. Те, кому посчастливилось дожить до освобождения, на всю жизнь остались инвалидами.
Учащийся-историк. Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта. Дети не знали животных. В лагерях они, правда, знакомились с кровожадными собаками. Большая лошадь, которая вывозила очистки и потому часто стояла перед кухней, казалась им огромным чудовищем. Вшей и крыс они боялись. Птиц, пролетавших над лагерем, провожали внимательным взглядом. А когда детям рассказывали сказки и там встречались звери, то приходилось их подробно описывать. Дети не знали и фруктов. Известен такой случай. Фашистские офицеры, приехавшие в концлагерь, угостили малышей яблоками. Они вертели в ручонках круглые розоватые плоды, не зная, что с ними делать. Угощавшие разрезали яблоки и сунули каждому по кусочку в рот. Дети осторожно стали жевать, потом их глазёнки засияли от необычного лакомства. Из цветов они видели только несколько анютиных глазок.
Стихотворение Наума Коржавина «Дети Освенцима».
Ведущий. Ужас вызывает так называемая немецкая педантичность.
Стихотворение С. Михалкова «Детский ботинок»
Учащийся-историк. Тысячи мирных жителей были расстреляны на оккупированных территориях. Их «вина» была в том, они были не немцы-арийцы. У Гитлера были свои планы на «недочеловеков». Гитлер подчеркнул «особый характер» войны на Востоке. Это должна быть, по его мнению, «идеологическая война» и «война на уничтожение». Планы физического уничтожения десятков миллионов людей, проживавших на территории Советского Союза, и составляли главную «тайну» плана Гитлера. В этом и был истинный смысл его «избранничества». Он брал на себя этот чудовищный грех, как он полагал, ради будущего счастья немецкой нации. И только немецкой нации. Физическое уничтожение населения Советского Союза было главной составной частью «Предприятия» или плана «Барбаросса». Гиммлер и Гейдрих в своем ведомстве в начале года разрабатывали планы уничтожения на первом этапе войны 30 миллионов славян. Особенно Гитлер настаивал на том, что офицеры и солдаты вермахта при выполнении этой задачи не должны испытывать никаких проблем со своей совестью. 30 миллионов – это была «рабочая», предварительная цифра, которой оперировали в начале войны против Советского Союза самые различные организации третьего рейха. Целью этой войны должно стать уничтожение современной России, и поэтому она будет вестись с неслыханной жестокостью. Каждое боевое действие… должно проводиться безжалостно и с железной волей с целью полного уничтожения врага.
Учащийся-литературовед. Муса Джалиль (полное имя Муса Мустафович Залилов (Джалилов) - татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956).
В стихотворении “Варварство”, написанном в тюрьме, Джалиль взволнованно рассказывает о расстреле детей и матерей, пишет, что нельзя выдержать такого святотатства.
Учащийся читает стихотворений «Варварство».
Учащийся-историк. 13 миллионов детей погибли во Второй мировой войне. Сколько детей Советского союза погибло за годы Великой Отечественной войны? По подсчётам разных исследователей от 500 до 700 тысяч, точно не знает никто. Как никто не знает, сколько их, маленьких героев в годы войны работали на заводах и в госпиталях. С оружием в руках помогали взрослым сражаться за родину. Сколько уходили в партизаны, гибли при бомбежках и обстрелах или от голода и болезней. Сколько их угнали в Германию и умертвили. Сколько, не дожив до Победы, были похоронены в блокадном Ленинграде.
Стихотворение «Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне» А. Молчанов
Учащийся-историк. Война унесла более 26,6 миллиона жизней, из них замучено и истреблено более 6 000 000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти, 4 000 000 угнано на каторжные работы в Германию. А на территории СССР, подвергшейся оккупации, фашистские захватчики уничтожили около 11 млн. советских граждан, из них около 7 млн. мирных жителей, стариков, женщин, детей и около 4 млн. военнопленных.
Ведущий. Количество погибших с трудом поддается оценке, а о детях и стариках пишут - "не считая... ". Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа.
Учитель. С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы. Только единицы смогли выжить.
Ведущая. Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Ведущий. Минул 71 год с той поры, когда завершилась самая кровопролитная война. Вместе с Победой пришло избавление от самой страшной угрозы порабощения всех людей. Время неумолимо движется вперед. Уходят из жизни солдаты войны, спасшие нашу Родину от фашизма. Их остается все меньше и меньше. И мы должны помнить, какой ценой досталась нам это Победа. Это нужно всем живущим на земле, чтобы не зачерствели их сердца, чтобы потомки помнили подвиг своих предков.
День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Вспомним и почтим всех минутой молчания.
Видеоролик “Минута молчания”.
Ведущая.
Помните!
Через века, через года,-
Помните, о тех,
Кто уже не придёт никогда.
Помните!
В горле сдержите стоны,
Памяти павших,
Будьте достойны!
Вечно достойны!
Видеоролик «Памяти павших. ВИА Ариэль. «Тишина»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Е. Исаев отрывок из поэмы «Суд памяти»
Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да — вы скажете.
Неверно!
Они кричат, пока еще стучат
Сердца живых,
И осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь, а в нас.
За нас кричат,
Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз,
И прошлое толпится за плечами.
Они кричат, когда покой,
Когда
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Они кричат,
И будят нас, живых
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля с пятью материками.
Илья Резник. Дети войны
Дети войны...
Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны...
В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром,
Неумолчный гремит метроном.
Дети войны
Набивались в теплушки открытые.
Дети войны
Хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, черным вороном
Налетела нежданно беда,
Разбросала нас во все стороны,
С детством нас разлучив навсегда.
Застилала глаза ночь кромешная,
Падал пепел опять и опять,
Но спасением и надеждою
Нам всегда была Родина - мать.
Дети войны –
В городках, в деревеньках бревенчатых...
Дети войны,
Нас баюкали добрые женщины...
Буду помнить я тысячи дней
Руки близких чужих матерей.
Дети войны,
Стали собственной памяти старше мы.
Наши сыны,
Этой страшной войны не видавшие,
Пусть счастливыми будут людьми!
Мир их дому! Да сбудется мир!!
Самуил Маршак «Мальчик из села Поповки»
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
А. Дементьев. Баллада о матери
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет как кончилась война,
Много лет как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло...
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино: и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно это было вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:
«Алексей, Алешенька, сынок!»,
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой,
Все боялась, вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
«Алексей!» - кричали земляки,
«Алексей!» - просили, - «Добеги!»
...Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
«Алексей, Алешенька, сынок»,
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино,
Все ждала - вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны
Сергей Михалков. Десятилетний человек
Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу - прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.
Стихотворение Галины Плаховой Королевой
Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!
Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал в преисподней, в аду.
Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий -
Что ни день пожирала людей.
В этом мире - безумном, ничтожном -
На кострах распинают и жгут,
И сдирают безжалостно кожу
На перчатки - отлично, "зергут"!
И душа леденела от страха,
Этот ужас вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве можно такое забыть?!
Всё же узники - сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил - поклон до земли!
За отцов, матерей наших, дедов
Крик души против всякого зла!
За нелёгкую нашу Победу
Боль стихами во мне проросла!
Наум Коржавин. Дети в Освенциме
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это - было!
Мужчины мучили детей.
С. Михалков. Детский ботинок
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
"Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой..."
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
"Три тысячи двести девятый"?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц - на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик -
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
В. Тушнова. Кукла
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя...
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,-
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она...
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,-
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.
Б. Пастернак. Страшная сказка
Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.
Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.
Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.
Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.
А. Молчанов. Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне