Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"
Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"
Данное мероприятие проводилось с целью воспитания и уважения к родному языку и родной культуре, воспитания ценностного отношения к слову, Такие мероприятия помогают учащимся узнать историю своего народа,узнать памятники его культуры, "открывают перед человеком целый мир - мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность,- писал Д.С. Лихачев. И, действительно, не только учащиеся, подготовившие этот праздник, но и учащиеся, посмотревшие его, открыли для себя в этот день очень много познавательного.В этом им помог доступный для их вораста материал, используемый в сценарии. Дети встретились с летописцем, первоучителями Кириллом и Мефодием, познакомились со старославянскими буквами и их значениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры" »
Внеклассное мероприятие
День славянской письменности и культуры
Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Орлова Валентина Ивановна
Цели: воспитание интереса и уважения к родному языку и родной культуре; -воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: -создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; -взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Эпиграф
Знание истории своего народа,
знание памятников его культуры
открывает перед человеком целый мир –
мир, который не только величественен
сам по себе, но который позволяет
по-новому увидеть и оценить современность.
Д.С. Лихачев
История предков всегда любопытна
для того, кто достоин иметь Отечество.
Н.М. Карамзин
Ведущий: Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Ведущий: В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие.
(Девочки в славянской одежде, в веночках): на фоне музыки
Из глубокого колодца (руки “О”)
Солнце медленно встает.(руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко)
Оформление сцены:
лавочка, стол летописца с зажженной свечой, гусиным пером, свитком с надписью из кириллицы, Русской азбукой.
Белорус
Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девчонкам
“Добрый дзень!” – говорю.
Украинка
Слышу голос родимый
Городов, деревень.
Говорит Украина: – Здоровэнько булы!
– Добрый дэнь!
Русская
Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная.
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.
Белорус
И куда не поеду
В те ли, эти края,-
Всюду, словом привета
Встретят братья, друзья.
Украинка
Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные.
Русская
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
/ Они хором/ Мы – славяне!
Звучит музыка песня «В горнице», исполняет Волкова Анжелика
Входит монах с зажженной свечой, садится за стол, пишет гусиным пером
Ученик 1
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Ученик 2
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/
Летописец (вставая)
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Ученик 3
Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Летописец
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Звучит колокольный звон. Слайды.
Ученик 4
Славяне, братья!
В славный день
Культуры, письменности нашей
Пусть никакой тревоги тень
К душе не прикоснется даже.
Славяне, братья!
Все, что вам
Господь помог создать на свете,
Есть красоты и духа храм,
Храм высшей дружбы на планете
В пути прекрасном, непростом.
Да будет так.
Всегда. Во всем.
Звучит песня « Русь» в исполнении Волковой Анжелики
1 ведущий. Каждый год 24 мая отмечают в славянских странах Праздник славянской письменности. В этот день мы вспоминаем великих просветителей Кирилла и Мефодия.
2 ведущий. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.
1 ведущий.Кирилл и Мефодий на основе греческого письма составили первый славянский алфавит.
2 ведущий.Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они переписывали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.
Жизнь солунских братьев была служением славянской культуре.
Сценка (на лавочке сидят два брата, позади ходит с книгой школьный учитель)
На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.
Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.
Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
Кирилл. - А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.
Мефодий - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.
Кирилл. -А почему у славян нет своих книг?
Мефодий -Потому что писать на славянском языке нельзя.
Ведущий: В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
Учитель: Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Кирилл -Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.
Уходят. Входит летописец с Азбукой, садится за стол.
Ведущий: Прошли годы. Младший брат учился примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.
Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать в Моравию учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их)
Мефодий: Константин! Овладели мы многими науками: риторикой, астрономией, философией и диалектикой, геометрией и музыкой, хорошо знаем славянский язык. Призвал нас греческий царь Михаил и сообщил, что славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел просят помощи.
Кирилл: Что ж, Мефодий, повинуемся с покорностью. Были у славян учители от итальянцев, греков, немцев, а истинного славянского письма не обрели.
Мефодий: Подобает идти нам, Константин, с радостью. Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде.
Ведущий: И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку.
Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка.
Кирилл: И собрали мы учеников своих, и стали их учить. И перевели книги Священного Писания и весь церковный чин, и научили мы их и утрени, и часам, и обедне, и вечери, и повечерию, и тайной молитве.
Мефодий: Ведаю я, что не только князь Ростислав с моравами получил славянскую грамоту, но и Коцел, князь Паннонский, возлюбил славянские буквы, и научился им, и дал учеников, чтобы научились. И начала сильно расти в славянских странах грамота, и возрадовались славяне, что дарованы им письмена.
Ведущий: Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность
Летописец (держит в руках книгу “Русская азбука”)
Сия зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению.
Ученик 1
Вот азбука – начало все начал.
Открыл букварь – и детством так и дунуло!
Ученик 2
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Ученик 3
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Ведущий:Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) В ней 43 буквы. Каждая имеет свое название.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».
Под музыку выходят ребята, изображающие буквы славянской азбуки.
Аз. Здравствуйте, ребята! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «аз». Назовите слова, которые начинаются с меня. (Ответы зрителей.) русский язык не склонен начинать слова с буквы А. русских слов, у которых в начале стоит А, немного: слова с начальной буквой А в основном заимствованные, как и сама буква.
Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут «буки». Меня не было в греческом алфавите, меня придумал сам Кирилл.
Ученик: Встаньте рядом Аз и Буки – получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорили: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.
Веди. Здравствуйте, ребята! Меня зовут «веди». Я всё знаю, про всё ведаю.
Глаголь. А я буква «глаголь». Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорогого бы дал за словечко, да не выкупишь».
Добро. Добрый день, ребята! Меня зовут «добро».
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Люди. А я буква «люди».
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Мыслете. Меня зовут «мыслете».
Мудрецам давно известно:
Там, где мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки,
Мастера там на все руки –
Шить, варить и рисовать.
Звонко петь и танцевать.
Рцы. Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие.
И только одна из них –
Буква рычащая. Я буква «рцы».
Недаром я собой горжусь,
Ведь я – начало слова «Русь».
Звучит песня в исполнении Ереминой Алены «Белая Русь»
Взрослые Кирилл и Мефодий, садятся за стол, что-то пишут во время рассказа ведущих.
1ученик:В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли огромный вклад в развитие славянской культуры.
2 ученик: После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучать славянский язык. Славянам вменялась чуждая латынь. Дело Кирилла и Мефодия у западных славян, несмотря на упорную и длительную борьбу, которую они вели с влиянием Рима, потерпело поражение. Но зато идеи просветителей прочно утвердились в Болгарии, а оттуда славянская грамота пришла в Сербию и на Русь.
1ученик:Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на славянском языке.
2ученик:Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
Кирилл и Мефодий уходят за кулисы
1ученик:Лишь в петровское время в наш алфавит понадобилось внести изменения.
На сцену выходит военный в мундире и в треуголке.
Военный.Господа! Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются.
Военный подходит к стенду, убирает с него названные буквы.
2ученик:Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке.
Военный Это буквы «э», «я», «и-краткое», «е».
Военный прикрепляет на стенд карточки с названными буквами и уходит.
1ученик:В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.
На сцену выходит Красноармеец в будёновке.
Красноармеец. Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов.
Красноармеец подходит к стенду, снимает устаревшие буквы алфавита.
2ученик:Наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. 1 ведущий. Наша азбука удивительна! И сейчас, в 21 веке, она поражает нас удобством и простотой.
1ученик: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.
2ученик: Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благославленный иди в историю смелей.
К апостолам высокославным любовь святая глубока
Дела Кирилла и Мефодия в России будут жить века.
3ученик:
И будет славить Русь родная святых апостолов славян…
И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает!