kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по православной культуре "День славянской письменности и культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры, в память Кирилла и Мефодия". Разработка содержит теоретичексий и игровой материал.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по православной культуре "День славянской письменности и культуры"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Грузсчанская средняя общеобразовательная школа»











Внеклассное мероприятие по православной культуре

для обучающихся 5 класса



День славянской письменности и культуры



Подготовила:

учитель православной культуры

Турьянская В.В.

Цели: формировать понятия о значении календарной даты; способствовать усвоению понятия «культура»; приобщать к русской национальной культуре.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием

Братьев славных, равноапостольных.

В Белоруссии, Македонии, в Польше, Чехии и Словении,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии

В Украине, Хорватии, Сербии,

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

- 24 мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков – отмечается особый праздник – День славянской письменности.

В этот день проходят научные конференции, торжественные шествия к памятникам культуры: старинным зданиям, где создавались первые рукописные и печатные книги, а также к памятникам тем, кто нёс своему народу свет знаний через книгу.

У нас в России этот праздник первыми начали отмечать жители древнего Новгорода Великого. Именно в этом городе были найдены первые берестяные грамоты. За ними последовали города Псков, Ярославль, Москва. Сейчас этот праздник отмечают уже во многих российских городах.

Говоря об этом празднике, нельзя не вспомнить о греческих монахах Кирилле и Мефодии, которые придумали славянскую азбуку. В честь их азбуку назвали кириллицей. На ней были написаны первые русские книги.

Братья Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Ело в том, что в русском и болгарском языках было больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите было 24 буквы, а в славянском – 43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.

В древности бумаги не было, и, чтобы передавать свои мысли другим людям, наши предки использовали пергамент.

Что такое пергамент? (Это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа.)

Её натирали мелом, чтобы снять жир, затем очищали пемзой, чтобы она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста. На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на коре дуба).

На чём писали наши предки? (На бересте.)

Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Великом Новгороде нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Мы живём в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезёт нас автобус, какими товарами торгует магазин, какой фильм идёт в кинотеатре, как правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком «бесписьменном» мире.

Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать.

Но время шло, знания людей расширялись, они не умещались в памяти человека, вот тогда и возникла письменность.

Древнейшая письменность называется пиктографией – рисуночным письмом. Первые рисунки учёные обнаружили в пещерах.

- А сегодня люди пользуются пиктографией? (Да, дорожные знаки.)

Эти рисунки помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке.

Иероглифы – первоначально это означало «священные письмена». В глубокой древности использовались в Египте, а в наше время – в Китае и Японии. Иероглиф обозначал слово или слог. Овладеть таким письмом было очень трудно – ведь требовалось держать в памяти сотни знаков.

Послушайте стихотворение Олега Тарутина «Иероглифы».

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд, иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки…

Все знакомые почти, а попробуй-ка, прочти!

Вот в квадрате лев скучает – что же это означает?

Цапля гордая стоит – что она в себе таит?

Буква это или сразу вся египетская фраза?

Может, кончилась строка возле рыбы и цветка?

Овладеть бы вдруг случайно нам египетскою тайной!

Чтоб никто другой не мог разгадать секретных строк.

В иероглифах без риска я б писал тебе записку:

Рыба, взятая в кружок, цапля с клюшкой и конёк.

Ну а ты бы понял сразу зашифрованную фразу,

Пообедал бы скорей и пошёл играть в хоккей!

Клинопись – письменность, которой пользовались древние ассирийцы и другие, близкие к ним народы. Значки выдавливали на сырой глине, затем для лучшей сохранности таблички обжигали или высушивали на солнце.

Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских – 33 буквы!

33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года, а раньше была кириллица, и в ней было 43 буквы. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете –аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается – мама.

В 1708 году Пётр I упростил написание некоторых букв, ввёл «гражданский шрифт». Эти сложности русской грамматики сохранились до 1918 года. Потом была проведена реформа орфографии (правописания). Число букв сократилось.

- А сейчас давайте с вами поиграем.

1. Игра «Наборщик»

Из букв оного слова составьте как можно больше слов.

Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, взор, воз, вред.



2. Игра «Один звук, марш!»

1. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Хлев, укол, полк, олень, град, стол, уточка, зубр, удочка, клещ, скот, тепло, столб, коса, волк, мель, беда, щель, мрак, смех, снаряд, краска, экран.

2. добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот – крот.

Роза (гроза), рубка (трубка), клад (склад), лапа (лампа), лень (олень), стол (ствол, столб), шар (шарф), дар (удар), усы (бусы).

3. Замените в словах один согласный звук. Вот так: корж – морж.

Ногти, булка, галка, полено, киска, песок, свет, рамочка, ножка, клин, зубы, орёл.



3. Игра «Угадай слова»

Осль (соль), кшока (кошка), цилаис (лисица), демвеьд (медведь), осва (сова), кшаукук (кукушка), жё (ёж), кмыша (мышка), ковл (волк), аязц (заяц), хёорк (хорёк), бкела (белка).



4. Игра «Запомни, повтори и дополни»

Каждому, когда придёт очередь, надо повторить уже названные слова в правильной последовательности и добавить к ним своё слово.

Темы: «Школьные принадлежности», «Литературные герои», «Названия цветов», «Предметы мебели», «Спортивные игры», «Животные леса», «Фрукты», «Овощи».

- В заключение ещё несколько слов об одном человеке.

Долгие годы книги продолжали писать от руки. И лишь в XV веке немец Иоганн Гутенберг напечатал на бумаге 10 экземпляров Библии. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане. В России первые печатные станки появились при царе Иване Грозном в XVI веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатник Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец. За заслуги пере Россией первопечатнику Ивану Фёдорову в 1909 году в Москве на перекрёстке Лубянской площади и Никольской улицы поставлен памятник.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Турьянская Вера Васильевна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391334

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства