Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в конкурсе "Самый классный классный"»
Внеклассное мероприятие:
«Учись говорить «нет»
Цель: Формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, курения, наркотиков; умения активного противостояния пагубным привычкам; пропаганда здорового образа жизни.
Форма: тренинг.
Избегайте людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье.
Г. Сковорода
Рекомендации учителю
По мнению психологов, ролевые игры могут использоваться как при освоении и отработке общих позитивных поведенческих навыков у учащихся (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению), так и эффективных поведенческих схем в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка со всевозможными соблазнами в жизни, оказывается чрезвычайно полезной.
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя
Сегодня мы поговорим с вами о вредных привычках. Ни для кого не секрет, что даже те, кто хорошо знают о вреде курения, пьянства, наркомании, порой попадаются на уговоры друзей. Причина проста: подростки не умеют сказать «нет».
_ Кому труднее отказать, если, например, вам будет предложено закурить, - взрослому, компании курящих сверстников, близкому другу?
Наш классный час пройдет в форме тренинга, который должен помочь научиться говорить «нет».
Упражнение: «Попробуй отказаться» (проводится в кругу)
_ Представьте, что мы пошли в поход.
Ведущий (учитель) кидает мяч любому из сидящих в кругу учащихся. Тот должен предложить ведущему пойти в поход. Каждый раз ведущий отвечает отказом, но отказ имеет различную направленность. Например: «Я не могу пойти в поход, потому что сыро, а у меня нет одежды для такой погоды», «Я не буду себя чувствовать с тобой уверенно в походе, потому что местность малоизвестная», «Я вообще не люблю ходить в поход» и т.д.
Затем задание можно изменить. Каждый участник придумывает свои варианты для ведущего. Предложение делает тот участник игры, которому ведущий бросает мяч. На все предложения ведущий отвечает отказом, однако использует его различные варианты. Участники группы определяют преимущества и недостатки конкретного варианта.
Характеристики учитель записывает на листе ватмана:
Отказ – соглашение (формальный отказ). Человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается сразу дать согласие. Например: «Вы не хотите выпить чаю?» - «Спасибо, но мне неудобно вас затруднять».
Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный конкретный момент он не может его принять. Как правило, отказ направлен на внешние обстоятельства, которые мешают воспользоваться предложением. Например: «Завтра пойдем в театр?» - «С удовольствием, но у меня спортивная секция».
Отказ – альтернатива. Может быть направлен на само предложение или на внешние обстоятельства, мешающие принять предложение, однако предлагается компромисс, не затрагивающий чувства предлагающего. Например: «Пойдем завтра в бассейн». – «Нет, я не люблю плавать. Давай лучше погуляем по лесу».
Отказ – отрицание.
Обычно направлен на само предложение или предлагающего. Человек дает понять, что не согласится с предложением ни при каких обстоятельствах. Может затрагивать чувства предлагающего, обидеть его, однако снимает вероятность получения нежелательного предложения в дальнейшем. Например: «Нет, я не буду носить короткую юбку, потому что это вульгарно».
Инсценирование ситуации «Не хочу курить!»
Сережа и Денис встретились, чтобы вместе пойти в компьютерный салон. Сережа недавно начал курить и предлагает Денису.
_ Закури!
_ Мне нельзя!
_ Почему?
_ Родители увидят!
_ А мы за угол отойдем!
_ Я недавно болел!
_ Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ничего не будет!
_ Сказал, не буду, значит, не буду, мне тренер не разрешает!
_ Каковы аргументы сторон?
_ Кто добился цели и почему?
Игра «Да и нет»
Один участник тренинга предлагает закурить, другой отказывается, причем нужно это делать, не произнося слова «нет». Потом участники меняются ролями, используя при этом другие способы отказа.
Обсуждение отрывка из книги Д.В. Колесова «Наш выбор: без наркотиков» М., 2000 г.
Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.
Запомни на всю жизнь: _ получая что-либо «бесплатно» у манипулятора-кукловода, человек ведет себя подобно мыши, стремящейся в мышеловку за сыром; _ расплачиваться за «бесплатное угощение» придется не только своим имуществом, но и своим здоровьем, а то и жизнью; _ не следует пытаться обмануть жулика – он все равно хитрее, значит, нужно держаться от него подальше.
Главное – необходимо понять, что тебя хотят заставить сделать то, что ты делать не собирался.
В подобных случаях сразу надо подумать: а зачем ему надо, чтобы я это сделал?
Тогда сразу станет ясно: или твоими руками хотят достичь своей грязной цели, или тебя хотят втянуть в дело, которое принесет выгоду одному кукловоду. Как же себя вести, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто – отвечать: «Да, мне это слабо!» Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок» И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает, что от тебя он ничего выгодного не добьется.
Иногда могут сказать: «Ты что – дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?» И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода».
_ Согласны ли вы с мнением автора? Почему? А как повели бы себя в подобной ситуации?
Вывод:
Запомните: одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком. Сказочный Иван-дурак нисколько не смущался, что все его так называли, но всегда выигрывал и всех побеждал! Возникает вопрос: что хуже – выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?
Наши рекомендации:
Не бойся выглядеть недостаточно умным!
Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!
Бойся стать жертвой наркотической заразы и превратиться в марионетку наркоторговцев!!!