«Влияние художественной литературы на развитие речи детей»
«Влияние художественной литературы на развитие речи детей»
Умение правильно воспринимать литературное произведение в школьном возрасте, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Влияние художественной литературы на развитие речи детей»»
«Влияние художественной литературы на развитие речи детей»
Литература - огромный пласт культурной жизни, с рождения способствующий формированию личности в многообразии проявлений и реализации. Первые шаги ребенка сопровождаются потешками, прибаутками и поговорками, которые вводят ребенка в мир устного народного творчества. Затем короткие стихи, речевые игры, рассказы постепенно раскрывают чудесный мир русского языка. Душа ребенка с огромной радостью впитывает сказки, находя отклик в душе ребенка и формируя его эмоциональный мир, нравственные представления и определенные социально-коммуникативные качества. Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедической группе детского сада.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги
Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания, создавать условия для активизации словаря.
Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Таким образом, умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем, вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.
Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.
Книга формирует будущего читателя, который пронесет мир образов через всю жизнь.
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Задачи:
- обобщение знаний педагогов по организации занятий с детьми по художественной литературе.
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Ход мероприятия.
Уважаемые, коллеги!
Ведущий: В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.
Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.
Сегодня я предлагаю деловую игру: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». Она поможет вам освежить ваши знания по этой теме и повысить профессиональную компетентность в вопросе: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Я предлагаю начать с высказывания русского поэта
А. С. Пушкин писал: «Чтение – вот лучшее учение! »
А теперь уважаемые педагоги я предлагаю вашему вниманию небольшую разминку:
Зачитываются строки из произведения, вы должны назвать автора.
Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый поступает хорошо (В. Маяковский) .
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он – ленинградский почтальон (С. Маршак)
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто. (А. Пушкин)
В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый Фома.
Ни дома, нив школе, нигде, никому
Не верил упрямый Фома ничему (С. Михалков)
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам! (К. Чуковский)
Разделимся на 2 команды:
Жеребьевка: у кого красный кружок – команда «Солнышко», у кого желтый – «Лучики»
Первое задание: (за правильный ответ фишка)
Задание 1. (презентация)
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:
Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)
Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. (2-ая младшая группа)
Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. (Средняя группа)
Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)
Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)
Стимулировать подражание речи взрослого человека, активизировать речевые реакции на знакомое произведение. Радоваться от встречи с игрушками, из знакомого произведения. (группа раннего возраста от 1.5 -2 лет)
Задание 2.
Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К. Чуковский. «Цыпленок», С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)
З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)
«Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье», Я. Тайц «По грибы», К. Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя)
Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», (старшая)
Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)
Потешки, короткие стихи, песенки, пестушки – народный фольклер (группа раннего возраста 1.5 -2 лет)
Задание 3 (презентация)
Назовите методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой» (кто больше назовет)
Метод Приёмы
Словесный Чтение произведений
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный Показ иллюстраций
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Задание 4
А сейчас уважаемые коллеги предлагаю творческое задание.
Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла отгадать:
1) «У страха глаза велики»
2) «За 2 зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Задание 5
Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.
короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка) .
А сейчас подведем итог нашей деловой игры, какая команда у нас более компетентная в обучении детей художественной литературе.
Ведущий: Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
ВЫВОД: Умение правильно воспринимать литературное произведение в школьном возрасте, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Закончить нашу игру хочется отрывком из оды «Ода воспитателю»
В былые времена, скажу я вам,
Считалось, что престижней нет на свете
Свой опыт, знания нести ученикам,
Когда к тебе с доверием приходят дети!
Вот доктор – лечит организм,
Важнейшая, казалось бы, задача.
Его ошибки очень дороги,
Здоровье в жизни много значит!
А кто врачует душу ребятне?
Идет дорогой детства с ними рядом?
Его, конечно, знают все –
Простой и скромный детский воспитатель.
Он в море жизни, словно пламенный маяк,
Ведет кораблик детства за собою,
И сотни, тысячи девчонок и ребят
Идут за ним с открытою душою.
Да здравствует трудяга-педагог!
Усталый, добрый, любящий и строгий,
Твой скромный труд так важен и глубок,
В нем есть и радость, и тревоги!
Уважаемые коллеги!
Подошло к концу время нашего общения.
Рефлексия:
У Вас на столах лежат листочки: красный, зеленый, желтый.
Если было все понятно и интересно - поднимите зеленый листок
Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтый листок.
Если не понятно и не интересно – поднимите красный листок.