kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Улица Есенина - памятник поэту."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Образовательные: проверка и систематизация знаний учащимися биографии и творчества С. А. Есенина, углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.

2. Развивающие: развитие устной монологической и письменной речи учащихся, ассоциативного творческого мышления, формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, давая быстрый ответ, формирование культурологической компетенции.

3. Воспитательные: чуткое, бережное отношение к творчеству С. А. Есенина, чувство гордости за прославленного земляка, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, умение работать в команде.

Задачи: привить интерес к изучению литературы; научить ценить яркое, индивидуальное видение мира С. Есениным; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; развивать и совершенствовать речь учащихся, речевой этикет, лингвистическую компетенцию.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Улица Есенина - памятник поэту."»

Внеурочное мероприятие по литературе

«Улица Есенина – памятник поэту…»

(для учащихся 6 - 8 классов)

Коробкина Елена Александровна,

Гулева Ирина Борисовна,

учителя русского языка и литературы.

МАОУ «Школа № 69 «Центр развития образования»

Цели:

1. Образовательные: проверка и систематизация знаний учащимися биографии и творчества С. А. Есенина, углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.

2. Развивающие: развитие устной монологической и письменной речи учащихся, ассоциативного творческого мышления, формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, давая быстрый ответ, формирование культурологической компетенции.

3. Воспитательные: чуткое, бережное отношение к творчеству С. А. Есенина, чувство гордости за прославленного земляка, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, умение работать в команде.

Задачи: привить интерес к изучению литературы; научить ценить яркое, индивидуальное видение мира С. Есениным; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; развивать и совершенствовать речь учащихся, речевой этикет, лингвистическую компетенцию.

Оборудование: проектор с экраном, доска, макет улицы Есенина, фотографии, раздаточный материал со стихотворениями Есенина.

Ход мероприятия

Актуализация знаний.

Учитель: Добрый день! Мы рады видеть вас в школьном музее «С.Есенин и Рязанский край», в котором будет проходить наше внеурочное занятие.

Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, место, где он родился, вырос. Для нас это город Рязань.

Каждый день мы ходим по знакомым улочкам нашего города, спешим по делам, не замечая вещи, которые нам кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Узнать об историческом прошлом своего народа мы можем из книг по истории, кинофильмов, рассказов старших и учителей. А ещё об историческом прошлом нам многое могут рассказать улицы, ведь они, как и люди, имеют свою судьбу. Они немые свидетели и хранители истории наших городов. Названия улиц небезъязыки, о многом могут рассказать сведущему человеку. Многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, знаменитых рязанцев.

Работая с музейными материалами, мы заинтересовались историей названия улицы Есенина и объектами, расположенными на ней. В ходе исследования рабочей группой было проведено анкетирования (см. Приложение 1).

Опрошены были 150 человек, но правильно ответить на все вопросы анкеты смогли единицы. Особенно неутешительным был тот факт, что большинство школьников даже не знает, где находится улица, названная именем земляка-поэта. Да и среди взрослых были те, которые затруднялись ответить на этот, казалось бы, простой вопрос. Почему же так происходит? Мы пришли к выводу, что данная проблема возникла в связи с тем, что на улице Есенина нет ничего, что напоминало бы о поэте, о его творчестве.

Сегодня мы попробуем исправить ситуацию и изменить облик этой улицы.

И чтобы привлечь внимание жителей и туристов к аллее имени Есенина, мы должны наполнить ее соответствующим содержанием.

Вы уже несколько лет работаете над проектом «Музей в чемодане», который является одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами, материалами. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно представлять музейные предметы. «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в других образовательных учреждениях. Рассматривая эту форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея, «Музей в чемодане» для музея.

Сегодня на занятии вы продолжите работу, используя форму «Музей в чемодане» для музея.

Предложение: мы предлагаем вам для популяризации улицы Есенина создать аллею памяти поэта рядом со зданием школы №43.

Вдоль аллеи поставить инсталляции героям есенинских произведений, стенды для выставок; создать клумбу с цветами, названия которых звучат в стихотворениях Есенина. Открыть на территории аллеи небольшое кафе. В нем жители города и туристы смогут насладиться атмосферой быта, современного поэту, и отведать блюда, о которых упоминал в своих произведениях Сергей Александрович.

Таким образом, сегодня мы вместе с рабочими группами создадим макет проекта «Аллея имени С.Есенина».

Рабочие группы:

У каждой группы на столе находится лист с заданием по тематическим направлениям: 1. Скульпторы-архитекторы, 2. Дизайнеры-флористы, 3.Повара-технологи. В ходе нашего интерактивного занятия вы должны будете пополнить музейный чемодан деталями макета проекта «Аллея С.Есенина»

1. Скульпторы-архитекторы.

Задание: вам предстоит наполнить нашу аллею героями есенинских стихотворений, подобрав к ним подходящие стихотворные строки, и провести небольшую ознакомительную экскурсию по аллее.

2. Дизайнеры-флористы.

Задание: вам предстоит создать клумбу с цветами и кустарниками, упомянутыми в стихотворениях Есенина. Подумайте, как вы распределите цветы и какие стихотворные строки подберете для знакомства экскурсантов с содержимым клумбы.



3. Повара-технологи.

Задание: вам предлагается составить меню кафе. Меню должно содержать перечень блюд, которые встречаются в стихотворениях Есенина, и разработать свои рецепты блюд из продуктов, упомянутых в его стихах.

Время подготовки каждой группы: пятнадцать минут.

Для того чтобы ваш ответ был кратким и лаконичным, мы предлагаем вам воспользоваться шаблоном и раздаточным материалом (см. Приложения 2-5).

Группы закончили свою работу.

Итак, мы начинаем представление материалов для макета к проекту «Аллея имени С.Есенина.

Выступление групп. (по 3минуты)

Заключение

Любовь к Родине начинается именно с любви к родному городу. Вот почему для нас так важно заняться вопросом изучения названия улицы Есенина.

Улица, названная именем поэта Сергея Есенина, для молодого поколения должна являться примером преданности и благодарности народа поэту за его безграничную любовь к Родине, природе, людям. Мы считаем, что задача жителей города – создать условия для того, чтобы эта улица, действительно, стала уникальным памятником поэту, а не просто улицей, названной известным именем «для красивого звучания».

Д.С. Лихачёв писал: «Память – это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем». Мы призываем не только сохранить культурное наследие, но и оставить плоды своего труда и умственной деятельности, чтобы наши современники и потомки гордились историей и культурным наследием родного края. Завершить наше занятие хотелось бы таким строками А.Потапова:


И бежит уверенно

в зиму и весну

Улица Есенина

через всю страну...











Приложение 1


































Приложение 2

Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут __________. И сегодня я ваш экскурсовод. Мы с вами сегодня собрались для того, чтобы прослушать экскурсию на тему : «____________________________________». Маршрут нашей экскурсии проходит по территории улицы С.Есенина, здесь вы увидите … Я попрошу вас не отставать от группы, в ходе экскурсии отвечу на ваши вопросы.

Приложение 3

***

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

***

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

***

Ах, как много на свете кошек,

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

***

Жалобно, грустно и тоще

В землю вопьются рога...

Снится ей белая роща

И травяные луга.

***

Как желна, над нею мгла металась,

Мокрый вечер липок был и ал.

Голова тревожно подымалась,

И язык на ране застывал.

***

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

***

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом…
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

***

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

***

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

***

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.







Приложение 4





***

Цветы мне говорят прощай,
Головками кивая низко.
Ты больше не увидишь близко
Родное поле, отчий край.

Любимые! Ну что ж, ну что ж!
Я видел вас и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю.

II

Весенний вечер. Синий час.
Ну как же не любить мне вас,
Как не любить мне вас, цветы?
Я с вами выпил бы на «ты».

Шуми, левкой и резеда.
С моей душой стряслась беда.
С душой моей стряслась беда.
Шуми, левкой и резеда.

III

Ах, колокольчик! твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил
И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки.

Не пой! Не пой мне! Пощади.
И так огонь горит в груди.
Она пришла, как к рифме «вновь»
Неразлучимая любовь.

IV

Цветы мои! Не всякий мог
Узнать, что сердцем я продрог,
Не всякий этот холод в нем
Мог растопить своим огнем.

Не всякий, длани кто простер,
Поймать сумеет долю злую.
Как бабочка — я на костер
Лечу и огненность целую.

V

Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю.
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек.

VI

И на рябине есть цветы,
Цветы — предшественники ягод,
Они на землю градом лягут,
Багрец свергая с высоты.

Они не те, что на земле.
Цветы рябин другое дело.
Они как жизнь, как наше тело,
Делимое в предвечной мгле.

VII

Любовь моя! Прости, прости.
Ничто не обошел я мимо.
Но мне милее на пути,
Что для меня неповторимо.

Неповторимы ты и я.
Помрем — за нас придут другие.
Но это все же не такие —
Уж я не твой, ты не моя.

VIII

Цветы, скажите мне прощай,
Головками кивая низко,
Что не увидеть больше близко
Ее лицо, любимый край.

Ну что ж! пускай не увидать.
Я поражен другим цветеньем
И потому словесным пеньем
Земную буду славить гладь.

IX

А люди разве не цветы?
О милая, почувствуй ты,
Здесь не пустынные слова.

Как стебель тулово качая,
А эта разве голова
Тебе не роза золотая?
Цветы людей и в солнь и в стыть
Умеют ползать и ходить.

X

Я видел, как цветы ходили,
И сердцем стал с тех пор добрей,
Когда узнал, что в этом мире
То дело было в октябре.

Цветы сражалися друг с другом,
И красный цвет был всех бойчей.
Их больше падало под вьюгой,
Но все же мощностью упругой
Они сразили палачей.

XI

Октябрь! Октябрь!
Мне страшно жаль
Те красные цветы, что пали.
Головку розы режет сталь,
Но все же не боюсь я стали.

Цветы ходячие земли!
Они и сталь сразят почище,
Из стали пустят корабли,
Из стали сделают жилища.


XII

И потому, что я постиг,
Что мир мне не монашья схима,
Я ласково влагаю в стих,
Что все на свете повторимо.

И потому, что я пою,
Пою и вовсе не впустую,
Я милой голову мою
Отдам, как розу золотую.


Приложение 5

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас.

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Проходили калики деревнями,

Выпивали под окнами квасу,

У церквей пред затворами древними

Поклонялись пречистому Спасу.

Еще и заря не тепла,

Старуха за милую душу

Оладьев тебе напекла.

На плетнях висят баранки,

Хлебной брагой льёт теплынь,

Солнца струганные дранки

Загораживают синь.

Хочет за чайную чашку взяться –

Чайная чашка скользит из рук.

Манит ночлег, недалеко до хаты

Укропом вялым пахнет огород.

На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льёт.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба,

И с хрустом мысленно кусаю огурцы.

Небо сметаной обмазано,

Месяц как сырный кусок.

Старый дед на пне сухом, в дуброве

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Собиралися мирные пахари

Без печали, без жалоб и слёз,

Клали в сумочки пышки на сахаре

И пихали на кряжистый воз.

И ворочает дед

Немолоченый край:

«Постучи-ка, сосед,

Выбивай каравай».

И под сильной рукой

Вылетает зерно.

Тут и солод с мукой,

И на свадьбу вино.

Как мало надо этим брадачам,

Чья жизнь в сплошном

Картофеле и хлебе.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Проходили калики деревнями,

Выпивали под окнами квасу,

У церквей пред затворами древними

Поклонялись Пречистому Спасу.

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом меда и роз.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Улица Есенина - памятник поэту."

Автор: Гулева И.Б., Коробкина Е.А.

Дата: 01.06.2022

Номер свидетельства: 608562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Любовная лирика в творчестве С.Есенина «Шаганэ, ты    моя, Шаганэ!» "
    ["seo_title"] => string(71) "liubovnaia-lirika-v-tvorchiestvie-s-iesienina-shaghane-ty-moia-shaghane"
    ["file_id"] => string(6) "195435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427905495"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Сценарий литературно-музыкальной композиции  «Ты одна мне несказанный свет»,  посвященной 120-летию С.А. Есенина"
    ["seo_title"] => string(107) "stsienariilitieraturnomuzykalnoikompozitsiityodnamnienieskazannyisvietposviashchiennoi120lietiiusaiesienina"
    ["file_id"] => string(6) "302188"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457086481"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ   С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛА  КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ:  «ЗЕМЛЯ РЯЗАНСКАЯ"
    ["seo_title"] => string(91) "matiematichieskiiezadachisispolzovaniiemmatierialakraieviedchieskoirabotyziemliariazanskaia"
    ["file_id"] => string(6) "255522"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447946349"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Классный час "Вам, неизвестные солдаты, посвящается" "
    ["seo_title"] => string(58) "klassnyi-chas-vam-nieizviestnyie-soldaty-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "187631"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426532769"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Николай Рубцов. Жизнь и творчество. "
    ["seo_title"] => string(36) "nikolai-rubtsov-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "114766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411657078"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства