kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современный урок литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья раскрывает методику работы над современныыми темами ппо дисцциплине литература.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок литературы»

Современный урок литературы.

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора эрудиции»

В.А.Сухомлинский


      Что такое современный урок? Каким он должен быть? 
     По мнению учащихся, современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность. Современный урок — это спокойная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: «Слава богу, окончилось!» Современный урок - это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Многие современные школьники вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определенная знаковость. 
      Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка? Приобщить его к книге, тем самым помочь ему стать успешным в жизни должны мы, учителя литературы на своих уроках.

     Каким должен быть современный урок литературы? Многие учителя ответят: «Современный урок литературы – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки все больше и больше привлекают учителей-предметников.

    Бесспорно, использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет учителю идти в ногу со временем.

    Но мы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на уроках. Ведь задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. ИКТ должны быть хорошими помощниками учителю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик.

    Понятна увлеченность учителей «нетрадиционными формами урока», появление уроков-мастерских, уроков-конференций, уроков-презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков-концертов и др.

    Независимо от того, в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно ориентированной), он обязательно начинает урок. Начало урока - один из его важнейших моментов - требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.  

                             Начало урока в разных типах организации

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешнего вида учащихся и т.д.)

2. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация») Актуализация знаний учащихся

 

1. Рифмованное начало урока

2. Начало урока с элементом театрализации

3. Высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока

4. Пословицы, поговорки, относящиеся к теме урока Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание проблемной ситуации

     Потенциально важным является и выбор определения темы-заголовка урока.

1. Заголовок – метафора

2. Заголовок - вопрос «За что наказан Демон?» (По поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»)

3. Заголовки, содержащие прием отстранения, освещения знакомого факта под новым углом зрения, в непривычном ракурсе "Загадки «Слова о полку Игореве»”; Еще одна тайна «Пиковой дамы»

4. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы «Образ Луки из пьесы М. Горького «на Дне». «Святой» или «лукавый»?

5. Заголовок, в котором пропущен(-ы) ключевое(-ые) слово(-а). (Можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним).

6. Самостоятельный выбор наиболее подходящего названия из предложенных вариантов.

7. В заголовке можно расставлять знаки препинания, выражая тем самым собственное отношение к проблеме.

      Мне на практике в школе очень нравится работать с эпиграфом на уроках литературы. Так, для урока «Художественный мир А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» можно использовать высказывания В. Брюсова, Д.С. Мережковского, В.Г. Белинского.

     Задание: выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. (Прием «Осмысление эпиграфа»).

  • Путь Пушкина – это общий путь русской литературы, а не личный… (В Брюсов).

  • Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. (Д.С. Мережковский)

  • Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического нашего общества. (В.Г. Белинский)

      Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения.

1. Опорные схемы.

2. Диалог.

3. Мозговой штурм.

4. Игровые моменты.

5. Интригующее анонсирование темы.

6. Сравнение и аналогия

7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.

      Поподробнее остановлюсь на игровом аспекте урока. И здесь нужно вспомнить притчу о трех превращениях духа, о трех стадиях развития личности Фридриха Ницше.

     Одна из важнейших задач образовательного процесса: как императив («надо!», «ты должен!») превратить в творческую энергию («самокатящееся колесо»)?

    Игровые приемы, несомненно, имеют развивающее значение, бесспорно, активизируют учебный процесс. «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса», - утверждает Шалва Амонашвили.

     На уроке литературы игровые моменты пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.

     Примерные вопросы игрового характера:

1. А.П. Чехов назвал прозу И.А. Бунина «концентрированным бульоном». Каков рецепт этого «бульона»?

2. В стилистике Леонида Андреева расскажите сказку про репку.

3. В эпилоге «Отцов и детей» спрятана пушкинская иллюзия. Найдите ее и прокомментируйте.

4. Придумайте алгоритм, помогающий отличать стихи Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

5. «Накройте праздничный стол» блюдами, которые упоминались в художественных произведениях.

6. В качестве новогодних «подарков» используйте предметы, которые являются важными художественными деталями.

    Игра нужна учителю больше, чем ученику. Она позволяет превратить нашу непростую работу в «самокатящееся колесо»…

Помимо игра, огромное значение уделяется и     читательским конференциям, интеллектуальным играм тоже, которые, безусловно, способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления учащихся.

     Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

  

Итак, так что же для  нас современный урок?

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Хочется сказать словами поэта Николая Рыленкова:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется!!!

Позвольте закончить выступление притчей:

«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: « А ты что делал целый день?» И тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: «А я принимал участие в строительстве Храма».

Желаю, чтобы Ваша работа была такой же созидательной, как строительство Храма знаний.

Удачи Вам!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Современный урок литературы

Автор: Меньшакова Наталья Викторовна

Дата: 30.06.2019

Номер свидетельства: 516257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок литературы в современной школе "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-litieratury-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "121173"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413901442"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Активные методы обучения на уроках литературы в системе реализации ФГОС ООО"
    ["seo_title"] => string(76) "aktivnyiemietodyobuchieniianaurokakhlitieraturyvsistiemieriealizatsiifgosooo"
    ["file_id"] => string(6) "289409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454801601"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Статья на тему: "Современный урок литературы: методические формы и приемы"."
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_sovriemiennyi_urok_litieratury_mietodichieskiie_formy_i_priiemy"
    ["file_id"] => string(6) "449767"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515859566"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Межпредметные связи на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(43) "mezhpredmetnye_sviazi_na_urokakh_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "590026"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1635523267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства