Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся УУД (учебно-универсальные действия) | Планируемые Результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Время |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю вам успешной работы! | Подготовка класса к работе. Включение в деловой ритм. Личностно универсальные действия | Личностные | 2 мин. |
2.Сообщение темы занятия. | -Посмотрите видеофильм, который поможет определить тему урока -Просмотр видеоролика(о храме) -О чем мы будем сегодня говорить На уроке?(Слайд) -Приходилось ли вам бывать в храме? -А в нашем храме вы были? -Какие чувства вы испытывали, находясь в нём? -Что больше всего запомнилось? Что такое храм? -Цели и задачи. (Слайд) -Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм. - Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее, и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. | Учащиеся слушают стихотворение А.Толстого «Благовест» Коммуникативные действия -О храме -Нет | Предметные и матапредметные | 2 мин |
3.Актуализация знаний учащихся Постановка учебной задачи | Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.(Слайд) (учащиеся дают определения слову «храм») Храм — сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. -Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. -А вот что ответили ваши односельчане, что такое храм?(Видеоролик) Мы с вами, приходя в храм, становимся прихожанами, цель нашего прихода -помолиться, поставить свечку. Зачем люди посещают храмы? | Словарная работа Действия познавательной направленности, регулятивные действия Ставят цели, формируют, уточняют тему урока - Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. - В храме много икон. - В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то. | Личностные, метапредметные | 5 мин |
4.Изучение нового материала Построение проекта выхода из затруднения | Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку: «Как правильно себя вести в храме». | Составляют план достижения цели и определяют средства(алгоритм, модель) Регулятивные :планирование, прогнозирование, Познавательные:моделирование | Личностные | 15 мин |
4.1.Беседа с учащимися. | На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. В нашем селе еще в 18 веке тоже была церковь.во имя Казанской Божьей Матери, Построили ее наши односельчане, потом она сгорела. (Слайд) Перед вами картина Васнецова «Основание Москвы.»Построение первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году» - немного наивно простодушное изображение строительства деревянных стен крепости, где какие-то указания дает толпе простого люда сам князь. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. -Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? Слайд . - А наш храм построен в виде чего? (В виде прямоугольника) Слайды храмов) Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? Слайд Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Слайд -Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Установка купола» на нашем храме Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. (Слайд) Как вы думаете, зачем нужны колокола? Верно. Сейчас звонят колокола для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. -А раньше звонили колокола для чего? Слайд Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон» К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания. -Посмотрите видеоролик и определите название колокольного звона «Звон колокол» Эта работа проводится в группах | - У него есть купол, на котором находится крест. -Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. (предположения детей) -Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов врагов, чтобы собрать всех. | | |
| | |
4.2.Прослушивание фрагментов колокольных звонов. | -Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? Многие художники изображали на своих полотнах храмы, поэты писали стихи, а композиторы музыку (Слайд) -Посмотрите картину Левитана «Вечерний звон» и послушайте песню «Вечерний звон» -О чем вы думали во время прослушивания? | - Мысли о храме, церкви, России… Познавательные учебные действия | Личностные матапредметные | |
4.3.Изучение устройства храма. Виртуальная экскурсия в храм | Давайте перенесёмся внутрь храма на некоторое время. Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм? (Слайд) (предположения детей) Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. (Слайд) Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Слайд В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. (Слайд) Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. (Слайд) Иконостас- сплошная стена, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения Здесь же находятся царские ворота-это вход в алтарь (Слайд) Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. (Слайд) В храме имеются иконы (Слайд) | Познавательные действия учеников | | |
5.Творческие работы учащихся. Проверка домашнего задания | Ребята,а что вам известно о нашем храме? | Регулятивные действия: контроль, коррекция, Личностные: самоопределение На Православный праздник Крещенье 19 января 2013 года в нашем селе проходило торжественное открытие и освящение храма. Теперь в самом центре села распахнул свои двери пусть такой маленький ,зато уже свой православный домик-храм.После торжественного открытия он был сразу же буквально переполнен людьми. Всем хотелось прикоснуться к святыням. Стены храма украшают вновь написанные образа. На подсвечники православные ставили первые свечки, свой дар Богу. Слайд Иконы, имеющиеся в храме, самые разнообразные. Храм назван во имя царицы Елены Святая царица Елена причислена к лику равноапостольных за ее неоценимые заслуги в открытии в Иерусалиме святых мест . Святая царица Елена была матерью святого Константина Великого. Благодаря ей и ее сыну христианство стало одной из основных религией в мире. К ней прибегают с просьбой о помощи в исцелениях. Когда царица Елена изображается вместе со своим сыном, царем Константином, к ним в молитве обращаются за помощью в делах политики, бизнесмены, руководители различного уровня, а также те, кто испытывает материальные трудности. Икона Святой Елены считается главной иконой в нашем храме. Теперь каждый житель нашего села имеет право прийти в храм, помолиться, поставить свечи. | Метапредметные | 8 мин |
6.Коллективная работа. | - Часто ли вы бываете в храме? -Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм: (Слайд) Учитель: И скажу я от души: Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. Приложись потом к кресту, Обещание дай Христу, Что исправиться намерен, Слову своему будь верен. Даром время не губи, Службу Божию полюби. Воскресенья подожди, На молитву приходи. -О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? -Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь? -Как мы заходим в храм? -Как мы стоим во время богослужения? -Как оканчивается божественная литургия? -Все запомнили,ребята, Проверим! | Коммуникативные учебные действия (Учащиеся читают стихотворение по ролям) Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам — Неполезно это нам... Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти. | Предметные | 8 мин |
7.Итог занятия. | Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? -А сейчас мы посетим наш православный храм | Личностно универсальные действмя, регулятивные, познавательные | Личностные, предметные | 3 мин |
8.Домашнее задание. | Общее: - рассказать родителям о том, что запомнили на уроке | | | 2 мин |