kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтический час, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное мероприятие. Поэтический час, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэтический час, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова (8 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов







Литературная гостиная




Поэтический час, посвященный творчеству

М.Ю. Лермонтова.


( 8 класс)









Учитель Титова Т.А.










Поэтический час, посвященный творчеству

М. Ю. Лермонтова.



Цели мероприятия: закреплять и расширять знания о биографии М.Ю. Лермонтова, о творчестве М.Ю. Лермонтова.

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, уметь анализировать стихотворения поэта, уметь выразительно читать стихи.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению литературы, способствовать развитию интереса к поэзии.

Технологии: педагогика сотрудничества, компьютерная технология.

Оборудование: мультимедийный комплекс, компьютер для демонстрации презентации, сопровождающей этапы урока.

Слайд 1, 2, 3

1-й чтец. Лермонтов родился в 1814 году, в Москве. Но еще в колыбели он был увезен в имение бабушки, в степную Пензенскую губернию. Там прошло его детство, там он дружил с деревенскими ребятишками, слышал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь.

Слайд 4

По тринадцатому году его отвезли в Москву и отдали в лучший пансион. К этому времени относятся его первые стихи. В шестнадцать лет он был уже зрелым поэтом, но в печати не выступал – сочинял для себя, читал близким друзьям. Выбрав поэтическую дорогу, Лермонтов поступил на словесное отделение университета. Но, свободолюбивый, независимый, смелый, он вскоре был исключен из числа студентов.

Слайд 5

Тогда он переехал в Петербург и поступил в военную школу, откуда вышел в гвардейский кавалерийский полк.

Слайд 6

2-й чтец. В конце января 1837 года по Петербургу разнесся слух, что Пушкин стрелялся на поединке и ранен смертельно. Лермонтов не был знаком с ним, но под впечатлением этой национальной трагедии написал стихотворение «Смерть Поэта», в котором назвал именитых вельмож, любимцев царя, палачами гения, свободы и славы. Стихи разошлись во множестве списков по городу, а потом и по всей России.

Слайд 7

За эти стихи Лермонтова сослали на Кавказ, где шла кровопролитная война, - под пули. От этого времени ему осталось жизни только четыре года.

Вернувшись из ссылки в столицу, Лермонтов напечатал самые лучшие , самые зрелые свои произведения.

Но два года спустя его снова сослали, опять на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника Де Баранта.

Слайд 8

На Кавказе Лермонтов погиб на дуэли, не дожив до двадцати семи лет. Это было летом 1841 года. Потом в его записной книжке нашли стихотворения «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» - одно другого прекраснее.

Слайд 9

Нелегко найти в нашей стране человека, который не читал бы стихотворения «Бородино» - о великой победе русского оружия под Москвой во время Отечественной войны 1812 года.

Запомни и другие строки, обращенные Лермонтовым к Москве:


Москва, Москва, люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!



Слайд 10


3-й чтец. Лермонтов родился в Москве. И где бы ни находился потом, всегда говорил: «Москва - моя родина». В поэме «Сашка» он вспоминает Отечественную войну 1812 года, когда под Москвой – в Бородинском сражении – и в самой Москве сокрушилось могущество французского императора, прославленного полководца Наполеона.


Москва, Москва !.. люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!

Вселенная замолкла… Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.









Слайд 11

4-й чтец.

ДВА ВЕЛИКАНА.

В схватке двух сказочных великанов Лермонтов изобразил борьбу русского народа с Наполеоном и изгнание его из России в 1812 году.

«Старый русский великан», «русский витязь», о котором говорит Лермонтов, олицетворяет русский народ «Трехнедельный удалец» - Наполеон. «Неведомый гранит» - остров Святой Елены в Атлантическом океане, на котором Наполеон находился посте своего окончательного поражения в 1815 году до самой смерти (умер в 1821 году).


В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.


За горами, за долами

Уж гремел об нем рассказ,

И померяться главами

Захотелось им хоть раз.


И пришел с грозой военной

Трехнедельный удалец,-

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.


Но улыбкой роковою

Русский витязь, отвечал:

Посмотрел – тряхнул главою…

Ахнул дерзкий – и упал!


Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.











Слайд 12

5-й чтец.

НИЩИЙ.

Летом 1830 года Лермонтов гостил у своих родственников в подмосковном имении Середниково.

Однажды большая компания молодежи решила идти пешком в Троице-Сергиевскую лавру (ныне это город Сергиев Посад). Приятельница Лермонтова, Сушкова, которой в то время он был увлечен, через много лет подробно описала эту прогулку в своих «Записках»

Она вспоминала, как на паперти лавры слепой нищий, услыхав звон монет, брошенных в его чашечку, стал благодарить их компанию за подаяние. «Пошли вам бог счастие, добрые господа, - приговаривал он, – а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков».

Возвратившись из лавры, в ожидании обеда в трактире, Лермонтов, стоя на коленях перед табуреткой, написал стихотворение «Нищий». В последней строфе он обращается к Сушковой, которая не принимала всерьез его чувство.


Слайд 13

6-й чтец.


У врат* обители* святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.


Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.


Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!


*Врата – ворота.

*Обитель – монастырь.






УТЁС.

Слайд 14


7-й чтец. Такие стихотворения, как «Утёс», представляют собой не только высокохудожественные описания природы. Они заставляют читателя задумываться, потому что под аллегорическими (иносказательными) изображениями в них скрыты человеческие отношения. В образах утёса и тучки, сосны и пальмы («На севере диком…»), дубового листка и чинары («Листок») мы угадываем человеческие встречи и расставанья, мечты и надежды – сложные человеческие судьбы.


Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;


Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.


























Слайд 15


8-й чтец.


«НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО…»


В основе этого стихотворения лежит мысль об одиночестве.


На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растет.



























Слайд 16



9-й чтец. ПАРУС


Впервые стихотворение «Парус» было напечатано в 1841 году, уже после смерти Лермонтова. Оно стало очень популярным в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени.

Стихотворение о парусе, который «просит бури», наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы Родины – о революционных бурях.

Советский писатель Валентин Катаев первую строчку этого стихотворения сделал заглавием своей повести «Белеет парус одинокий». В этой книге он рассказывает о великой буре – революционных событиях 1905 года.


10-й чтец.

Белеет парус одинокий

В путанее моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!













Слайд 17



11-й чтец. ТУЧИ


По словам современников, Лермонтов написал это стихотворение перед отъездом в кавказскую ссылку в доме Карамзиных, где собрались его друзья, чтобы проститься с ним перед разлукой. Поэт набросал его, стоя перед окном и глядя на тучи, которые плыли над Невой и Летним садом.

В стихотворении Лермонтов использует противопоставления: тучи – свободные, он – изгнанник, ссыльный. Тучи – холодные, а в душе поэта кипят страсти; он страдает от разлуки с родиной, с «милым севером». Он – жертва зависти, злобы и клеветы.


12-й чтец.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.


Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?


Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.
















Слайд 18


13-й чтец. ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ


Средневековые рыцари, чтобы предохранить себя от ударов меча, от поражения копьем и стрелами, надевали железные доспехи – панцирь. Голову они защищали металлическим шлемом. Во время боя опускали на лицо защитную металлическую маску – забрало. На левую руку надевали щит.

Судьба пленного рыцаря – это как бы судьба самого Лермонтова. Он написал это стихотворение в тюрьме, под арестом за дуэль с сыном посла. Поэт понимал, что новая ссылка на Кавказ, где шла кровопролитная война, грозит ему неизбежной гибелью.


14-й чтец.

Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют все вольные птицы;

Глядя на них, мне и больно и стыдно.


Нет на устах моих грешной молитвы,

Нету ни песни во славу любезной:

Помню я только старинные битвы,

Меч мой тяжелый да панцирь железный.


В каменный панцирь я ныне закован,

Каменный шлем мою голову давит,

Щит мой от стрел и меча заколдован,

Конь мой бежит, и никто им не правит.


Быстрое время – мой конь неизменный,

Шлема забрало – решетка бойницы,

Каменный панцирь – высокие стены,

Щит мой – чугунные двери темницы.


Мчись же быстрее, летучее время!

Душно под новой бронею мне стало!

Смерть, как приедем, подержит мне стремя;

Слезу и сдёрну с лица я забрало.







Слайд 19



15-й чтец. ЛИСТОК

Образ оторванного листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта.


Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.


У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.


И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с таскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

до срока созрел я и вырос в отчизне суровой.


Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных»


«На что мне тебя? – отвечает младая чинара, -

Ты пылен и желт, - и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.


Или себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».








Слайд 20




16-й чтец. КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ


Сохранилось предание, что Лермонтов написал это стихотворение на Северном Кавказе, в станице Червлёной. Будто бы, войдя в хату, где ему была отведена квартира, он застал там красавицу казачку, напевавшую песню над колыбелью.

В этой песне – вся будущая судьба ребенка: военная служба, разлука с родными, походы, сражения, героические подвиги, а может быть, и гибель вдали от родной станицы.

Лермонтов сумел передать всё, что есть беззаветного в любви матери: весь трепет, всю ее страсть, и кроткую нежность, и безграничную бескорыстную преданность это стихотворение давно стало народной песней.


17-й чтец.

Спи, младенец мой прекрасный, Богатырь, ты будешь с виду

Баюшки-баю. И казак душой.

Тихо смотрит месяц ясный Провожать тебя я выйду -

В колыбель твою. Ты махнешь рукой…

Стану сказывать я сказки, Сколько горьких слез украдкой

Песенку спою; Я в ту ночь пролью!..

Ты ж дремли, закрывши глазки, Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю. Баюшки-баю.


По камням струится Терек, Стану я тоской томиться,

Плещет мутный вал; Безутешно ждать;

Злой чечен ползет на берег, Стану целый день молиться,

Точит свой кинжал; По ночам гадать;

Но отец твой старый воин, Стану думать, что скучаешь

Закален в бою: Ты в чужом краю…

Спи, малютка, будь спокоен, Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю. Баюшки-баю.


Сам узнаешь, будет время, Дам тебе я на дорогу

Бранное житье; Образок святой:

Смело вденешь ногу в стремя Ты его, моляся богу,

И возьмешь ружье. Ставь перед собой;

Я седельце боевое Да, готовясь в бой опасный,

Шелком разошью… Помни мать свою…

Спи, дитя мое родное, Спи, младенец мой прекрасный

Баюшки-баю. Баюшки-баю.

Слайд 21


18-й чтец. «ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ…»


В стихотворении Лермонтов говорит о покое, который нисходит на человека среди природы. Природа всегда была для поэта символом свободы. Птицы в стихах Лермонтова – «вольные», ветер «машет вольными крылами», горы – «твердыни свободы», волны – «несутся вольною четой».

В то время, когда создавалось стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», Лермонтов был полон творческих замыслов. Не о покое смерти мечтал Лермонтов. Покой и свобода нужны были ему для творчества, для вдохновенного поэтического труда.

В Пензенской области, где прошло детство поэта, до сих пор говорят о том, что мотив песни «Выхожу один я на дорогу…» сочинил сам Лермонтов и будто бы пел он эту песню в последнюю ночь своей жизни перед дуэлью. Это – легенда.

Лермонтов погиб на Кавказе. Многие стихотворения его стали народными песнями: «Бородино», «Соседка», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и другие.

19-й чтец

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый* путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.


В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?


Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!


Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;


Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.


*Кремнистый – усеянный острыми камнями; здесь в значении: трудный, тяжелый.

Слайд 22


20-й чтец. РОДИНА

Лермонтов говорит здесь о том, что любит родину «странною любовью». Действительно, его любовь была странной, необычной для человека того общества, в котором он родился и вырос.

Поэту ненавистны были Николай I и его приближенные – палачи декабристов, душители свободы, усмирители крестьянских восстаний, - ненавистна была их

слава, купленная кровью…

Лермонтову чужда была любовь помещиков к своим крепостным вотчинам, их вера в непоколебимость крепостного права, их

полный гордого доверия покой…

были в то время дворяне, утверждавшие, что русскому человеку нужно вернуться к древним порядкам и обычаям, существовавшим на Руси еще до Петра I. Они отвергали все новое и превозносили старое. Они хотели повернуть страну к прошлому. Вот почему

темной старины заветные преданья

были чужды Лермонтову.

Поэт ощущал свою кровную связь с народом. Потому-то великий критик-демократ Добролюбов и писал, что в своем «удивительном стихотворении «Родина» Лермонтов «понимает любовь к отчизне истинно, свято, разумно». Для Лермонтова, как и для Пушкина, понятие «родина» сливалось с понятием «народ».


21-й чтец.

Слайд 23


Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Слайд 24


Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Слайд 25


Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Слайд 26


Но я люблю – за что, не знаю сам

Её степей холодное молчанье,

Слайд 27


Её лесов безбрежных колыханье,

Слайд 28


Разливы рек ее, подобные морям.

Слайд 29


Просёлочным путем люблю скакать в телеге

Слайд 30


И взором медленным, пронзая ночи тень,

Слайд 31


Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Слайд 32


Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

Слайд 33


И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

Слайд 34


С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

Слайд 35


И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.


Слайд 36


22-й чтец.

Лермонтовым нельзя начитаться. Через всю жизнь пронесёшь ты в душе и в памяти стихи и образ этого человека, грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей, проницательным беспощадным умом, поэта гениального и так рано погибшего, бессмертного и навсегда молодого.




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэтический час, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова (8 класс)

Автор: Титова Татьяна Анатольевна

Дата: 26.06.2022

Номер свидетельства: 610596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Внеклассное занятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов на Кавказе. "
    ["seo_title"] => string(118) "vnieklassnoie-zaniatiie-posviashchiennoie-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova-m-iu-liermontov-na-kavkazie"
    ["file_id"] => string(6) "215766"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432793174"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) ""Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (литературная деятельность)""
    ["seo_title"] => string(80) "mikhail-iur-ievich-liermontov-zhizn-i-tvorchiestvo-litieraturnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "247422"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446558645"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Открытое занятие на тему: «Лермонтов и музыка», посвящённое 200 – летию со дня рождения поэта. "
    ["seo_title"] => string(104) "otkrytoie-zaniatiie-na-tiemu-liermontov-i-muzyka-posviashchionnoie-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-poeta"
    ["file_id"] => string(6) "195747"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427960477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства