Просмотр содержимого документа
«На земле смоленской.»
«На земле смоленской...»
Литературно-музыкальная композиция по проблеме экологии
(В рамках ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА
театрализованных представлений и экологических театров
"ЗЕМЛЯ-НАШ ДОМ")
Подготовила учитель
русского языка и литературы
МБОУ "СШ № 37"города Смоленска
Новикова Ольга Алексеевна
Цель проведения: углубление экологических знаний, развитие внимания к проблеме экологии в городе, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на земле.
Задачи:
воспитание у учащихся стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
формирование экологического сознания и чувства уважения к окружающей среде;
развитие познавательного интереса, бережного отношения и любви к своему городу.
Оборудование, оформление: компьютер, мультимедийное и музыкальное сопровождение, костюмированная сценка, колокольчик, семена и в горшочках цветы.
ЗЕМЛЯ (НА ЭКРАНЕ - ПЕЙЗАЖИ -Слайды) (в народном костюме 19 века, смотрит на экран, обращается к зрителям):
Все от Земли:
И сытость каравая,
И мед весны, и горечь ковыля!
Земля – сокровищ кладовая,
И палуба людского корабля.
ВСЕ( выходят, два мальчика с книгами в руках, подходят к ЗЕМЛЕ, каждый наизусть читает по строке):
Летит Земля с восхода до восхода!
Из года в год со скоростью мгновенной!
Великая в ногах у пешехода!
И капельная точка во Вселенной!
Единая с пятью материками!
И с множеством разных островов!
Пульсируетв ручьях и океанах!
Водаживая - кровь материков!
Вода (одна из вышедших девочек):
Ни умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
( Все остаются на сцене.
Выходит на передний план Маленький принц (на голове шляпа с пером, на пиджаке лента со звездой), оглядывается.)
Маленький принц : Где я? На какую планету я попал? Хотел бы я знать, какое это место? (Смотрит вокруг, на небо)
А вон моя планета (показывает на небо), но до неё так далеко...
Я совсем один! Видно, что это не пустыня? (Разглядывает)
ЗЕМЛЯ:(Подходит к МП ближе, узнаёт) Я тебя узнала. Ты тот самый Маленький Принц, который побывал на разных планетах.
А теперь ты поживёшь у меня?
Маленький Принц: Нет. Каждый должен жить на той планете, на которой родился, за которой ухаживает, которую любит. Я просто путешествую и вот оказался здесь. Кто ты, где мы сейчас?
ЗЕМЛЯ: Я - планета Земля. Мы в славном древнем Смоленске!
Маленький Принц:(Рассматривает)Не всё здесь спокойно, вот богатырь о чём-то печалится.(ЗЕМЛЯ и МП смотрят на богатыря, который обращается к полю - на экране Слайд)
ЗЕМЛЯ: Это наш русский богатырь Илья Муромец думушку думает.
Илья Муромец:(Одет в простую рубаху 19 века, расшитую на груди. Мрачно смотрит на экран Слайд) Где поле славное русское?
Ни живо, ни мертво стоишь, будто после побоища.
Битва что ли была здесь ?
Вытоптано всё кругом, набросано...
Полюшко - поле, где васильки твои, где травы душистые, медовые? Неужели силы тёмные на Русь напали?
Где Днепр могучий? Кого спросишь?
Может ты, мил человек, ответ держать будешь?
(Обращается к прохожему)
1 ученик с книгой в руках: (Открыв книгу, зачитывает)
Изменился Днепр! Чрезмерная запруженность речной системы, включающей 6 водохранилищ в ее главном течении и более 500 мелких дамб и плотин, сооруженных на притоках для производства электроэнергии нанесли экологический и социально-экономический ущерб.
Колоссальный вред Днепру причиняет несоблюдение правил застройки и использования охранной прибрежной зоны Днепра.
Илья Муромец: (Слайд) А что туча тёмная над полем стелется?
Неужели на Русь силы тёмные надвигаются?
2 ученик с книгой в руках: Не тревожься, Илья Муромец, - это всего лишь дым тепловой станции. Так иногда происходят неконтролируемые выбросы аммиака. Мы привыкли к нему.
Илья Муромец: (Слайд) А что это за стальные кони двигаются по дорогам сиего славного града?
1 ученик с книгой в руках: Это автомобили. В Смоленске в настоящее время на 5 жителей города приходится одна машина. И этот показатель постоянно увеличивается.
Помимо этого в городе действует около 50 маршрутов автобусов. Их преклонный возраст усугубляет проблему экологии в городе.
(Смотрят на слайды . Уходят)
Маленький Принц: Грустно мне это слушать,Земля,
ЗЕМЛЯ: К сожаленью, и мне грустно...
Вращаясь в космосе,
в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет!
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают лавой боль Земли!
Маленький Принц :
Покинул я свой астероид,
Чтоб в добром деле вам помочь,
Нам потрудиться вместе стоит,
Пока на всей Земле не наступила ночь!
Чтобы сияло яркое солнце,
И не померк ваш Днепр во мгле,
Немало сделать нам придется
Во имя жизни на Земле!
(Остаются на сцене. Слайды)
ВСЕ читают наизусть по строфе:
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на Землю стало страшно,(Земля опустила голову)
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух – сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,(Обращается к Земле)
Земля, что сделали с тобою?
Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица с небом, как поле с лугом,
Как ветер с полем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
1 ученик с книгой в руках: В День Земли звонит Колокол Мира – символ мирной жизни, братства и дружбы для всех народов на земле. Первый такой Колокол был отлит в Японии (1954г.) из монет, собранных детьми всех стран и континентов.
2 ученик с колокольчиком в руках:(Под звон колокольчика выходят все, рассказывают по очереди)
Не зная границ, Не имея преград, Колокол Мира Звучит, как набат! Илья Муромец:
«Опомнитесь, люди! Не делайте зла! Эта планета Хрупка и мала!»
1 ученик с книгой в руках:
Наша Земля - Это шар голубой, Где посчастливилось Жить нам с тобой. Реки и горы, Леса и моря - Все подарила
Нам наша Земля.
Помните, взрослые, Помните дети, Мы родились На прекрасной планете.
ВСЕ вместе : Чтоб красоту На века сохранить, Надо нам ЗЕМЛЮ беречь и любить
Илья Муромец:
Планета Земля так велика,
Вам не объять её никогда!
Но есть уголок родимой земли -(Обращается к ученикам с книгами)
Ты заботу и радость ему подари!
Ребята! Оглянитесь-ка вокруг, Смоленская природа так прекрасна! Ей нужна забота ваших рук, Чтобы красота ее не гасла.
(Исполняют песню о ЗЕМЛЕ две девочки, в длинных бело-зелёных народных платьях с кокошниках. Все стоят вокруг. На экране СЛАЙДЫ)
В облаках покоя и тишины, Дремлешь ты под оком своей Луны. И бледнеют щеки твоих полян, В черных кружевах голубой наряд. Надевала бусы хрустальных звезд Небо обнимала листвой берез Ливни умывали твое лицо Солнце восходило святым венцом. Бабочки веснушки к себе манят Краснолика дева моя земля
Сарафаны леса в оборках рек Вышивки девичий оберег Рукава в узорах твои луга Каменной каймою берега Ласточками брови твои летят Алыми цветами уста горят И глаза-озера сладкий мед Жаворонком сердце твое поет. Косы золотые твои поля Яснолика дева, моя земля.
Васильки в сиреневых облаках Ходит круглоликая на сносях Глаз с нее не сводят небеса Манит материнская краса Шелковые нити осенних дней Ткут косынки пестрые для полей В новые наряды оденешь край И подаришь небу свой урожай Ты — начало жизни и бытия Многолика дева, моя земля.
МаленькийПринц:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
(Обращается к ученикам на сцене, зрителям и жюри)
Ухаживайте за своей планетой, я дарю вам цветы, пусть они пока в горшочках, семена , но, если каждый из вас посадит их, они дадут росточки, и в один прекрасный день ваш город, ваша планета превратится в цветущий сад.
(Принц раздаёт гостям рассаду и пакетики с семенами).