Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории православной культуры земли Смоленской на тему «Смоленская епархия в 1812 году»"»
Тема: «Смоленская епархия в 1812 году»
Цели урока:
- показать роль церкви в Отечественной войне 1812 года, рассказать о разорении французскими войсками православных святых;
- развивать умение анализировать, самостоятельно работать с текстом учебника и документами, делать выводы;
- формировать жизненные ценности на примере верности убеждениям, самоотверженности и патриотизма священнослужителей и защитников Смоленской земли; прививать любовь к духовным ценностям русского народа.
а) разорение французскими войсками православных святынь;
б) участие Православной Церкви в борьбе против французского нашествия
в) Никифор Мурзакевич
г) икона Одигитрии в войне 1812 года.
3. Рефлексия.
4. Домашнее задание.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Знакомство учащихся с темой урока, целеполагание.
Можно попросить учащихся самим сформулировать цели урока.
Отрывок из солдатской песни, петой во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года.
Вспомним, братцы, россов славу И пойдем врагов разить! Защитим свою державу: Лучше смерть—чем в рабстве жить.
Мы вперед, вперед, ребята, С богом, верой и штыком! Вера нам и верность свята: Победим или умрем!
Под смоленскими стенами, Здесь, России у дверей, Стать и биться нам с врагами!.. Не пропустим злых зверей!
В 1812 году для Смоленщины настали страшные времена. К Смоленску подошла армия Наполеона. Но смоляне бесстрашно встали на защиту своей земли, отстаивали храмы и монастыри, православную веру и святыни.
2. Изучение нового материала.
а) разорение французскими войсками православных святынь:
Вот рыдают наши жены, Девы, старцы вопиют, Что злодеи разъяренны Меч и пламень к ним несут.
Враг строптивый мещет громы, Храмов божьих не щадит; Топчет нивы, палит домы, Змеем лютым в Русь летит!
Захватчики пренебрежительно относились к религиозным чувствам русского народа. Они разоряли храмы и монастыри, уничтожали православные святыни.
Самостоятельная работа ребят с текстом учебника (стр.142-143) и документом (приложение 1).
Задания:
- какие последствия имело вторжение французских войск в 1812 году для смоленской земли?
- как описывает разорение Смоленска очевидец событий, французский офицер Лабом?
б) участие Православной Церкви в борьбе против французского нашествия:
Русь святую разоряет!.. Нет уж сил владеть собой: Бранный жар в крови пылает, Сердце просится на бой!
Мы вперед, вперед, ребята, С богом, верой и штыком! Вера нам и верность свята: Победим или умрем!
В эти суровые дни, как и в былые времена, народ поднялся на защиту своего Отечества, своей веры и церкви.
Рассказ учителя в соответствии с текстом учебника (стр. 143), с привлечением документов (приложение 2 и документ на стр. 145)
Задания:
- какой пастырский долг был возложен императором Александром I на священнослужителей Смоленской епархии?
- как смоленские священнослужители сопротивлялись врагам?
в) Никифор Мурзакевич:
Рассказ учителя о Никифоре Мурзакевиче по материалу учебника (стр. 143)
Просмотр видеосюжета «Никифор Мурзакевич», чтение документа (Приложение 3, 4)
Задание: как вы думаете, в чем заключался смысл жизни для Н. Мурзакевича?
г) икона Одигитрии в войне 1812 года:
Просмотр видеосюжета «Икона Одигитрия»
Задания:
- почему икону, вывезенную из Смоленска, возили за собой войска?
- какой смысл вкладывали русские люди, восклицая: «Матушку несут! Ззаступницу!»
- о чем просили, на что надеялись Кутузов и все русское войско, молясь перед иконой?
3. Рефлексия.
Учитель предлагает дописать предложения (одно или несколько – по желанию учащихся:
1) Оказывается в 1812 году, когда французские войска вторглись на Смоленщину …
2) Я понял, что смоляне…
3) Я узнал, что смоленские священнослужители…
4) Огромное значение в войне 1812 года имела…
5) Несмотря на то, что прошло столько лет …
4. Домашнее задание:
Глава 6, § 1, письменно ответить на вопрос «Какова роль церкви в Отечественной войне 1812 года».