kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н. С. Лесков и его "Очарованный странник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное внеклассное мероприятие не просто познакомит с биографией и одной из главных книг писателя   Н. С. Лескова, но и помочь учащимся развить в себе новый, творческий взгляд на предмет русской литературы. Произведение "Очарованный странник" имеет огромное воспитательное значение. Оно даёт юношеству нравственный идеал как образец гуманного отношения к ближнему, бескорыстия, гражданнственности. Форма устного журнала позволяет познакомиться с разноообразным литературным материалом, даёт возможность отразить самые актуальные проблемы творческого пути писателя и его произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия»


Внеклассное мероприятие

по теме «Николай Лесков и его «Очарованный странник»

Класс: 10.

Тип занятия: устный журнал.

Цели: показать особенности изображения русского характера в повести;

воспитывать интерес и любовь к произведениям русской

классической литературы;

способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за

русского человека, патриотизма.

Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Формы работы обучающихся: устное выступлении, прослушивание, беседа (возможна после окончания мероприятия).

Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя (автор В. Серов), книги Н. Лескова, изданные в разные годы.


ХОД ЗАНЯТИЯ.

Звучит отрывок из оперы «Очарованный странник» Р. К. Щедрина. На сцене появляются ведущие, каждый из которых представляет одну из страниц устного журнала.


Страница первая. «Истоки» (краткие биографические сведения).

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков, выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая — за англичанином, управлявшим несколькими поместьями в разных губерниях.

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлек на себя гнев губернатора), семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком.

«В деревне я жил на полной свободе, которой пользовался как хотел. Сверстниками моими были крестьянские дети, с которыми я жил и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до малейших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего «мелкопоместного куриничка», из постоялого двора и с поповки. А потому, когда мне привелось впервые прочесть «Записки охотника» И. С. Тургенева, я весь задрожал от правды представлений и сразу понял: что называется искусством. Всё же прочее, кроме ещё одного Островского, - мне казалось деланным и неверным. Народ просто надо знать, как самую свою жизнь, не штудируя её, а живучи ею», - писал Николай Лесков.

Учился будущий писатель в Орловской гимназии, но курса не закончил. Служил в Орловской палате уголовного суда, Киевской казённой палате.

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотта. В предприятии, которое (по его словам) пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.

Максим Горький вспоминал о Лескове: «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооружённым не книжным, а подлинным знанием народной жизни».


Страница вторая. «Лесков о своей жизни и о литературе»

Яркой особенностью творческой манеры Лескова является документальность изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле», - признавался он. Его особенно интересовало отражение характерных черт времени в судьбах рядовых людей. Многие его герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).

Лесков на протяжении всего творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

Из записок Н. С. Лескова о своём творчестве:

«Я отдал литературе всю жизнь и передал ей всё, что мог получить приятного в этой жизни…»

«Человек может быть только тем, на что он способен», я же не могу ни притворяться, ни носить маски, ни лицемерить, ни сдерживать порывов моих чувств, которые во мне никогда не теплятся, а всегда - дурные и хорошие – кипят и бьют через края души. Изменить себя я не могу иначе, как убив себя, и пока я не ничтожество – до тех пор я всё буду много самим.»

«Мне кажется, что я пишу то, что должно, и во всяком случае – то, что я чувствую искренно».

«Связь литератора с обществом такая органическая, что нарушение её с одной стороны тотчас же разрушает её и с другого конца; неверно понимающий и неправдиво воспроизводящий явления писатель покидается общественным вниманием одновременно с тем, как он покинул жизнь в своём воспроизведении».

«Человек может быть только тем, на что он способен», я же не могу ни притворяться, ни носить маски, ни лицемерить, ни сдерживать порывов моих чувств, которые во мне никогда не теплятся, а всегда – дурные и хорошие – кипят и бьют через края души. Изменить себя я не могу иначе, как убив себя, и пока я не ничтожество – до тех пор я всё буду много самим».


Страница третья. «Крылатые фразы и афоризмы

из произведений Николая Лескова»

  1. А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает.

  2. Ах, красота, красота, сколько из-за нее делается безобразия!

  3. Большое личное бедствие - плохой учитель милосердия. Оно притупляет чувствительность сердца, которое само тяжко страдает и полно ощущения собственных мучений.

  4. Горе одного только рака красит.

  5. Дозволение ростовщикам действовать гласно привело к тому, что теперь многие приучились смотреть на ростовщичество, как на простое коммерческое дело, и такое мнение случается не раз слышать от очень порядочных людей.

  6. Едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие чаще проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве супружеских союзов.

  7. Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы.

  8. И лучшая из змей - все-таки змея.

  9. Истинная любовь скромна и стыдлива.

  10. Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру.

  11. Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.

  12. Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и — что всего обиднее — эти вредные упражнения практикуются в тех самых. органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности.

  13. Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.


Страница четвёртая. «Известные люди о творчестве Лескова»

Максим Горький: «Каждый его герой – звено в цепи людей, в цепи поколений, ив каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума – дума не о судьбе лица, а о судьбе России».

М. Алексеев: «Мы понимаем, конечно, что словом блоху не подкуёшь, а вот Левшу, явлённого как бессмертное воплощение веры в сказочно-былинные возможности народа, изваять такого Левшу с помощью слова, самим словом можно. Вот тут-то и закрадывается подозрение: Левша… а не есть ли это сам Лесков, несравненный мастер, овладевший пером настолько, что ему доступна всякая самая тонкая и наитончайшая работа?»

Л. Н. Толстой: «Его привязанность ко мне была трогательна, и выражалась она во всём, что до меня касалось. Но когда говорят, что Лесков слепой мой последователь, то это неверно: он последователь, но не слепой… Он давно шёл в этом направлении, в каком теперь и я иду. Мы встретились, и меня трогает его согласие со всеми моими взглядами».

В. Дементьев. Журнал «Москва», 1981 год: «В противовес застойной, обывательско-мещанской «тишине», казалось бы, повсеместно господствовавшей над весями и уездными городками России, Лесков являет миру громкое уголовное дело Катерины Измайловой. Причём, простонародную драму этой женщины, без памяти влюбившейся в приказчика Сергея, писатель обращает в высокую национальную трагедию, в которой перекличка с бессмертным образом леди Макбет не кажется натяжкой или условностью. Именно этот трагический пафос, эту мощь и силу страстей ведущих персонажей из давней истории. Случившееся в Мценском уезде, выразил Дмитрий Шостакович в опере «Катерина Измайлова»…

Максим Горький: «Его огромное люди. Их основная черта – самопожертвование, но жертвуют они собой ради какой-либо правды или дела не из соображений идейных, а бессознательно, потому что их тянет к правде, к жертве. Лесков изображает своих героев праведниками, людьми крепкими, идущими упрямо некоей всесветной правды…»

И. Репин – Н. Лескову: «Не я один, вся образованная Россия знает вас и любит как очень выдающегося писателя с несомненными заслугами, как мыслящего человека в то же время… Да что на эту тему писать… Уж вы простите, не мне, грешному, объяснять вам ваше значение в русской литературе и русской жизни. Это значение большое, оно есть, и мы его, если бы даже и пожелали – не можем не признавать».

Л. Н. Толстой: «Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна».


Страница пятая. «История создания повести «Очарованный странник». Художественные особенности.

Летом 1872 года Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру, во время которого посетил Корелу, острова Коневиц и Валаам. «В незыблемой твердыне русского иночества, пребывающего здесь во всей чистоте древней христианской общины» («Монашеские острова на Ладожском озере»), рождался замысел рассказа о русском страннике. Результатом поездки явились очерк «Монашеские острова на Ладожском озере» и рассказ «Черноземный Телемак» (первоначальное название повести «Очарованный странник»).

К концу года рассказ был написан и предложен к публикации редакции журнала «Русский вестник». Однако главный редактор «Русского вестника» М. Н. Катков отказал, ссылаясь на «сыроватость» произведения.

По воспоминаниям А. Н. Лескова, сына писателя, это «широко эпопейное» произведение ценилось автором «до последних лет». Впервые повесть была опубликована в газете «Русский мир», где она и прошла с 15 октября по 23 ноября 1873 года под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». Посвящение повести С. Е. Кушелеву имело свое объяснение: «дебют» повести Лескова в свете состоялся именно в кушелевском доме.

Повествовательная организация повести представляет собой сказ — воспроизведение устной речи, имитацию импровизационного рассказа. Причем воспроизводится не только манера речи рассказчика, Ивана Флягина, но и речевые особенности тех персонажей, о которых он рассказывает.

Повесть делится на 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными, более или менее законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»).

Формально повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями.


Страница шестая. О повести «Очарованный странник».

«Очарованный странник» – это повесть, вошедшая в цикл рассказов Н.Лескова о русских праведниках. В предисловии к этому циклу он писал, объясняя свой замысел: «Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью…и пошел я искать праведных…, но куда я ни обращался, кого не спрашивал – все отвечали, …что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать».

В центре повести главный герой – Иван Северьянович Флягин. Герой Лескова – богатырь обликом и духом. Описывая внешность Флягина, автор подчёркивает его сходство с былинными героями. Ему присущи жизнелюбие, молодечество, озорство. Но как и для богатырей, поступки героя, в которых всё это выплёскивается (непреднамеренное убийство монашка, борьба с татарином на перепор, усмирение коня), - лишь «проба сил» и преддверие главного дела жизни: патриотического подвига.

Флягин сначала смутно, а затем всё более осознанно стремится к богатырскому служению Родине. «Дух одолевает» его и «всё своё внушает: «ополчайся». Служение Отечеству становится душевной потребностью героя. В этом он видит смысл жизни. Постижение смысла жизни приходит к Флягину благодаря Божественному откровению: повествователь заключает историю героя словами: «провещивания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Вместе с тем весь жизненный путь Флягина – путь познания Бога и осознание себя в Боге. Мотив странничества «вписывает» Флягина в русскую национальную традицию правдоискания и богопознания. За внешними событиями жизни персонажа повести – процесс его духовного взросления. Его результат заключается в том, что присущие Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становятся в итоге осознанной потребностью любить ближнего своего, как самого себя.

Герой «Очарованного странника» лишь тогда, когда отказывается от каких-либо эгоистических побуждений и полностью посвящает себя суждению людям, становится праведником. «Мне за народ помереть очень хочется» – этими словами Флягина автор зафиксировал момент, когда его герой прозрел и «дорос» до такого душевного состояния, которое характеризуется устремленностью к Богу, и к Божественной истине, тем особым состоянием души, которое можно назвать духовным богатырством.

Художественная задача – показать пробуждение народа исполина, народа-богатыря – становится актуальной в творчестве писателя. Герой (Иван Флягин) воодушевлен идеей пробуждения народа. Главный мотив произведения получает точное словесное оформление: «…мне за народ очень помереть хочется».

Странник – это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя.

А кто же такой «очарованный странник»? Может это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идёт и что его ожидает, каково его предназначение в этой противоречивой жизни.

Предназначение былинного богатыря – совершение патриотического и христианского подвига. Одним из определений героя повести становится – «богатырь-черноризец», и это еще раз подчеркивает его характеристику как национального героя. Но герой Лескова не просто странник и богатырь. Он «очарованный странник» и его «очарованный богатырь», то есть околдованный, находится во власти мифологических сил.

Уже в названии произведения «Очарованный странник» зашифрован определённый смысл. Считается, что странничество – важный элемент русского национального самосознания.

Безграничны просторы русской земли, и человек хочет их повидать. Странники, калеки, прохожие, бродячие, проповедники проходят эти пространства, благославляя их. При этом у них нет на земле своего дома, ходят в поисках царства Божия.

«Околдованность» составляет вторую сторону образа героя, которая соотносится с его национальным характером, как соотносится в самой повести две линии – национальное и мифологическое.

Действие мифологического элемента в повести определяется заклятием, наложенным на Ивана Северьяныча призраком убитого манаха: «А вот,- говорит ,- тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в черницы!..»

Иван Северьяныч в последующем не мог избавиться от этого заклятья так как это наказание за совершённый грех убийства. Предсказание стало судьбой героя: «и оттого пошёл он от одной стражбы к другой, всё более и более претерпевая, но нигде не погиб…»

Так Лесков в своей повести «Очарованный странник» через образ русского крепостного человека Ивана Флягина показал нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, родине, природе. Это основные черты русского национального характера.


Страница седьмая. «Смысл названия повести Николая Лескова «Очарованный странник».

Смысл слова странник на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека, много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его «до последней житейской пристани – до монастыря». Мне кажется, что слово странник в названии произведения содержит в себе оба значения.

Слово очарованный также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом очаровываться. Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.

Прилагательное очарованный можно также связать со словами околдованный, оцепенение. Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Наконец, очарованный можно сравнить со словом чары. Главный герой считал, что рок, судьба, родительское предначертание — причины всего происшедшего с ним: «…я многое даже не своею волею делал…». Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.

Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьянычем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай помогает герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и дают долгожданное освобождение.


Страница восьмая. «Итоги».

«Очарованный странник» развертывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого себя. Лесков попытался изобразить Русь святую и грешную, неправую и праведную. Как в сказке перед читателем открывается удивительная страна, населенная удивительными людьми. Праведники, народные умельцы, чудаки - всем найдется место в удивительной стране. Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. На Руси есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.


Звучит отрывок из «Богатырской симфонии» А. П. Бородина.





Список литературы

1. Бухштаб Б. Я. Сказы о народных праведниках («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» Н.С. Лескова) / Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/ Сост. В.И. Кулешов – М.: Дет. лит., 1983.

2. Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. – М.: Худож. лит., 1980.

3. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс, II полугодие. Изд. 2-ое, испр. и дополн. – М: ВАКО, 2002.

4. Литература: Справочник школьника/ Науч. Разработка и сост. Н. Г. Быковой; Науч. Ред. В. Я. Линков. – М.: Филологическое об-во «Слово», Компания «Ключ – С», ТКО «АСТ», Центр гуманит. Наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995.

5. ru.wikipedia.org.

6. Сборник классической музыки. 120 лучших арий из опер. Р. Щедрин. «Очарованный странник». Изд.: ИДДК, 2006.

7. Великие русские композиторы. Классика. А. Бородин. «Богатырская симфония». Изд.: ИДДК, 2007.

























Просмотр содержимого презентации
«Лесков УСТНЫЙ ЖУРНАЛ»

Внеклассное мероприятие  по теме «Николай Лесков и его «Очарованный странник»    Выполнила:  Терзи Алла Ивановна,  учитель русского языка и литературы  МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода» 2013 год

Внеклассное мероприятие по теме «Николай Лесков и его «Очарованный странник»

Выполнила:

Терзи Алла Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода»

2013 год

«Истоки» (портрет Н. Лескова работы И. Репина, Дом-музей Лескова в Орле)

«Истоки» (портрет Н. Лескова работы И. Репина, Дом-музей Лескова в Орле)

«Лесков о своей жизни и о литературе»  «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле».  «Я отдал литературе всю жизнь и передал ей всё, что мог получить приятного в этой жизни…»  Н. С. Лесков

«Лесков о своей жизни и о литературе»

«Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле».

«Я отдал литературе всю жизнь и передал ей всё, что мог получить приятного в этой жизни…»

Н. С. Лесков

«Крылатые фразы и афоризмы  из произведений Николая Лескова»    «А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает».   Н. Лесков. «Очарованный странник»

«Крылатые фразы и афоризмы из произведений Николая Лескова»

«А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает».

Н. Лесков. «Очарованный странник»

«Известные люди о творчестве Лескова»

«Известные люди о творчестве Лескова»

«История создания повести «Очарованный странник». Художественные особенности.

«История создания повести «Очарованный странник». Художественные особенности.

О повести «Очарованный странник»

О повести «Очарованный странник»

«Смысл названия повести Николая Лескова «Очарованный странник»  Значение слова очарованный связано с глаголом очаровываться . Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.  Прилагательное очарованный можно также связать со словами околдованный, оцепенение. Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Наконец, очарованный можно сравнить со словом чары .

«Смысл названия повести Николая Лескова «Очарованный странник»

Значение слова очарованный связано с глаголом очаровываться . Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.

Прилагательное очарованный можно также связать со словами околдованный, оцепенение. Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Наконец, очарованный можно сравнить со словом чары .

«Итоги»

«Итоги»

Использованная литература 1. Бухштаб Б. Я. Сказы о народных праведниках («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» Н.С. Лескова) / Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/ Сост. В.И. Кулешов – М.: Дет. лит., 1983. 2. Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. – М.: Худож. лит., 1980. 3. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс, II полугодие. Изд. 2-ое, испр. и дополн. – М: ВАКО, 2002. 4. Литература: Справочник школьника/ Науч. Разработка и сост. Н. Г. Быковой; Науч. Ред. В. Я. Линков. – М.: Филологическое об-во «Слово», Компания «Ключ – С», ТКО «АСТ», Центр гуманит. Наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995. 5. ru.wikipedia.org. 6. Сборник классической музыки. 120 лучших арий из опер. Р. Щедрин. «Очарованный странник». Изд.: ИДДК, 2006. 7. Великие русские композиторы. Классика. А. Бородин. «Богатырская симфония». Изд. : ИДДК, 2007.

Использованная литература

1. Бухштаб Б. Я. Сказы о народных праведниках («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» Н.С. Лескова) / Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/ Сост. В.И. Кулешов – М.: Дет. лит., 1983.

2. Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. – М.: Худож. лит., 1980.

3. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс, II полугодие. Изд. 2-ое, испр. и дополн. – М: ВАКО, 2002.

4. Литература: Справочник школьника/ Науч. Разработка и сост. Н. Г. Быковой; Науч. Ред. В. Я. Линков. – М.: Филологическое об-во «Слово», Компания «Ключ – С», ТКО «АСТ», Центр гуманит. Наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995.

5. ru.wikipedia.org.

6. Сборник классической музыки. 120 лучших арий из опер. Р. Щедрин. «Очарованный странник». Изд.: ИДДК, 2006.

7. Великие русские композиторы. Классика. А. Бородин. «Богатырская симфония». Изд. : ИДДК, 2007.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Н. С. Лесков и его "Очарованный странник"

Автор: Терзи Алла Ивановна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова "Очарованный странник "
    ["seo_title"] => string(85) "idieino-khudozhiestviennoie-svoieobraziie-poviesti-n-s-lieskova-ocharovannyi-strannik"
    ["file_id"] => string(6) "120514"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413729669"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "урок литературы в 10 классе "Странствия очарованной души ( по повести Н.С. Лескова  « Очарованный странник»). "
    ["seo_title"] => string(107) "urok-litieratury-v-10-klassie-stranstviia-ocharovannoi-dushi-po-poviesti-n-s-lieskova-ocharovannyi-strannik"
    ["file_id"] => string(6) "127731"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415367335"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Николай Семёнович Лесков"
    ["seo_title"] => string(28) "nikolai-siemionovich-lieskov"
    ["file_id"] => string(6) "268310"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450614648"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Н. С. ЛЕСКОВ – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ"
    ["seo_title"] => string(39) "nslieskovvydaiushchiisiarusskiipisatiel"
    ["file_id"] => string(6) "268984"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450721396"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-tiema-praviednichiestva-po-rasskazu-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "224217"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438601630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства