Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе - музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два потока - поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье.
Повествует о сумеречных днях, о ревности, страсти, печали. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким, доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная «Наполним музыкой сердца» »
Литературная
гостиная
«Наполним музыкой сердца»
Вечер русского романса «Наполним музыкой сердца»
Композиторы
Романс
Поэты
Глинка
Даргомыжский
Баллада
Пушкин
Балакирев
Элегия
Лермонтов
Мусоргский
Баркарола
Кольцов
Чайковский
Дельвиг
Рахмаников
Фет
Гурилев
Тютчев
Булахов
Баратынский
Абаз
Ход мероприятия.
Я приглашаю Вас на вечер русского романса «Наполним музыкой сердца».
Чей рот ехидная гримаса
Терзает, бог его просит.
Сословье русского романса
Опять и в силе, и в чести.
Певицы шарф летит, как лебедь,
Чтоб в нас проник до самых жил
Тот детский лепет, детский лепет,
Который Кукольник сложил.
Словарь, беспомощный и страстный,
Кричит, как грешники в аду,
И с той безвкусицей прекрасной
Душа - смешно сказать - в ладу.
И правда, что нам в нем, - в романсе!
Но он - знакомый силы знак.
Что в нас - то, если взять нас в массе,
Ослабла ревность? Как не так!
А посмотреть с другого боку,
Кто и зачахнет - не беда:
Проявим дружбу - слава богу,
Цветы в продаже есть всегда...
Но в зале - светопреставленье!
И только в том его исток,
Что здесь любовь (не проявленье!)
Вопит, забыв про стиль и слог.
И молвить слово и молчать я
Страшусь в пути на Разгуляй.
Не проявляй ко мне участья,
Не проявляй, не проявляй.
(Ю.Ряшенцев.)
Звучит романс: «Я помню вальса звук прелестный».
Слова и музыка Листова.
Исполняет Алференко Галина.
Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе - музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два потока - поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье.
Повествует о сумеречных днях, о ревности, страсти, печали. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким, доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее.
Судьба русского романса не была простой. Его благополучное существование было нарушено 1917 годом, когда все лирические искусства было объявлено буржуазным. Владимир Маяковский по этому поводу писал: «Бросьте! Забудьте, плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств...»
Прошли те времена. И сегодня романс - один из любимейших музыкальных жанров.
Романсы отличаются редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной. Эти произведения чаще всего к небольшой аудитории слушателей.
В «Путеводителе по концертам» академик Б.В.Асафьев так характеризует романс: «Романс -усложненный вид «комнатной», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики - личных душевных настроений, и потому тесно спаявшейся с лирической поэзией. Романсы пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить, с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон... стихов».
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний...
Романс «Не пой, красавица, при мне» - ярчайший образец вокальной лирики. С каким совершенством композитор Рахманинов выразил в музыке существо поэтических образов Пушкина, усилил эмоциональные и психологическое воздействие стихов!
Звучит романс: «И скучно, и грустно...»
Слова Лермонтова, музыка Гурилева.
Исполняет Слепченко Мира.
К жанру романса обращались многие композиторы, для которых эта форма становилась своеобразным лирическим дневником, альбомом музыкальных акварелей, тетрадью эскизов к более крупным сочинениям, а иногда итогом философских раздумий, жизненных наблюдений, трибуной социального протеста, результатом личных переживаний.
Романсы писали Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Мусорский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Прокофьева, Шостакович, к романсу обращаются наши современники-композиторы Свиридов, Щедрин, молодое поколение авторов. Лирика великих русских поэтов, начиная с допушкинской поры и кончая современными мастерами лирического стиха, побуждала и побуждает их к творчеству. Эти бесценные сокровища помогают нам открыть мир новых ощущений, обострить восприятие действительности, познать самого себя.
Как бы масштабно ни развивалась творчество композитора, в нем всегда находилось место романсу, всегда оставался за большим музыкальным полотнами укромный уголок щемящей тоски, тревожной незащищенности, светлого удивления, открытости восприятия, которые и становились благоприятной почвой для всходов романсовой лирике, для появления тех освященных временем произведений, встреча с которыми рождает целый мир воспоминаний. Воспоминания... Они живут в нашей душе, сладостно волнуя: «... обильные страстные встречи, тихого голоса звуки любимые». И вот, словно вторя им, неизвестный автор умоляет: «Побудь со мной! Не уходи!»
Не уходи, останься, подожди,
Слезливые месяц с прошлою водою.
Побудь еще мгновение со мною,
Пусть ветви голы и секут дожди.
Родиной, романса является Испания. Именно там в XIII-XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речитатива, напевного, мелодичного начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы», что определяло не только особый жанр стихотворного текста, исполнительские традиции. Но и характерный тип мелодии в сопровождение музыкального инструмента. В XV веке, с развитием лирической, особенно придворной поэзии, в Испании стали осуществляться издания романсовых сборников - так называемых «романсеро». Сближаясь с народным искусством, романс становился популярным демократическим жанром, сохраняя в отличие от испанской народной песни свои специфические черты. Если песня могла быть исполнена как солистом, так и хором, то романс исполнялся одним «реже двумя» солистом и обязательно с инструментальным сопровождением: в придворных кругах это была виуэла, в демократических - чаще испанская гитара.
В XVIII веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающийся явлений отечественной культуры. В настоящее время под термином «романс» подразумевается все многообразие камерных вокальных форм «сольных и ансамблевых» с инструментальным сопровождением. Романс объединяет такие жанровые разновидности, как баллада, элегия, баркарола, романсы в танцевальных ритмах.
Пусть эхом непогоды городской
На мутном небе вспыхивают зори,
Пусть чьи-то губы шепчут чьи-то зовы,
Но ты не уходи, замри, постой...
Не уходи, останься, не спеши...
Мне без тебя бывает очень горько,
И осени прозрачная настойка
Не наполняет пустоту души.
Не надо зла! Долой немой испуг!
Долой морозный выверченный посвист:
Все зимы - после; вьюги - после!
Сейчас одно: смешенье губ и рук.
Люби меня и смехом, и слезой,
И жаворонка трелью невесомой,
И голубой, торжественной звездой
Над крышей нам назначенного дома.
Не уходи, останься, подожди...
(«Романс» А.Богословский)
Звучит романс: «Мы сегодня расстались с тобою»
Музыка Дризо.
Исполняет Алференко Галина.
Часто имя композитора запоминалось благодаря лишь одному его произведению, как это случилось в творчестве известного композитора А.М.Абаза, написанный романс на стих И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое...»
Звучит романс: «Утро туманное, утро седое...»
Исполняет Слепченко.М.В.
Русский романс в главной своей части - это великая поэзия.
Лермонтов «Белеет парус одинокий». Музыка Александра Егоровича Варламова.
Баратынский «Не искушай меня без нужды». Музыка М.И.Глинки.
«Я вас любил». Стихи А.С.Пушкина, музыка А.С.Даргомыжского.
Только с появлением стихотворения А.В.Тютчева, А.Толстого и других поэтов могли родиться шедевры романсовой лирики Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова.
Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910) писал романсы и в молодые годы, и будучи уже знаменитым композитором. Один из лучших, утонченных своих романсов на стихи Фета Балакирев создает почти в 70 лет. Это романс «Шепот, робкое дыханье», где композитору удается проникнуть в душу фетовской поэзии, слиться с ней.
Известные романсы Римского - Корсакого, как «Не ветер, вея с высоты», «То было раннего весной», написаны на стихи Алексея Толстого, романс «Свеж и душист твой роскошный венок» -на слова А.А.Фета.
Романсы Глинки Михаила Ивановича - действительно лирический дневник жизни композитора, поэтическая тетрадь раздумий, радостных и горестных дней.
Именно в Москве нашел прибежище русский бытовой романс, представителем которого во второй половине XIX века стал композитор и певец Петр Петрович Булахов (1822-1885). Он прославился как создатель и исполнитель бытового романса. Знаменитые романсы «Нет, не люблю я вас», «Гори, гори, моя звезда», «Я помню вечер» на стихи И.Никитина, отличаются задушевностью и теплотой.
Звучит романс «Тук, тук, тук, как сердце бьется».
Музыка П.П.Булахова.
Исполняет Алференко Галина.
Петр Ильич Чайковский в 1869 году создает свой первый цикл романсов на стихи русских поэтов. Это ставшие известными романсы «Не верь, мой друг», «Слеза дрожит» на стихи Алексея Толстого, «Ни слова, о друг мой» на слова А.Плещеева. Чайковский был убежден, что музыка может передать различные эмоциональные состояния. Романсы Чайковского - это маленькие человеческие драмы. Например, «Романс и ночи безумные» на слова А.Апухтина. Один из самых возвышенных романсов Чайковский создает на стихи А.Фета: «Уноси моё сердце в звенящую даль».
«Фет,- писал Чайковский, - это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант. Некоторые его стихотворения ставшие с самым высшим, что только есть высокого в искусстве».
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) стал продолжателем лучших классических традиций в жанре русского романса. Первые его романсы «О нет, молю, не уходи» на слова Д.Мережсковского «Не пой, красавица, при мне», на стихи А.С.Пушкина. Наполнены внутренним драматизмом. Романс «Островок» на слова Бальмонта. Мягкими, акварельными мазками создает Рахманинов звуковой пейзаж.
Нередко забывалось имя композитора, а произведение оставалось жить. Романс «Я встретил вас» (На стихи Тютчева) или «Темно - вишневая шаль». Имена авторов музыки остались неизвестными. Хочется сейчас вспомнить и популярные в своё время «Хризантемы» Николая Харито с текстом Шумского «Отцвели уж давно хризантемы в саду»
Звучит романс: «Отцвели уж давно хризантемы в саду».
Исполняет Слепченко Мира.
Как ни трудна была судьба романса, он, словно маленький звонкий родничок, бился и сверкает, чтобы напоить жажду. Нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, не собирается сдавать своих позиций, а красиво увлекает все больше и больше юных и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.