kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "Достоевский и музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка полезна при проведении мероприятий, посвященных 200-летию Ф.М.Достоевского.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер»

Литературный вечер "Достоевский и музыка"

Задачи:

1. Изучить творческую биографию писателя.

2. Уметь выразительно читать стихотворения, слушать и понимать художественные произведения.

3. Воспитывать эстетический вкус.

Ведущий 1. Петербург. Май 1845 года. Белая ночь, “чудная ночь, такая ночь, которая только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель”. На втором этаже небольшого дома на углу Владимировского проспекта и Графского переулка у окна сидит молодой человек. У него крупные черты лица, большой широкий лоб, а над тонкими губами короткие, редкие светло-каштановые усы. В серых исподлобья хмурящихся глазах озабоченность. Совсем недавно он закончил рукопись своего литературного произведения “Белые ночи”.

Чтец. Чтение отрывков из “Белых ночей”.

Исполняется романс “Я вас любил”. Муз. Шереметьева.

Ведущий 1. В “Белых ночах” ставится тема бесплодной мечты, отнятой любви, но это не главное. Для Достоевского важен характер мечты, оказывающей влияние на человеческую душу. Герою - мечтателю не ведомы эгоистические побуждения, он готов пожертвовать всем для другого. Любовь мечтателя озарена светом белых ночей, она бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи.

Ведущий 2. Мечтатель - новый человек в понимании Достоевского. Это своеобразный протест против действительности. Тема эта всю жизнь волновала писателя.

Ведущий 1. Творчество Достоевского связано с музыкой неразрывными узами. Однако кажется, что понятие музыкальность менее всего применяется к его произведениям, его характеру. Но это только на первый взгляд.

Музыка вошла в его жизнь с детства. Достоевский почти не оставил сколько-нибудь развернутых определений искусства, но мы можем даже на основании отрывочных замечаний заключить, что для него музыка была могучим средством выражения мыслей и чувств. Он писал брату Михаилу в пору создания “Неточки Незвановой”: “От семи часов вечера хожу в итальянскую оперу слушать наших несравненных певцов”

Ведущий 2. Музыку у Достоевского чаще всего любят люди открытой души или те, в ком не окончательно умерло человеческое. “Я шел и пел, - рассказывает герой “Белых ночей”, - потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как всякий счастливый человек” Это черта автобиографическая. По словам дочери писателя, он, находясь в хорошем настроении, обычно пел вполголоса романс Варламова.

На заре ты ее не буди” - исполняется романс. Слова Фета, муз. Варламова.

Ведущий 1. И после успеха “Бедных людей” все добивались знакомства с Достоевским. Он бывал в салонах петербургских меломанов: князя Одоевского, графа Соллогуба, графов Виельгорских. Там звучала превосходная музыка, и писатель, слушая ее, испытывал наслаждение.

Исполняется “Прости, небесное созданье”. Муз Чайковского.

Ведущий 1. Превыше всего он ставил музыку Моцарта, Бетховена, а из русских композиторов любил произведения Глинки и Серова. В салоне Виельгорского выступали крупные русские и иностранные музыканты: Лист, Берлиоз, Рубинштейн, Глинка.

Исполняются: “Жаворонок” Глинки, “Лунная соната” Бетховена.

Ведущий 2. Незавершенный роман “Неточка Незванова” впитал разнообразные музыкальные впечатления. Музыка – это основа романа, это атмосфера, в которой живут герои, она как бы определяет их судьбы. Музыка чаще всего – голос измученной души, звуковое выражение дисгармоничного мира.

Чтец. “Скрипка зазвенела сильнее, быстрее и пронзительнее раздавались звуки. Вот послышался как будто чей-то отчаянный вопль, как будто чья-то мольба вотще раздалась во всей этой толпе и заныла, замолкла в отчаянии… вопли и стоны лились все тоскливее, жалобнее. Вдруг раздался страшный долгий крик и все во мне потряслось…”.

Ведущий 1. Судьба скрипача.… С помощью звуковых образов Достоевский позволяет понять, что переживает герой.

Звучит скрипка.

Ведущий 1. Музыка Ефремова, главного героя, звучит как исповедь обнаженного сердца, как вопль отчаяния и невыносимой муки в темной убогой каморке, где одинокая свеча, труп матери Неточки, прикрытый ворохом тряпья, и смертельно напуганная девочка.

Чтец. “Музыка началась. Но это была не музыка. Это были не звуки скрипки, а как будто чей- то ужасный голос загремел первый раз в нашем темном жилище. Я твердо уверена, что слышала стоны, крик человеческий, плач, целое отчаяние выливалось в этих звуках и, наконец, когда загремел ужасный финальный аккорд, в котором было все, что есть ужасного в плаче, мучительно в муках, тоскливо в безнадежной тоске, - все это как будто соединилось разом”.

Ведущий 2. Важнейший этап идейного развития Достоевского связан кружком петрашевцев. Здесь определились его взгляды как социалиста- утописта, убежденность в необходимости коренных изменений в России. Но это и пора эстетических впечатлений. Достоевский вспоминал: “Скоро наши сходки превратились в литературные, к которым примешивалась и музыка….. Вечера эти пребывали чисто литературно – музыкальными, приятельскими, короткими…”

По воспоминаниям Пальма: “Часто раздавались звуки скрипки, виолончели, фортепьяно. Пение слышалось постоянно, потому что жильцы были горячие поклонники Рубини, Виардо…”.

Звучит романс “Гори, гори, моя звезда”, слова В.Чуевского, муз. И.П. Булахова.

Стихотворение Лермонтова “И скучно и грустно”.

Ведущий 2. Для петрашевцев музыка не праздная забава, не развлечение, а искусство с необычайной силой воплощающее темы личные и общественные. Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, - это духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств. Диапазон ее очень широк – от шарманки до симфонической и оперной. Она неотделима от грязных и темных улиц, каморок, тусклого и серого петербургского неба и прежде всего от душевного состояния героев.

Стихотворение Лермонтова. Русская народная песня XIX в.

Ведущий 2. К людям в трактире, неудержимо орущим песни тянет Раскольникова: “В одной харчевне перед вечером пели песни: он просидел целый час, слушал и помнил, что ему даже было приятно. Но под конец он вдруг стал опять беспокоен, точно угрызения совести начало опять мучить его. Вот сижу, песни слушаю, а разве то мне надобно делать!”. Подобно Раскольникову ищет забвения в песне и Свидригайлов.

Звучит русская народная песня “Ах ты, ноченька”.

Ведущий 1. “Любите ли вы уличное пение? - обратился вдруг Раскольников к одному, уже немолодому прохожему, стоявшему рядом с ним у шарманки… - я люблю, - продолжал Раскольников, с таким видом как будто вовсе не об уличном пении говорил, - я люблю, как поют под шарманку в холодный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица, или еще лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом блистают”.

Русская народная песня “ Разлука, ты разлука”.

Ведущий 2. “Екатерина Ивановна, измученная, униженная, доведенная до отчаяния, выводит на улицу детей”.

Чтец. “Она… кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости”.

В помутившемся сознании Екатерины Ивановны пение и пляска должны были одновременно выражать протест против жестокости и оскорблении, служить доказательством того, что и она принадлежит к благородному семейству и является средством к существованию”.

Ведущий 1. В бреду умирающая Екатерина Ивановна пытается припомнить и слова любимых романсов, куплетов, которые не только характеризуют репертуар той поры, но и определяют этапы ее горькой жизни.

Произведение Лермонтова “Гусар”.

Романс на слова Лермонтова, говорящей о молодости, счастье, красоте и богатстве, подчеркивает по закону контраста безысходный трагизм ее существовании.

Можно говорить о своеобразной драматургии сцены гибели, ждущей своего воплощения в звуках.

Звучит “Реквием” Моцарта.

Ведущий 2. Одиноко и трудно человеку в жестоком и мрачном городе, где раздаются сиплые уличные голоса “солистов”, отчаянные крики пьяного хора песенников, звуки балалайки шарманки.

Особенно тяжело было детям.

Тема детских страданий всю жизнь волновала Достоевского.

В толпе нарядных детей в рассказе “Елка и свадьба” Достоевский замечает “крайне забитого и запуганного мальчика…сына гувернантки хозяйских детей”. Какой-то озорник его поколотил, но “ребенок не посмел плакать”.

Ведущий 1. От рассказа “Елка и свадьба” прямая линия к романам “Униженные и оскорбленные”, “Идиот”, “Бесы”, “Братья Карамазовы”, к рассказу “Мальчик на елке у Христа”.

Рассказ написан в последние годы жизни. Здесь Достоевский ведет “процесс” с богом о страданиях человека, о его назначении и судьбе, ничего не желая уступать Богу в этой судьбе, ни одной слезинки ребенка. И невольно вспоминается старое изречение: “Из всех храмов человеческих наивысший – это сердце человека”.

Звучит рассказ “Мальчик на елке у Христа”.

Ведущий 2. “Мальчик на елке у Христа” - потрясающий приговор строю и миру, в котором страдают и гибнут дети, где нет гармонии звуков, нет гармонии и покоя в душе, нет счастья.

“Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя. Человек не имеет права проходить мимо несчастья, царящих в мире” - неустанно повторял Достоевский. Человек ответственен не только за собственные поступки, но и за всякое зло. Мечта о всеобщем счастье – самая дорогая мечта писателя с юношеских лет и до конца дней. Человек должен любить, и сердце открывшееся для чистой любви, открывается и для всеобщего счастья, для всего прекрасного в мире: “Солнце взошло высоко и пышно плыло над ними по синему, глубокому небу, казалось, расплавляясь в собственном огне своем. Кругом стоял неумолкаемый концерт тех, которые “не жнут и не сеют”, а своевольны, как воздух, рассекаемый их резвыми крыльями. Казалось, что в этом мгновении каждый цветок, последняя былинка, курясь жертвенным ароматом, говорила создавшему ее: “Отец! Я блаженна и счастлива…”.

И сейчас мы слышим голос Достоевского: “Многое меняется, а сердце человека остается одно …”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная гостиная "Достоевский и музыка"

Автор: Бекузарова Залина Федоровна

Дата: 27.12.2021

Номер свидетельства: 596353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Методическая разработка урока с использованием ЭОР,посвящённого изучению творчества Ф.М. Достоевского в школе "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-s-ispol-zovaniiem-eor-posviashchionnogho-izuchieniiu-tvorchiestva-f-m-dostoievskogho-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "223661"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438001720"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Душа из пламени и дум. К 150 - летию С.В. Ковалевской. "
    ["seo_title"] => string(54) "dusha-iz-plamieni-i-dum-k-150-lietiiu-s-v-kovalievskoi"
    ["file_id"] => string(6) "166907"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423024652"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Душа из пламени и дум. К 165 - летию С.В. Ковалевской. "
    ["seo_title"] => string(54) "dusha-iz-plamieni-i-dum-k-165-lietiiu-s-v-kovalievskoi"
    ["file_id"] => string(6) "166912"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423025540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства