kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока с использованием ЭОР,посвящённого изучению творчества Ф.М. Достоевского в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вечер, проведенный в литературной гостиной, – прекрасная возможность продолжить разговор, начатый на уроке, поделиться мыслями и впечатлениями о личности и творчестве Достоевского, рассказать о нём как об интересном человеке. Человеке со своим непростым характером и с такими же непростыми мыслями, у которого судьба была как увлекательный, напряжённый рассказ. Неформальная обстановка, облик свечей, негромко звучащая музыка настраивают ребят на искреннее, живое восприятие великого человека, оставляя в их душах неизгладимый след. И пусть сотрутся со временем словесные литературные образы, но эмоциональное восприятие от встречи с прекрасным останется на всю жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока с использованием ЭОР,посвящённого изучению творчества Ф.М. Достоевского в школе »

ГБОУ ООШ №2 г.о. Отрадный Самарской области



Методическая разработка урока,

посвящённого изучению творчества Ф.М. Достоевского в школе



Литературная гостиная «Под прицелом ЛЮБОВЬ…»



























Галкина Наталья Михайловна,

учитель первой категории

Стаж работы 23 года

Самарская область

г.о. Отрадный



2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

…Заканчивается последний урок литературы по творчеству Достоевского, но старшеклассников продолжают волновать нерешенные вопросы, тревожат сердце затронутые чувства. И я предлагаю встретиться после уроков. Вечер, проведенный в литературной гостиной, – прекрасная возможность продолжить разговор, начатый на уроке, поделиться мыслями и впечатлениями о личности и творчестве Достоевского, рассказать о нём как об интересном человеке. Человеке со своим непростым характером и с такими же непростыми мыслями, у которого судьба была как увлекательный, напряжённый рассказ.

Неформальная обстановка, облик свечей, негромко звучащая музыка настраивают ребят на искреннее, живое восприятие великого человека, оставляя в их душах неизгладимый след. И пусть сотрутся со временем словесные литературные образы, но эмоциональное восприятие от встречи с прекрасным останется на всю жизнь.

Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.

Мы (я и мои ученики) попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. При изучении курса классической литературы XVIII – XIX веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений. Подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, и мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Таким образом, наша литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями, композиторами и художниками) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, писатель, художник и ученик. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика.

Литературная гостиная «Под прицелом ЛЮБОВЬ» посвящена 190-летию со дня рождения писателя и дает возможность предельно тактично прикоснуться к «живой человеческой душе» через отношение Достоевского к женщинам, трем его возлюбленным. Как говорил Вл. Соловьев, «…любовь Достоевского есть наша любовь, и вера Достоевского – наша вера. Соединенные любовью к нему, постараемся, чтобы такая любовь соединила нас друг с другом. Тогда только воздадим мы достойно духовному вождю русского народа за его великие труды и великие страдания".

Цель:

Образовательная:

проследить историю отношений великого писателя к женщинам, поделиться мыслями и впечатлениями о личности и творчестве Достоевского, рассказать о нём, как об интересном человеке.

Воспитательная: приобщить учащихся к серьезной литературе (дневниковым записям, воспоминаниям близких, документальным очеркам, экранизациям), воспитать внимательных и вдумчивых ценителей художественного слова.

Развивающая: способствовать общению с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями, композиторами и художниками), формировать привычку непрерывного самопознания, самораскрытия и самосовершенствования, столь необходимую современному человеку для развития личностных качеств, творческого потенциала, собственных возможностей и веры в успех.

Задачи:

  1. Исследуя «Дневник писателя», воспоминания и дневниковые записи близких ему женщин, свидетельства современников и ряд иных документов, получить сведения, позволяющие нам судить о роли любви в жизни Достоевского.

  2. Понять, за что эти женщины были удостоены внимания великого писателя, ибо то, что раскрывается в этой до сих пор запретной области, бросает яркий и порою странный свет на его личность и творчество.

  3. Выяснить, по каким причинам эти женщины так пронзили всю его жизнь, что стали «плодиться и размножаться» в его романах.

Подготовительная работа:

  1. Определение темы и отбор материала (как документального, так и художественного).

  2. Создание творческих групп: исследователи-эксперты, художники-оформители, дизайнеры, артисты, чтецы, ведущие.

  3. Написание сценария и создание презентации на основе отобранного материала.

  4. Сценическая реализация.

Форма проведения: литературная гостиная

Участники: старшеклассники (10-11 класс)

Техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран. Презентация Power Point, выход в Интернет (ЭОР ресурс); информационные буклеты.

Время проведения: 60 минут.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы

Оформление: портрет писателя; костюмы для театрализованной постановки; синяя гостиная Достоевского. В центре – круглый стол, зажжённые свечи в канделябрах. На нем - книги, чернильный прибор. Рядом – кресло с ажурной шалью. Столики для зрителей и участников расставлены полукругом, на них три свечи, цветы; приглушенный свет, звучит тихая музыка.

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

Действующие лица:

Хозяйка салона

Ведущие (юноша и девушка)

Достоевский

Женщины Достоевского

Звучит тихая музыка. Входит Хозяйка салона. Зажигает свечи. Слайд 1.

– Добрый вечер! Сегодня мы в гостиной, при свечах, символизирующих тепло и свет нашей встречи с Достоевским.

Слова Федора Достоевского – «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих» – взяты в качестве эпиграфа к теме литературной гостиной «Под прицелом ЛЮБОВЬ» не случайно. Любовь у Достоевского – и в жизни, и в романах – занимает громадное место. Отношения Федора Михайловича с женщинами, казалось бы, глубоко интимная тема, и стоит ли нам интересоваться его личной жизнью? Но в этом нет ничего худого. Современного читателя интересует все, что связано с великими именами. И это не только примета времени. Я думаю, так было всегда. Все-таки это ЛЮБОВЬ. К тому же это тоже ЖИЗНЬ писателя. Плюс очень важный момент – все окружающие Достоевского, и женщины в том числе, из жизни писателя перетекали потом в его произведения. Одна Аполлинария Суслова только стала прообразом нескольких литературных персонажей: Полины из «Игрока», а также Настасьи Филипповны из «Идиота», Катерины и Грушеньки из «Братьев Карамазовых». И это не желание заглянуть в замочную скважину, а попытка понять часть его жизни, нашедшую продолжение в творчестве. Причем, очень значительную часть. Так и с его страстью - игрой в рулетку. Но это страсть! Возможно, попытка перебороть судьбу. Достоевскому очень хотелось выиграть в борьбе с СУДЬБОЙ. И вылезти из долгов. Ему казалось, что с помощью рулетки он может одним махом - раз! - и решить все свои финансовые проблемы, которые он на самом деле решил только в конце жизни благодаря Анне Сниткиной (второй жене). В его жизни много таких, говоря современным языком, «горяченьких» тем! Но они естественны, потому что это жизнь Достоевского. И как раз умолчать о них было бы неправильно, потому что тогда это было бы неправдой.

Три любви Достоевского… Понять, за что эти женщины были удостоены внимания великого писателя, на мой взгляд, совершенно невозможно. Как невозможно понять и то, по каким причинам эти женщины так пронзили всю его жизнь, что стали плодиться и размножаться в его романах. Вообще, тема неразрывности жизни и творчества невероятно притягательна для подобных жизнеописаний. Сюжеты и идеи, рожденные в голове у великого писателя, находятся под его ногами. Он их проживает, проигрывает сначала в жизни. И рулетка, и женщины, и предательство, и раздражение, и бешенство, и каторга, и ревность, и болезнь, и унижение, и нищета – все, что составляет частную жизнь Достоевского, является основой, питательной средой для творчества. Но для того чтобы эта питательная среда пульсировала и лопалась, переплавляясь в литературную стихию, она должна быть максимально, до краев наполнена головокружительными событиями, мощными страстями и глубочайшими переживаниями. Случай Достоевского – тот самый.

Женщины для вдохновенья, пленницы судьбы… Их глаза глядят со страниц романов, их смех звенит в строках стихов… Они вдохновляли поэтов и романистов. Их любили или ненавидели (такое тоже бывало!) до такой степени, что эту любовь или ненависть просто невозможно было удержать в сердце, ее непременно нужно было сделать общим достоянием. Благодаря им болезнь любви или ненависти заражала читателей. Их мало волновало, конечно, чьи коварные очи презираемы Лермонтовым, кого ревнует Пушкин, чьими страстями упивается Достоевский, чьим первым поцелуем украдкой любуется Толстой, кого всю жизнь нежно обожает Тютчев и к чьим ногам слагают сердца герои Тургенева… Главное – глубина чувств, тайна, а не праздное любопытство!

Ну что ж, а мы – мы полюбопытствуем и заглянем в эту глубину, приподнимем покров этой тайны: любви или ненависти творцов к своим музам. В любви он хотел понимания. Достоевский просто хотел, чтобы его любили.

Итак, личная жизнь Федора Достоевского: женские мотивы. И я предоставляю слово ведущим литературной гостиной.

Ведущий (юноша):

Имя Федора Михайловича Достоевского обладает какой-то особой притягательностью. Разумеется, оно входит в блестящую плеяду титанов русской культуры. Однако, в отличие от небесно недосягаемого Пушкина, от таинственного, мерцающего каким-то лунным светом Лермонтова, от мага и чародея русской прозы Гоголя, от Льва Толстого – этого древнебиблейского пророка и учителя, Достоевский предстает удивительно земным и близким нам человеком. Для нас, его читателей, это именно все понимающий друг, а не учитель, вождь и, тем более, судья.

Ведущий (девушка):

ЛЮБОВЬ И РУЛЕТКА. Часть первая. Слайд 2.

(Достоевский сидит за рулеточным столом, играет в рулетку)

Он поставил на красное и загадал – если выпадет, он успеет к Полине, и они опять будут вместе, вдвоем, и все будет, как было, и она вновь безраздельно будет принадлежать только ему одному. У него уже лежало в кармане выигранных 5000 франков, этого должно было хватить и на обеспечение Марьи Дмитриевны, и на содержание Паши, и на его жизнь в Европе с Полиной. Крупье ловко бросил шарик на отполированный до блеска в глазах круг, шарик сделал один круг, другой, третий… седьмой и медленно, словно нехотя, упал в лунку ZERO. Он закрыл глаза, стиснул до боли губы и без сил упал в стоящее рядом с рулеточным столом, обтянутое лоснящимся красным бархатом кресло…

Ведущий (юноша): «Роковая искусительница», – так называл Аполлинарию Суслову Достоевский. Слайд 3.

Полина ворвалась в его жизнь стремительно, как комета, перевернула ее вверх дном, вновь заставила мучиться и страдать от любви. Она подошла к нему на одном из выступлений, потом написала письмо, он откликнулся, и все закружилось, завертелось, закрутилось. Аполлинария пыталась писать, он напечатал во «Времени» ее повесть «Покуда». Повесть была откровенно слаба, но он пошел против своих редакторских убеждений – чувство перевесило совесть.

Ведущий (девушка): Они начали встречаться, сначала в редакции, затем в доме брата, мельком, все какими-то урывками, и, наконец, подолгу наедине. Ей было всего 22, а ему уже перевалило за 40, но с ней он не чувствовал своих лет.

Ведущий (юноша): Она была весьма хороша собой – высока, стройна и тонка, за сдержанностью и медлительностью манер, скупостью жеста угадывался страстный огонь, который она неумело пыталась скрыть.

Ведущий (девушка): Он переживал из-за своей внешности: болезненно-бледное, подергивающееся лицо с разного цвета глазами могло произвести отталкивающее впечатление. Но ни его возраст, ни его внешность, ни измученность жизнью не остановили ее. Она влюбилась, влюбилась впервые по-настоящему, и этого было достаточно. Он был ее первым мужчиной, и она бросилась в эту любовь, как в омут, закрыв глаза, и чувство к этому некрасивому, уже немолодому, издерганному и нервному человеку захлестнуло ее с головой.

Ведущий (юноша):

Его же притягивали не только ее молодость и свежесть, но и родственная натура, в которой прихотливо сочетались черты мучителя и жертвы, и тот психологический надлом, который присутствовал в нем самом. Он разбудил в ней женщину, но, разбудив, не смог удержать. Слишком нечастыми были их встречи, слишком много времени он уделял творчеству, журналу, семье. Ночами он по своему обыкновению писал, днями хлопотал по редакторским делам, затем долгими часами просиживал у постели таявшей на глазах от чахотки жены. Аполлинарии он говорил, что с Марьей Дмитриевной давно уже все покончено, что он не любит ее и что единственное, что его удерживает – это чувство долга перед умирающей.

Ведущая (девушка):

Полина не верила, безумно ревновала, стала раздражительна и нервна. Она устраивала ему сцены и не хотела принимать никаких объяснений. Дальнейшие отношения Сусловой и Достоевского можно охарактеризовать как «любовь-ненависть». Фёдор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упрёки, требования развестись со «своей чахоточной женой».

Ведущий (юноша):

Он пытался ее подчинить, сделать покорной себе во всем, она не поддавалась, проявляла характер, но именно это ему и было по душе – отпор усиливал наслаждение и горячил кровь.

Ведущий (девушка):

Со временем любовные отношения превратились в борьбу. Ее самолюбие страдало, раненая гордость мучила все сильнее и сильнее. Весной 1863 ей все надоело – и их встречи тайком, и его нежелание говорить с нею о литературе, и его желание превратить ее в рабыню, и в июне она бросилась вон из Петербурга в Париж.

Ведущий (юноша):

Все лето он мучился от одиночества. Полина вошла в его кровь и плоть, замутила разум, он не мог без нее уже провести и дня. Но приходилось терпеть, отдавать долги кредиторам, возвращать деньги подписчикам, добывать средства на содержание Марьи Дмитриевны, ее докторов и лекарства, кормиться самому и кормить пасынка Пашу. Денег катастрофически не хватало, он влез в новые долги, не отдав старые, это была петля, и она затягивалась все туже и туже. Тогда он начал брать авансы под будущие повести и романы, давать невыгодные расписки. В один прекрасный день ему захотелось все забыть, закинуть все дела и уехать заграницу, в Париж, к Полине.

Ведущий (девушка):

Она, позабыв про обиды, писала ему, звала, убеждала, что в Европе все образуется, что там им будет хорошо вдвоем, что любовь их будет красивой и ничем не омраченной и ей не будет больно и стыдно, как было в России.

Ведущий (юноша):

В конце концов, он раздобыл денег на поездку, но их было мало, и по дороге в Париж он, оправдывая себя нехваткой средств, остановился в Висбадене, чтобы попытать счастья в рулетке. Страсть к рулетке затмила чувство к Полине. Зеленый стол притягивал как магнит, он не мог отвести взгляд от скачущего по лункам шарика. Рулетка была метафорой жизни, в которой царили случайность и неопределенность, красное и черное, надежда и отчаяние, чет и нечет. В Висбадене он играл несколько дней, на этот раз судьба улыбнулась ему и вопреки обыкновению он не проиграл, а выиграл, сумел удержать себя, оторваться от стола и бежать с деньгами из «Рулетенбурга» в Париж.

Ведущий (девушка):

Она встретила его холодно, безучастно и равнодушно, и он понял, что опоздал. Аполлинария уже не ждала его; у неё появился новый знакомый-француз. Она рассказала ему все без утайки, прекрасно сознавая, что причиняет нестерпимую боль, что все его надежды рушатся в одночасье.


Достоевский:

– Аполлинария – большая эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хороших черт, сама же избавляет себя от малейших обязанностей к людям. Она корит меня до сих пор тем, что я недостоин был любви ее, жалуется и упрекает меня беспрерывно, сама же встречает меня в 1863 году в Париже фразой: «ты немножко опоздал приехать», т. е., что она полюбила другого, тогда как две недели тому назад еще горячо писала, что любит меня. Не за любовь к другому я корю ее, а за эти четыре строки, которые она мне прислала в гостиницу с грубой фразой: «ты немножко опоздал приехать». Я многое бы мог написать про Рим, про наше житье с ней в Турине, в Неаполе, да зачем? Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви.

Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, никогда не найдет счастья.

Может быть, письмо мое к ней, на которое она жалуется, написано раздражительно. Но оно не грубо. Она в нем считает грубостью то, что я осмелился говорить ей наперекор, осмелился высказать, как мне больно. Она меня третировала всегда свысока. Она обиделась тем, что и я захотел, наконец, заговорить, пожаловаться, противоречить ей. Она не допускает равенства в отношениях наших. В отношениях со мной в ней нет вовсе человечности. Ведь она знает, что я люблю ее до сих пор. Зачем же она меня мучает? Не люби, но и не мучай.

Ведущий (юноша):

Этот вопль Достоевского не остался без отклика.

И на следующий день они выехали в Баден-Баден. Затем были Рим, Тунис, Генуя и Неаполь, опять Турин и Берлин. В дороге она оправилась, пришла в себя и вновь из жертвы превратилась в мучительницу, играла с ним в кошки-мышки, манила, но не допускала до себя, грезя о том, как Сальвадор вернется к ней, а она холодным презрением накажет его. Они начали ссориться и недовольные друг другом расстались в конце сентября. Расставшись с Аполлинарией, Достоевский напишет: «Я люблю ее до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить ее». Она уехала из Берлина в Париж, ему надо было возвращаться в Россию, во Владимир, где умирала тяжело больная Марья Дмитриевна…

Ведущий (девушка): Часть вторая. «УНИЖЕННАЯ И ОСКОРБЛЕННАЯ» Слайд 4.

Если бы не Марья Дмитриевна, жизнь в Семипалатинске, куда его перевели после каторги была бы пустой, холодной и бессмысленной. После четырех лет заточения больше всего он нуждался в женском тепле, нежности и ласке. Жена бывшего учителя гимназии Исаева протянула ему руку, и он этот дар, казавшийся в те годы бесценным, принял с признательностью и благодарностью. Она давно себя чувствовала заброшенной и одинокой при живом муже, тот не обращал на нее никакого внимания, беспробудно пил, дерзил начальству, вследствие чего потерял работу, влез в долги и, в конце концов, привел семью к беспросветной нужде. Слайд 5.

Марья Дмитриевна мучилась и страдала, но не предпринимала никаких решительных шагов. Она терпеливо и безропотно несла свой крест, ухаживая за вечно пьяным мужем и малым несмышленышем-сыном, а он, прекрасно понимая ее безрадостное существование, помогал терпеливо сносить обиды, наносимые жизнью и переносить с достоинством обрушившиеся на нее беды и несчастья, подтачавшие и без того ее хрупкие физические силы.

Ведущий (юноша):

Он всегда любил несчастных и сирых, сострадал униженным и оскорбленным, Марья Дмитриевна была и несчастна, и унижена, и оскорблена. Она называла себя мученицей, страдала от частых мигреней, говорила, что жизнь ее кончена. Она была жертвой тяжелых обстоятельств и семейных условий, а ради жертвы он был готов на все. Тем более ради женщины, в которую был влюблен.

Ведущий (девушка):

Когда Марья Дмитриевна ответила на его страстное чувство, разразилась катастрофа, Александр Иванович неожиданно получил назначение в Кузнецк, забытое богом местечко в 500 верстах от Семипалатинска. Расставание могло превратиться в разлуку, может быть – навсегда. С этим невозможно было примириться. Они уже строили планы на будущее, но жизнь, как всегда, была непредсказуема и непредвиденна, и поделать с этим ничего было нельзя. Оставалось только смириться и надеяться на невозможное.

Ведущий (юноша):

После отъезда Марьи Дмитриевны он затосковал, впал в уныние и хандру. На следующий день он сел за письмо. Он писал ей, как ему тяжело без нее, какая она удивительная женщина и какое у нее доброе сердце, он писал, что боится за нее, что все, что таится хорошего в женщинах, он нашел в ней, и вот теперь он остался один и деваться ему совершенно некуда. Это был крик отчаяния, он страдал, страдал тяжело, и страдания его были нестерпимы.

Ведущий (девушка):

Вскоре изменившиеся обстоятельства разъяснились – Марья Дмитриевна в подробном письме писала, что не могла оставить тяжело заболевшего мужа, состояние которого становилось все безнадежней и безнадежней, и, в конце концов, он скончался у нее на руках.


Ведущий (юноша):

Теперь она была вдова, и он, не медля, предложил ей выйти за него замуж. Он давно мечтал о своем семейном угле и домашнем уюте, тихой пристани, где бы он мог спокойно жить и работать. Но неожиданно в ответ на его страстные письма она замолчала. Почувствовав неладное, он выбил из начальства поручение отвезти в Барнаул фургон с хозяйственной кладью. Из Барнаула погнал лошадей в Кузнецк. Он не ошибся в своих предчувствиях, Марья Дмитриевна влюбилась, влюбилась отчаянно и страстно в местного учителя, молодого красавца Николая Вергунова. Это был удар, удар сильный и жестокий, рушились все его планы и надежды, рушилась, казавшаяся ему спасительной, идея брака, рушилась сама жизнь. Явившись к нему однажды в самые горькие минуты его судьбины, она воскресила его душу, теперь душе было мучительно больно, он даже помышлял о самоубийстве. Это была любовь-бред, любовь-наваждение, любовь-безумие, и он ничего не мог с этим поделать.

Ведущий (девушка):

Он уехал в Семипалатинск разбитым, подавленным и уязвленным. Но, несмотря на новую привязанность Марьи Дмитриевны, отношения их не прервались, они продолжали писать друг другу, и он даже помогал ей деньгами, в которых она чрезвычайно нуждалась, потому что жить практически было не начто.

Ведущий (юноша):

Совершенно неожиданно для него Марья Дмитриевна довольно скоро написала ему, что она в своем новом избраннике разочаровалась и подала надежду, а когда вновь появилась возможность повидаться с нею в Кузнецке, объявила, что Николай Борисыч был наваждением, ошибкой и заблуждением и что никого, кроме него она не любила и не любит. Он вновь поставил вопрос о браке, теперь более категорически и тверже, чем прежде. Она без заминки ответила согласием, судьба улыбнулась ему, но он, добившись своего, чувствовал себя совершенно опустошенным. Силы покинули его, как часто покидают человека, давно добивавшегося поставленной цели. Однако надо было раздобывать деньги на свадьбу, просить отпуск у начальства и устраивать совместное житие.

Ведущий (девушка):

6 февраля 1857 года раба Божьего Федора Михайловича Достоевского и рабу Божью Марью Дмитриевну Исаеву обвенчали в Кузнецкой церкви. Жизнь с Марьей Дмитриевной не сложилась ни в Семипалатинске, ни в Петербурге, куда они вернулись после отбытия его наказания. Его мучили припадки эпилепсии, нервы все время были напряжены, ее – постоянные истерики и мигрени, после которых у нее все валилось из рук. Он продолжал испытывать к ней сильную физическую страсть, она часто отвечала холодностью и пренебрежением. Несмотря ни на что, они не они продолжали жить вместе, но семейного счастья как не было так и не было. Этот странный брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марьи Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года.

Ведущий (юноша):

Мария Дмитриевна была светом для Достоевского, его музой, прототипом многих героинь, в частности Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании», а в конце жизни Грушеньки – в «Братьях Карамазовых». Наверняка в Настасье Филипповне, героине «Идиота», есть черты Марии Исаевой – тот же душевный надрыв, внутренний мятеж, сложная личная жизнь, максимализм.

Ведущий (девушка):

Из писем Достоевского к Марии. Слайд 6.


Достоевский:

Была эта женщина души самой возвышенной и восторженной. Сгорала, можно сказать, в огне этой восторженности, в стремлении к идеалу. Идеалистка была в полном смысле слова – да! – и чиста, и наивна притом была совсем как ребёнок…

Она была свет моей жизни. Она явилась мне в самую грустную пору моей судьбы и воскресила во мне всё существование, потому что я встретил её…

Связало нас страдание…

Ведущий (юноша):

В 1864 году Мария Дмитриевна умерла. Через год после ее кончины Достоевский так писал о ней…

Достоевский:

– Существо, любившее меня, и которое я любил без меры, жена моя, умерла в Москве, куда переехала за год до смерти своей, от чахотки... Она любила меня беспредельно, я любил ее тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо... Я никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда ее засыпали землею.

Ведущий (юноша):

Он вновь остался один, взвалив на себя все хлопоты и расходы по воспитанию пасынка Паши, делая неоднократные и всегда неудачные попытки по устройству своей семейной жизни, и уже полагал, что выпал ему жребий всю последующую жизнь провести в одиночестве, без семейного тепла, жены и собственных детей, как совершено случайно в его жизнь вошла Анна Григорьевна Сниткина.

Ведущий (девушка): Часть третья. «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» Слайд 7.

Анна Григорьевна Достоевская (урождённая Сниткина) – вторая жена Достоевского. Она познакомилась с писателем в один из самых драматических периодов его жизни. Преследование кредиторов, нужда, игра в рулетку, обязательства перед семьёй умершего брата... И ко всему этому тоска, одиночество, участившиеся приступы эпилепсии. Всё это вынудило Достоевского заключить кабальные договора на написание сразу двух романов – «Игрок» и «Преступление и наказание». После разрыва с Полиной, после смерти Марьи Дмитриевны его могла спасти только работа.

И среди этого мрака – солнечный луч, подарок, выигрышный билет – можно как угодно говорить о появлении перед писателем двадцатилетней Анны Сниткиной.

Ведущий (юноша):

Кто же она? Добрый ангел, единомышленник, помощник, хранительница очага? Думаю, всё, вместе взятое.

Имя Достоевского Анна услышала в шестнадцать лет. Она нашла у отца «Записки из Мёртвого дома. Прочла, поплакала и воспылала желанием переустроить мир. Но как? Немного подумав, Анна решила стать педагогом. Нести знания, врачевать юные души, вселять в них веру в счастливое будущее… – что может быть благородней?

Ведущий (девушка)

Осенью 1864 г. Анна поступила на отделение физмата Педагогических курсов. Проучилась год и… ушла. Причина серьёзная – умер отец, и Анна вынуждена была зарабатывать на содержание семьи. Окончив курсы стенографисток, она стала лучшей ученицей профессора Ольхина, к которому и обратился Достоевский.

Поначалу он и подумать не мог, что эта невысокая, молодая, худощавая девушка с овальным лицом и выразительными серыми глазами станет его женой. Потом шальная мысль закралась в сознание, овладела им полностью, и он уже представить не мог, что когда работа кончится, он вновь останется один и, может быть, на всю жизнь. И тогда он рискнул.


Анна Сниткина:

С первого взгляда он показался мне довольно старым. Но лишь только заговорил, сейчас же стал моложе, и я подумала, что ему навряд ли более тридцати пяти-семи лет. Светло-каштановые волосы были сильно напомажены и тщательно приглажены. Но что меня поразило, так это его глаза: они были разные, один – карий, в другом зрачок расширен во весь глаз и радужины незаметно. Эта двойственность взгляда придавала взгляду Достоевского какое-то загадочное выражение.

Ведущий (девушка):

Несколько дней совместной работы и… неожиданный разговор. Вернее, не разговор, а настоящая исповедь.

Анна Сниткина:

Его рассказ произвёл на меня жуткое впечатление, – позже писала Анна Григорьевна. – Этот по виду скрытный и суровый человек рассказывал мне всю прошлую свою жизнь с такими подробностями, так искренне и задушевно, что я невольно удивилась.

Ведущий (юноша):

Почему Достоевский разоткровенничался? Понравилась стенографистка? Или почувствовал родство душ? Думаю, и первое, и второе. Достоевский мыслил интуитивно. И отчасти порывисто.

Итак, рассказав о себе, Достоевский выстроил мост и протянул Анне Сниткиной руку. Видимо, почувствовал родную душу. И он не просчитался. Это был выигрыш, давший большие дивиденды. Будучи на одной волне, Анна и Достоевский за 26 дней написали роман «Игрок» и выполнили условия контракта – невероятно жёсткие, можно сказать – кабальные. А потом – предложение руки и сердца.

Ведущий (девушка):

По словам Анны Григорьевны, в этот момент Достоевский очень волновался. Боясь получить отказ, он заговорил о художнике – вымышленном персонаже романа. «Представьте, что этот художник – я, что я признался вам в любви и попросил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили», – спросил Фёдор Михайлович. И услышал: «Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь».

Ведущий (юноша):

Анна Григорьевна не покривила душой и своё слово сдержала. Она любила Достоевского до конца своих дней и умерла с мыслью о нём.

Венчание состоялось 15 февраля 1867 г. в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга, а вслед за ним – «чёрный» медовый месяц. Родственники Достоевского вели себя как пчелиный рой. Они жалили молодую жену, жужжали над ухом писателя, просили, возмущались, плакали. Ими руководил страх потерять денежное довольствие. Достоевский нервничал, ссорился, переживал. Кажется, сопротивляться бесполезно – впереди неизбежный разрыв.

Ведущий (девушка):

Но Анна Григорьевна пошла ва-банк. Она продала свои драгоценности и увезла Достоевского в Германию. Тайком, не сказав никому ни слова – на три месяца. Однако денег хватило на четыре года. И здесь опять заслуга Анны Григорьевны. Строжайшая экономия, расчёт, за ними – задача-максимум: предоставить Достоевскому возможность спокойно работать. И наступило счастье. Для обоих. Между супругами никто не стоял, каждый занимался своим делом.

Ведущий (юноша):

Анна Григорьевна одерживала победу за победой. Одна из них была очень важной – Достоевский бросил рулетку.

Достоевский (встает из-за рулеточного стола, произносит слова и уходит):

– Надо мною великое дело свершилось. Исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти десять лет. Я всё мечтал выиграть: мечтал серьёзно, страстно… Теперь всё закончено! Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего, благословлять.

Ведущий (девушка):

Анна Григорьевна родила Достоевскому четверых детей. Слайд 8.

Со своим ангелом-хранителем он прожил еще десять лет в мире и согласии, счастливой семейной жизнью, которая лишь однажды была омрачена кончиной сына Алексея. За эти десять лет она привела в порядок все его имущественные дела, стала издателем его сочинений, превратив их в источник постоянного семейного дохода.

(Демонстрируется электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского»: http://fcior.edu.ru/card/28521/zhizn-i-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

Речь Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину (фрагмент)

Ведущий (юноша):

После Пушкинской речи, вызвавшей огромный резонанс во всей России и ставшей его завещанием, триумфом, признанием заслуг перед отечественной словесностью, он резко сдал и отошел в вечность 28 января 1881 года, прожив в этом мире неполные шестьдесят лет.

Ведущий (девушка):

Достоевский умер, и жизнь для Анны Григорьевны остановилась. По словам её дочери, А.Г. Достоевская «осталась в 70-х годах девятнадцатого столетия». Она продолжала заниматься наследием мужа, однако общалась только с теми, кто любил и знал Достоевского.

Ведущий (юноша): Слайд 9.

Всё свободное время она отдавала организации его литературного наследства, и заслуги ее в этом деле велики и бесспорны.

Но бесспорно и другое: она стремилась передать потомству лишь иконописный лик великого писателя и оставляла в тени всё, что, по ее мнению, могло бы его опорочить.

Ведущий (девушка):

Поэтому она замазывала чернилами рискованные фразы в его письмах, обходила молчанием щекотливые вопросы и старалась представить его смиренным и добродетельным. Но здесь было не только желание охранить его посмертную репутацию и скрыть его пороки, извращения и бурные отклонения от нормы: для нее он оставался тем милым и хорошим, простым и страстным, нежным и заботливым мужем, каким он так часто бывал с ней, и ее всепрощающая ничем не поколебленная любовь преображала и смягчала самые тяжелые ее воспоминания.

Ведущий (юноша):

Только в нее одну влюбленным, верным и беззаветно ей преданным жил он в ее памяти, и таким мелькал его образ в ее меркнущем сознании в ее последний час.

Она умерла в Крыму, одинокая, вдали от семьи и друзей, в июне 1918 года - и с ней сошла в могилу последняя из женщин, которых любил Достоевский.

Слайд 10. (Все три героини – зажигают свечи и подходят к портрету Достоевского, ставят свечи и покидают салон). Звучит тихим фоном музыка.

Слайд 11.

Хозяйка литературной гостиной:

Перед нами прошли три судьбы, три любви Достоевского. Увлечений было гораздо больше. Что же оставила каждая из возлюбленных в душе Достоевского? За что эти женщины были удостоены внимания великого писателя? И какую роль играла любовь в жизни Достоевского?

Все три истории с возлюбленными Достоевского, думаю, позволили вам лучше разглядеть нетрадиционный образ самого загадочного и трагического русского писателя. Признание в литературных кругах и бедность, его влюбленности и дружба с женщинами, презрение власти и милость государя… В новом телесериале (2010 год) Владимира Хотиненко Достоевский предстает живым, страстным, любящим, ревнивым, думающим, радующимся и страдающим человеком.

Полина Суслова… Многие историки пишут, что этой женщиной была прожита пустая и бездарная жизнь, что она не оставила после себя ни доброй памяти, ни детей. И это чистая правда. Но есть и другая правда: эту странную женщину любили два гения земли Русской — Достоевский и Розанов.

Мария Исаева. Анна Сниткина… В любви он хотел понимания. Достоевский просто хотел, чтобы его любили. Слайд 12.\

(Обсуждение услышанного, общение можно продолжить за чаепитием в гостиной и просмотром фрагментов фильма «Достоевский» (режиссер Владимир Хотиненко) и экранизаций произведений «Игрок», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.).



Приложение

Презентация Power Point


Использованные литературные и Интернет источники:

  • Евграфов Геннадий. ...И бездны мрачной на краю.

http://www.hrono.ru/statii/2006/dost_evg.htm

  • Возлюбленные Достоевского.

http://www.ozon.ru/context/detail/id/191691/

  • Корнейчук Дмитрий. - В любви он хотел понимания. Личная жизнь Федора Достоевского: женские мотивы. http://www.hrono.ru/statii/2006/krn_dostoev.php

  • Достоевский Федор Михайлович (биографические материалы и публикации).

http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/dostoevski_fm.php

  • Любовь и рулетка.

http://www.hrono.ru/text/2006/evgr0706.html

  • Федор Достоевский и его женщины. http://www.dddkursk.ru/number/764/planet/001398/

  • Электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского»: http://fcior.edu.ru/card/28521/zhizn-i-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

Речь Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину (фрагмент)

  • Три любви Достоевского. http://readr.ru/mark-slonim-tri-lyubvi-dostoevskogo.html

  • Врангель А.Е., Воспоминания о Ф.М. Достоевском в Сибири, 1854–1856 гг. СПб.: 1912.

  • Гроссман Л.П. "Достоевский", М.: "Молодая гвардия". 1963, Серия "Жизнь замечательных людей".

  • Ф.М. Достоевский. Письма. т. I–IV, под редакцией А.С. Долинина. М. – Л.: 1928–1959.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галкина Наталья Михайловна

Дата: 27.07.2015

Номер свидетельства: 223661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства