"Что за прелесть эти сказки!" От прошлого к настоящему.
"Что за прелесть эти сказки!" От прошлого к настоящему.
Сказки,как жанр устного народного творчества, издревле создавались народом, передаваясь из уст в уста. В наше время они тоже сочиняются, но уже авторами, а смысл остается тот же: "Добрым молодцам урок!"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Что за прелесть эти сказки!" От прошлого к настоящему.»
«Что за прелесть эти сказки». От прошлого к настоящему.
Цель урока: - развитие художественно – эстетической культуры детей как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: 1.Образовательные: - обобщить знания детей по сказкам; - прививать учащимся любовь к чтению ; -формировать интерес учащихся к познанию культуры своего народа.
2.Развивающая- способствовать развитию речи, фантазии, воображения, внимания, мышления, умственных и творческих способностей; - способствовать возможности прикосновения к устному народному творчеству каждого ребёнка.
3. Воспитательная:определение главных ценностей в жизни народа
Слово учителя:Древние говорили: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.»Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних.Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной.Об этом говорит нам и искусство.Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние , оставив самое ценное в фольклоре , художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического , нравственного , патриотического воспитания. Народная мудрость на протяжении многих веков воспитывает в людях гордость за талант простого русского народа , интерес к меткому , выразительному слову , любовь к родному языку. В большой мере этому способствует Фольклор(устное народное творчество).Онвбирает в себя разные виды искусств: музыку, языческие и христианские обряды, традиции. Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Пословицы, поговорки, загадки, песни, небылицы, частушки и др.) Мы поговорим сегодня об одном из его жанров - сказке. Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, — посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе или просто жизнь покажется «несносной раной», — вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу,- произнес такие слова на вечере русской сказки в Берлине 3мая 1934 года. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения человека. Она прививает интерес к чтению художественной литературы. Какие же сказки бывают? А бывают сказки фольклорные, которые передаются из уст в уста, и литературные, созданные авторами. Фольклорная сказка. Автор- народ. Видоизменяется, передаваясь из уст в уста. Относится к древнейшему виду устного народного творчества. Литературная сказка Есть конкретный автор, неизменяема. может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы. Но и в тех, и в других сказках герои отражают определенное понятие о добре и зле.
Роль сказок в жизни человекаУстное народное творчество считается неиссякаемым источником для нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания. Для многих русских писателей и поэтов сказка явилась источником творчества, любви к своему народу, к окружающему, ощущения таинственности и красоты природы. В сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности, сделать свою жизнь полноценной, оставаясь при этом самим собой. Все сказки учат добру. В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном живут Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм, и множество других персонажей. Сказочная игра учит нас замечать их как сказочных и как внутренних персонажей, помогает нам освоиться среди них и управляться с ними. Сказка помогает нам выбирать свой идеал. • Сказка- фольклорная (согласно Википедии) — «эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел». Тексты сказок – порождение глубочайшей древности. Есть письменные записи сказок, похожих на современные, которым более трех тысяч лет.
Сказочные герои, полюбившиеся читателю, нашли свое отражение и в других видах искусства.
Побывавши в Третьяковской галерее, вы увидите полотна художников, посвященные русскому фольклору. Главное, что отражено в картинах, - это любовь к родной земле, ее богатствам, ее народу.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы,автор многочисленных живописных полотен на темы , почерпнутые из русских былин и сказок .Впечатляющие образы , созданные художником , свидетельствуют об искони богатой , насыщенной ,духовной.
Картина «Снегурочка». Героиня одна в сказочном лесу. Она отражениенародного идеала красоты, « Чистой заснеженной России»
. АЛЕНУШКА –это одновременно и героиня народных сказок, обиженная злыми людьми , и простая крестьянская девушка , которая горько задумалась над своей трудной жизнью. Печаль Аленушки подчеркнута сумрачным колоритом картины:темная вода озера, первые желтые листья, коричнево-зеленые ели, серые , холодные камни…
. Стрелой летит лесной тропою огромный волк , унося на спине Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Стремительный бег волка оттеняет их спокойную ,мирную позу. Елена Прекрасная доверчиво склонила голову на грудь Ивана-царевича , а он бережно ограждает ее от беды и опасности. Угрюма лесная чаща , но черные стволы деревьев словно расступились перед сказочными героями .«Царевна – лягушка»
« Три царевны подземного царства» Царевны Золота, Драгоценных камней и Каменного угля символизируют богатство недр Земли.(Одноименная сказка)
Иллюстрация к сказке «Елочка – звездочка». Морозко гуляет по лесу, украшает деревья серебром.
Второй известный художник прошлого века – Билибин Иван Яковлевич.
Иван Яковлевич Билибин(1876 – 1942) вошел в историю изобразительного искусства как превосходный иллюстратор русских народных сказок.Именно в СКАЗКЕ художник увидел и почувствовал то, «к чему смутно рвалась и по чем тосковала» его душа.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Царевна – Лягушка»
«Сказка об Иване – Царевиче, Жар – птице и Сером Волке»
• «Сказка литературная — эпический жанр:В чём же особенность такой сказки? Во-первых – это волшебный сюжет, возможно искусно переписанный из старого народного повествования на литературный язык. Во-вторых - это сказка-фантазия самого автора, придуманная и написанная им лично. И в целом, рассказы классиков, являются одним из важнейших разделов классической литературы.
Все прекрасно знают сказки писателей-классиков:А.С.Пушкина, сюжет которых он брал из повествований няни, Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского и др..
В современной литературе тоже существуют уже полюбившиеся народом сказки, созданные на основе русского фольклора.
Одним из таких авторов является Леонид Филатов.
Актер, писатель, сценарист, режиссер – Леонид Филатов был талантлив во всем. Свою первую сказку - «Про Федота-стрельца, удалого молодца» - Леонид Филатов написал в 1985 году. В речевую основу сказки поэт положил пародию на народные мотивы, традиционные присказки и прибаутки. А также забавные слова, имитирующие древнеславянский говор.Главные герои: Царь, который живет за счет Федота, но хочет его извести; Голубка Маруся, превращающаяся в красну девицу, владеющую чародейством; Баба Яга – советчица Царя и др. сказочные персонажи.
Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой
молодец. Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни
беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче. Как-то раз дают ему приказ: чуть свет поутру явиться ко
двору.
Получается, на мне
Вся политика в стране:
Не добуду куропатку --
Беспременно быть войне.
Обошел Федот
сто лесов, сто болот, да все зазря -- ни куропатки, ни глухаря!
Вдруг видит --
птица, лесная голубица, сидит, не таится, ружья не боится...
Принес Федот горлинку к себе, значит, в горенку.
Если сказка крепко полюбилась людям, она остается авторской или становится народной? (Нет)
А если речь идет о стихотворной истории про стрельца Федота, которая перекочевала в некоторые сборники русского фольклора, как образец народного творчества? (Становиться народной)
А сейчас мы предлагаем вам посмотреть «Сказку про то, как Царь дочку замуж выдавал»
Используется русская народная музыка.
Слово учителя. Сделаем вывод по занятию: сказка, кем бы она не была написана, всегда останется сказкой. Той чудесной, напевной мелодией, что пропитала детство, помогала нам, когда было грустно, когда хотелось волшебства.Русская сказка – это плод воображения русского народа в прошлом и сегодняшнем дне, но каждое произведение дает понять, что представляют собой настоящие жизненные ценности, а что ложные.