Брейн-ринг по литературе
8 класс
Цель игры:
1.Проверить знания текстов произведений.
2. Совершенствовать умение ориентироваться в текстах произведений.
3.Совершенствовать у учащихся внимание и наблюдательность.
Участники игры:
В этой игре участвуют 4 команды, в каждой - выбирается капитан. К этому внеклассному мероприятию члены команд готовят эмблемы.
Правила игры:
Учитель готовит вопросы по произведениям Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Толстого. Все вопросы группируются. Задается вопрос всем командам. Отвечает та команда, которая знает ответ на этот вопрос. Игра начинается с разминки.
Разминка.
1.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?
2.В каком месте происходит действие комедии « Ревизор» ?
3. Назовите настоящее имя героини повести Тургенева «Ася».
4.В каком месте происходит действие рассказа «После бала»?
5.0т чьего лица ведется рассказ в повести Тургенева « Ася»?
6.В каком году родился А.С.Пушкин?
7.Каково было воинское звание Гринева?
8.Назвать фамилию из комедии «Ревизор» попечителя богоугодных заведений.
Подумай-ка
1,-Что, ваше благородие?- сказал он мне.
-Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею?
-Я чаю, небо с овчинку показалось.
(Чьи это слова и из какого произведения?)
2.Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели.
Это уж так устроено, такой порядок. С тех пор как я принял
начальство,-может быть, вам покажется даже невероятным,- все как
мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже
здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и
порядком.
(Чьи это слова и из какого произведения?)
З.-Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я
хочу любить- и навсегда.
(Чьи это слова, кому относятся и из какого произведения?)
4 «Извините меня,-сказал он мне по-французски, -что я без
церемонии прихожу с вами познакомиться. Вчера я узнал о вашем
приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел. Вы это поймете, когда проживете здесь еще несколько времени».
( Чьи это слова, кому относятся и из какого произведения ? )
Ты-мне, я-тебе.
Каждая команда задает вопрос другим команда. Если одна из команд отвечает неправильно, то на этот вопрос может ответить другая команда.
" Свет мой, зеркальце, скажи!»
1.Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.
( Кому из героев и из какого произведения относится описание внешности? )
2.Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми - и со мною, грешным, - сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила.
( Кому из героев и из какого произведения относится описание внешности?)
3. « Лицо у него было очень румяное, с белыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах и губах.
( Кому из героев и из какого произведения относится описание внешности ? )
4.На другой день утром я только что стал одеваться, как дверь отворилась, и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.
(Кому из героев и из какого произведения относится описание внешности? )
Игра со зрителями.
Подсчитываются очки командам. В это время проводится игра со зрителями. За правильный ответ присуждается приз.
-Назовите должность Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина из комедии Гоголя « Ревизор».
Конкурс капитанов.
8 « А». Каким стихотворным размером написана поэма « Мцыри» ?
8 « Б». Отметить форму поэмы « Мцыри».
8 « В». Отметить, какими эпизодами подтверждается основная идея поэмы
« Мцыри».
8 «Г». Что означает Мцыри?
Природа-природа.
1.Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег- и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
( Из какого произведения дается описание природы?)
2. Через низкие ворота города мы вышли в поле и, пройдя шагов сто вдоль каменной ограды, остановились перед узенькой калиткой. Он повел нас в гору по крутой тропинке. С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зеленых лозах, на высоких тычинках, на сухой земле, усеянной сплошь крупным и мелким плитняком.
( Из какого произведения дается описание местности?)
3. Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Кудры.
( Из какого произведения и продолжить строчку.)
4. Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою, снег таял на дорогах, и со всех крыш капало.
( Из какого произведения дается описание погоды?)
Имена героев.
1. Из « Капитанской дочки» Гринев. ( Петр Андреевич.)
2. Дочка Миронова. ( Мария Ивановна.)
3. Из « Ревизора» Хлестаков. (Иван Александрович.)
4. Дочь городничего из « Ревизора» (Мария Антоновна.)
5. Из « После бала», как звали молодого человека, который влюбился в Вареньку? (Иван Васильевич).
6. Отца Вареньки ( Петр Владиславович ).
Вопросы зрителей командам.
За самый интересный вопрос, заданный зрителем командам, присуждается приз.
Внимательны ли вы?
1. Что называется кием? ( палка, употребляемая в бильярдной игре).
2. Что обозначает слова «пассаж» ? ( случай, происшествие).
3. Что такое фероньерка? ( женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.)
4. Что такое обет? ( обещание религиозного характера.)
Подведение итогов игры « Брейн- ринг». Присуждаются грамоты командам, занявшие призовые места.