Методическая разработка к уроку "Формирование информационной грамотности. Справочная литература"ть.
Методическая разработка к уроку "Формирование информационной грамотности. Справочная литература"ть.
Знакомство обучающихся 7-х классов со справочным фондом. Формирование информационной грамотности. Привитие навыков пользования справочными материалами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Знакомство обучающихся со справочным фондом. Формирование информационной грамотности. Привитие навыков пользования справочными материалами.
Задачи: познакомить ребят с понятием: справочная литература (энциклопедии, словари, справочники), работать над формированием умения самостоятельно пользоваться справочной литературой для получения нужной информации, воспитывать любовь к книге, чтению.
Оборудование: книжная выставка: "Книги, которые помогут всем» (для практической части работы), карточки-задания для работы со справочной литературой, презентация «Справочная литература».
Ход урока:
1. Изложение нового материала. Виды справочной литературы.Рассказ с элементами беседы с использованием иллюстрационного материала.
2. Закрепление. Практическая работа: выполнение карточек - заданий.
3. Подведение итогов.
Изложение нового материала
Вступительное слово - 2 мин
Вы растете, ваш кругозор расширяется. У вас возникают вопросы, на которые вы хотите найти ответ. Что же делать? Да взять и обратиться к специальным книгам, которые знают все. Знания хранятся в книгах. Но не так уж легко быстро найти нужную книгу среди многих других. Поэтому и создали люди книги, куда сложили в алфавитном порядке знания, накопленные человечеством за века.
Эти книги всегда занимают почетное место в библиотеке и относятся к справочному фонду (Обратить внимание на стеллажи со справочной литературой).
Тема нашего библиотечного урока "Справочная литература"
Изложение нового материала – 15 мин.
Сложный путь прошла отечественная справочная литература: от древних летописных сводов, первых «азбуковников, толковавших непонятные слова, и «подорожников» - дорожных карт, до многотомных энциклопедий и разнообразных справочных трудов.
Справочный фонд литературы состоит из энциклопедий, словарей, справочников и других справочных изданий и содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях.
Пользуясь справочным фондом можно найти сведения о политических и общественных деятелях, выдающихся ученых, изобретателях, писателях, художниках, актерах, музыкантах; получить объяснение терминов и понятий политических, философских, технических; найти сведения по географии, истории, экономике, достижениям науки, техники, культуры, спорта; определить значение и написание того или иного слова; узнать происхождение слова и т.д. Сегодня мы познакомимся с энциклопедиями, справочниками и словарями.
Энциклопедия - это справочное издание, в котором содержится научная или научно-популярная информация по всем отраслям знаний (универсальные энциклопедии) или по отдельным отраслям знаний (отраслевые энциклопедии). Слово «энциклопедия» родилось на берегах древней Эллады. В переводе на русский язык оно означает «круг знаний».
Энциклопедия - главный путеводитель по сокровищам человеческих знаний.
Первое универсальное справочное издание в нашей стране - это БСЭ.
Оно было предпринято в 1926-1947гг. Издание состоит из 66 томов.
Второе издание БСЭ, предпринятое в 1950-1958гг. состоит из 51 тома.
В БСЭ в алфавитном порядке помещено 96 000 статей. В каждом томе 500-600 иллюстраций, схем, карт.
В 1969-1978гг. осуществлено третье издание БСЗ в 30-ти томах. (слайд 1)
С 2004 г. издается Большая Российская энциклопедия в 30 томах. 1 вводный том - «Россия». Вышли в свет 21 алфавитный том"Большой Российской энциклопедии".
Кроме энциклопедий универсального содержания издаются энциклопедии, в которых более подробно освещаются понятия и термины той отрасли знаний, которой они посвящены. Эти энциклопедии могут быть однотомными и многотомными, например: математическая энциклопедия в 5 томах, «Школьная энциклопедия» по истории в 8 томах и т.д.; энциклопедии для детей «Аванта+» по литературе, искусству, химии, биологии, географии, технике и другие. (слайд 2)
Издание, в котором собраны сведения научного, производственного и прикладного характера по определенному вопросу, называется справочником. Сведения могут располагаться в алфавитном, систематическом, хронологическом порядке («Справочник школьника», «Страны мира» и т.д.) (слайд 3)
Словарь - издание, содержащее собрание (иногда словосочетаний), систематизированных в алфавитном порядке или по другому признаку, с пояснениями, толкованиями или переводами на другой язык. Словари бывают филологические и терминологические и выполняют две функции: нормативную, т.е. фиксируют значение и употребление слов, и информативную - отражают знания и практическую деятельность человека, культуру общества в определенную эпоху («Иллюстрированный энциклопедический словарь», «Словарь по этике», «Философский словарь» и т.д.).
В нашей стране предпринято издание большой группы словарей научно-популярного характера для молодежи. Эти словари изданы по различным отраслям знаний: энциклопедический словарь юного астронома, техника, художника, спортсмена и т.д.
Еще одна большая группа словарей - это языковые словари. Они содействуют нормализации живой литературной речи, являются ценным пособием для повышения культуры речи, пополнения словарного запаса. (слайд 4)
Орфографические - в них дается правильное написание слова и его произношение (ударение)
Толковые - в них дается толкование каждого слова;
Я словарь Толковый,
И многим вам знакомый,
Меня вы спросите опять,
Как слово правильно писать,
Откуда родом это слово?
Что заменить его готово?
Двуязычные словари помогают овладеть иностранными языками, служат незаменимым пособием для перевода с одного языка на другой.
Все слова, как правило, расположены в алфавитном порядке («Словарь русского языка», «Словарь иностранных слов», «Толковый словарь русского языка»)
Есть еще различные справочные издания, и, конечно, электронные справочные издания. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Закрепление.Вопросы для повторения. 10 мин.
На вопросы отвечают ученики.
Вопросы для повторения (слайд 5):
Из чего состоит фонд справочной литературы?
Что такое словарь?
Что такое энциклопедия?
Что такое справочник?
В чем разница между словарем и энциклопедией?
Для чего необходима справочная литература?
Практическая работа: поиск информации для выполнения карточек-заданий. (Работа в группах) – 12 мин.
Карточка - задание №1
1.Объясните значение фразы «держать язык за зубами»
2. Подберите синонимы к слову уважение
3.Скажите правильно.
Алфавит, баловать, досуг.
4. «Используем энциклопедии!»
Азбуковники - это
Карточка - задание №2
1.Подобрать синонимы к слову доброта
2. Скажите правильно.
Цемент, каталог, звонит.
3. Объяснить значение фразы «толочь воду в ступе»
4.«Используем энциклопедии!»
Берестяные грамоты - это
Карточка - задание №3
1. Скажите правильно.
Камбала, кулинария, творог.
2. Объяснить значение фразы «зарубить на носу»
3. Подобрать синонимы к слову вежливость
4.«Используем энциклопедии!»
Лирика - это
Подведение итогов. – 5 мин.
Быстрее всех справилась 2-я группа. Все ответы найдены правильно. Остальные справились тоже хорошо. Все ответы правильные. Молодцы!
Волшебником может быть любой человек, если будет терпелив, настойчив, любознателен. Ставьте вопросы, как паруса, и пусть справочная литература будет вашим кораблем в бескрайнем океане знаний.
Список литературы
Универсальный словарь русского языка для школьников.- М.: АСТМОСКВА; Екатеринбург: У - Фактория, 2008.- 1424с.
Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б. Антипова.- М.: Глобус, 2009.- 336с.
Брауде Л. Р., Чеснокова О.В. Основы библиотечно-библиографических знаний, М.: Высшая школа, 1987.- 184с.