Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок «Дети войны»»
Харуненко Елена Анатольевна
Заведующая библиотекой
МОУ «ШКОЛА №47 г. Донецка»
Библиотечный урок «Дети войны»
Цели:
Оставить в душе ребёнка неизгладимый след о героях Великой Отечественной войны.
Обогатить души детей эмоциями сопереживания каждому, пережившему войну с немецко-фашистскими захватчиками.
Задачи:
формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время
воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны
Оформление: Книжно – иллюстрированная выставка.
Библиотекарь: 9 Мая, День победы – это «праздник со слезами на глазах». Много лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны уже стали взрослыми, и у них появились свои дети, внуки… Война постепенно уходит в прошлое, но память человеческая хранит страшные события того времени.
1 чтец: Когда это будет, не знаю,
В краю белоснежных берёз
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слёз.
2 чтец: Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны
И выйдет к армии маршал
Не видевший этой войны.
3 чтец: И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Библиотекарь: Нам кажется, что героями можно назвать всех, кто с честью и достоинством выдержал испытания военных лет, независимо от того, где и как оно было проявлено – на линии фронта, на оккупированных территориях или в тылу.
Библиотекарь: Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей. Оказавшись в самом пекле, дети выносили то, что порой было не под силу даже взрослым. Поэтому всех их можно назвать маленькими героями, «маленькими героями большой войны».
1 чтец: Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Библиотекарь: 22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия вероломно нападет на Советский Союз. Начнется Великая Отечественная война которая продолжится 3 года … Она унесет жизни почти 27 млн. человек, Из них 4 млн. детей.Страшным было это военное детство. Особенно тяжелая доля выпала ленинградским детям. В сентябре 1941 г. Фашисты окружат город и захотят его полностью уничтожить.Почти 900 дней будет длиться блокада, но город выстоит. В окруженном городе останется 3 млн. людей, из них 450 тыс. детей.
1 ведущий: Таня Савичева
Не всем удалось выжить. Таня Савичева - это собирательный образ всех ленинградских детей, не переживших блокаду. Ей шел 12 год. Как все блокадники-дети, Таня не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи, развозить письма, ухаживать за ранеными. Но кольцо блокады быстро сжималось … И все же ребенок всегда остается ребенком. Даже в блокадном Ленинграде дети продолжали жить своей детской жизнь. Дети военных лет не играли в войну…
2 ведущий: Дети военных лет мечтали о мире, шили куклы, давали им имена, согревали их своим детским горячим сердцем, потому что они нередко заменяли им родных и близких.
2 чтец: «Игрушки дней блокадных»
Замираю у этой витрины.
Лед блокадный растаял в ней.
Мы воистину непобедимы.
Вот — игрушки блокадных дней!
Самолетики из картонки
И тряпичный большой медведь.
На фанерке смешной котенок
И рисунок: «ФАШИСТАМ — СМЕРТЬ!»
3 ведущий: На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) стоит памятник - “Цветок жизни”, в память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”.
Библиотекарь: На войне дети взрослеют рано. Во время Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок взяли в руки оружие. Это считалось святой обязанностью каждого. Поэтому никого не удивляло, чтодети воевали наравне с взрослыми. Они выполняли военные задачи, ходили в разведку, были связистами, сапёрами, летали на самолетах, собирали оружие и боеприпасы под носом у фашистов и передавали в партизанские отряды.За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
1 ведущий: Рабочие на предприятиях вели борьбу за увеличение оборонной продукции, а колхозники за сбор урожая. Война требовала кормить, обувать, одевать защитников страны. Деревня отдавала армии лучшую технику, рабочих лошадей, повозки и сани.
2 ведущий: По 12 часов в день женщинам приходилось работать в поле. Техники не хватало, и хлеб жали вручную, в плуг впрягали коров. А когда коровы уставали и не могли подняться, в плуг впрягались сами женщины!
Библиотекарь: Да разве это забудешь?
1 ведущий: Да, здесь был тыл…снаряды не рвались, пули не свистели, но были похоронки, была страшная нужда и работа, тяжелая мужская работа, а делали эту работу полуголодные женщины, старики и подростки.
2 ведущий: Но несмотря на трудности, даже в войну, люди оставались людьми, сохраняли доброту в душе. А ведь трудно, наверное, видя вокруг смерть, не стать жестоким.. Радость и горе делили пополам. А в одиночку не выстояли бы!
Библиотекарь: Увы, мы не можем умолчать о самых трагических страницах истории Великой Отечественной войны – об малолетних узниках фашистских лагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.
1 чтец: «Их расстреляли на рассвете
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла.
Там были женщины и дети,
и эта девочка была…
Сперва, велели им раздеться и стать
Затем ко рву спиной.
Но прозвучал тот голос детский,
Наивный, чистый и живой:
Чулочки тоже снять мне, дядя? –
Не осуждая, не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза.
Чулочки тоже снять мне, дядя?
В смятении на миг эсэсовец обмяк,
Рука сама собой с волненьем вдруг
Опускает автомат.
Он, словно скован взглядом синим,
И, кажется, он в землю врос:
Глаза, как у моей Неминьи, -
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа,
Нет! Её убить, её не сможет…
И дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках, снять
Не успела, не смогла,
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот так бы здесь легла?
Вот это маленькое сердце пробито
Пулею твоей.
Ты человек, не только немец,
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз.
Впервые, может, эта дума в мозгу
Отравленном зажглась?
И всюду взгляд ее светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
- Чулочки тоже, дядя, снять?…
Библиотекарь: За колючей проволокой нет слова «жить» – только «выжить». 18 миллионов человек из европейских стран, включая СССР, прошли через фашистские застенки, 11 миллионов погибли. Многие из них – советские дети.
2 чтец: Люди мира, на минуту встаньте.
Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон…
3 чтец: Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым.
Библиотекарь: Предлагаем почтить память жертв Великой Отечественной Войны минутой молчания.
Библиотекарь:Воистину советский народ – великий народ – такой народ нельзя было победить. Несмотря на муки и страдания, которые ему пришлось перенести, он сумел сохранить душу.
Библиотекарь: Отгремят победные салюты, вернутся мужчины с фронта и начнётся столь желанная мирная жизнь. Но это уже другая история….А 9 мая - «День победы» навсегда останется « праздником со слезами на глазах.
Библиотекарь: Это страшная война закончилась много лет назад и уже несколько поколений не знает что это такое. Пережившие войну дети говорили: «Мы родом из войны, родом из украденного детства»
Но забыть страдания даже одного маленького человека, это предать детскую память 4 млн. погибших на войне детей. Их тихие голоса мы должны слышать всегда.
Библиотекарь: Старые люди не любят вспоминать войну: слишком тяжелые были для них эти годы. И я уверена. Нужно чтобы никогда не повторилось подобное. Как верно сказал Твардовский:
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди , никогда
Об этом не забудем.
Список литературы
Ксенофонтова,О. «Я видел седых детей..»/ О. Ксенофонтова//Читаем, учимся, играем.-2006-№1.-с.23-27
Дети-герои/Сост.:И.К. Гончаренко, Н.Б. Махлин. – К.: Радянська школа, 1986. -608 с.
Великая победа Советского народа 1941-1945 г.г. – М.: Издательство «Наука», 1999.- 647Сс.
Час мужества: Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Оникс, 2008.-192 с.