Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль библиотеки в нашем обществе»
Роль библиотеки в нашем обществе
Долгунова Ольга Михайловна,
педагог-библиотекарь МБОУ «Ботулинская СОШ»
Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.
Чего у них пока недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» - по Библии).
В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»
Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».
Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух. И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.
И если люди в чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей».
Сегодня, даже трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней, материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые библиотеки.
Отчет истории нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно, и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были допущены – вследствие национализации библиотек частных и церковных – большие потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.
В годы советской власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических началах.
Сказанное происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны. При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность. Библиотеки получили развитие во всех республиках – союзных и автономных, и не только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных сферах жизни – ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и экономических преобразований.
В советское время было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей России и других стран.
Цензура, жесткий контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а позднее – печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания. Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.
Современная библиотековедческая наука выработала достаточное количество и таких критериев, и таких методов. Но даже самым добросовестным образом используя весь этот инструментарий, простой, однозначной, понятной и разделяемой всеми оценки получить не удастся.
Развитие библиотечного дела и библиотечного обслуживания в России в 1990-е годы отмечено серьезными противоречиями – несомненными достижениями на одних направлениях и потерями на других, активизацией одних библиотек и затуханием других.
Но ведь это не только в библиотеках – всё в России до предела противоречиво.
Не так давно один наш известный политик сказал что-то вроде того, что, анализируя происходящее у нас, строя прогнозы и принимая политические решения, надо постоянно иметь в виду: Россия – это одновременно Европа и Азия, Запад и Восток, Север и Юг, страна очень богатая и в то же время очень бедная, ещё тоталитарная, но уже демократическая, по-прежнему закрытая для мира, но и открытая до незащищенности, с высокими технологиями и в то же время отсталая, высокоразвитая и развивающаяся.
Наши библиотеки существуют именно в такой крайне неоднородной, ни на кого не похожей стране и отражают происходящее в ней. Закономерно, что у нас есть библиотеки слабые, умирающие, не отвечающие никаким, даже самым заниженным, требованиям.
В последние годы мы стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формирования глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения одновременно и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне.
Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным информационным сетям и банкам.
Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.
Закономерно и то, что по сравнению с другими учреждениями культуры в России именно на библиотеках реформы отражаются наиболее сильно и драматично, качественным образом меняя их роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей их среде – состояния книгоиздания, книгораспространения, развития информационной сферы и телекоммуникаций, работы почты и транспорта, таможни, но главное, - от изменений в структуре общества, снижения уровня жизни значительной его части, появления новых сфер занятости и новых социальных групп с информационными потребностями.