kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Имидж современной школьной библиотеки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 Ознакомить  с  методами формирования имиджа современной школьной  библиотеки, через использование библиотечного пространства  и организации пространства открытого доступа, раскрытие преимущества его использования

 

Задача: Практическое знакомство с методами  имиджа  школьной библиотеки в условиях  обновления содержания образования. Создание позитивного имиджа.

Просмотр содержимого документа
«« Имидж современной школьной библиотеки»»

К арпова И.Н. зав. библиотекой

КГУ «Экономический лицей» г.Семей. ВКО.


« Имидж современной школьной библиотеки»


«Если хотите придумать отличные идеи, знайте: лучшие из них вы можете позаимствовать».

Томас Эдисон


Цель:

Ознакомить с методами формирования имиджа современной школьной библиотеки, через использование библиотечного пространства и организации пространства открытого доступа, раскрытие преимущества его использования.


Задача: Практическое знакомство с методами имиджа школьной библиотеки в условиях обновления содержания образования. Создание позитивного имиджа.


Ход мероприятия:

I.Где может ученик любого класса, учитель и даже родитель найти в школе необходимую информацию по любому вопросу, связанному с наукой, техникой, искусством? Куда можно пойти и просто отдохнуть от шума и суеты? Где можно посидеть и поработать за компьютером, выйти в интернет? Конечно, в школьной библиотеке.

Библиотека – культурный центр школы. Все в ней должно «работать» на читателя. Где и что найти, события месяца, важные даты – все на информационных стендах.

Было время, когда на реечных стендах вывешивалась вся информация – много и удобно. Но те времена прошли. Время требует других подходов к оформлению общественного места: больше творчества, больше оригинальности, наглядности, эстетичности.

Огромное значение для библиотеки играет ее благоприятный образ — имидж. Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массах эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам и ресурсам. Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов. В настоящее время происходит процесс адаптации библиотечного обслуживания к быстро меняющимся условиям общественной жизни, обновление его средств, форм и методов. Визитная карточка библиотеки лицея (презентация)

II. «Имидж современной школьной библиотеки» (презентация)

Представление о том, что библиотека — это помещение для хранения документов, относится к самым ранним проявлениям библиотечной мысли. Азбуковниками XVII века слово библиотека толкуется как дом книжный, или книгохранилия. Для хранения книг требовалось специальное помещение. Считалось, что помещение играет большую роль в организации всей библиотечной работы, а оборудование является частью библиотечной эстетики.
Время доказало правоту этих утверждений. Сегодня дизайну библиотек уделяется большое значение. И хотя не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты на покупку оборудования, каждая старается художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.

Сегодня, тема имиджа библиотеки, является одной из обсуждаемых и интересных в библиотечных кругах. Вопросы, которые поднимаются в профессиональной прессе: « что влияет на формирование благоприятного имиджа библиотеки в глазах читателя, как сделать внутрибиблиотечную среду более комфортной, какими навыками должен обладать библиотекарь, что необходимо для динамичного развития библиотеки?»

Имиджевая библиотечная политика долгосрочна и прогнозируема, направлена на формирование общественного мнения, создание ценностных установок, увеличивающих возможность библиотечно-информационных услуг в глазах пользователя.

Что представляет собой современная школьная библиотека?

Под современной школьной библиотекой мы понимаем структурное подразделение общеобразовательного учреждения, участвующее в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.


Роль библиотеки обусловлена:

В настоящее время, роль библиотеки в образовательном процессе обусловлена ее информационными возможностями:

  • библиотечными фондами;

  • справочно-библиографическим аппаратом;

  • степенью автоматизации библиотечных процессов

и технической оснащённостью;

  • степенью профессиональной подготовки библиотечных кадров


Объективные трудности:


Слабое комплектование библиотечных фондов, отсутствие новых справочных, энциклопедических изданий, научно-популярной литературы, подписных изданий для обучающихся , современной педагогической литературы, медиаресурсов и доступа к образовательным ресурсам Интернета;

Низкое материально-техническое оснащение библиотек, отсутствие необходимого оборудования, выхода в Интернет;

Нехватка площадей для размещения и хранения фондов библиотеки, а также для организации необходимых для читателя зон обслуживания (медиатека, читальный зал, место для комфортного чтения т.д.);


Философия библиотеки:

  • Библиотека для всех. Внимание и уважение каждому;

  • Запрос читателя превыше всего;

  • Каждому читателю — нужную книгу в нужный момент;

  • Сеять разумное, доброе, вечное;

  • Развитие читателя


Имидж – это образ (библиотеки, товара, персоны) в представлении групп общественности. К началу – середине 1990 – х годов резко возросла заинтересованность и озабоченность библиотек тем, как они воспринимаются своими группами общественности критической значимости. Позитивный корпоративный имидж становится явно необходимым для устойчивого, значительного и продолжительного успеха библиотеки. Не случайно Менеджмент впечатлений (management of impressions) или Менеджмент восприятий (management of perceptions) является сегодня неотъемлемой составляющей стратегического менеджмента преуспевающих библиотек.

В настоящее время наблюдается ряд негативных моментов в области чтения, а именно, падение «престижа» чтения; «вытеснение» книг Интернетом; развитие «вторичной» (функциональной) неграмотности, при которой школьники не понимают содержание текстов, не умеют выделять главные мысли и пересказывать; восприятие учащимися библиотеки лишь как места получения учебников и книг по образовательной программе. В создавшихся условиях очень сложно привлечь учащихся в библиотеку, воспитать увлеченного читателя, решение задачи формирования информационной и читательской культуры подрастающего поколения и повышения интереса к книгам посредством интегративной организации библиотечного пространства.

Школьная библиотека в своей повседневной работе выполняет следующие основные функции:

  • информационная;

  • образовательная;

  • культурно – просветительская.

Залогом успеха их реализации может служить правильно организованное библиотечное пространство, созданное с учетом интересов разных групп пользователей и проведения культурно-образовательных мероприятий. Дизайн интерьера библиотеки должен отвечать нескольким требованиям: удобство, целесообразность, эстетичность, функциональность, соответствие конкретным потребностям учеников, педагогов, а также сохранности библиотечного фонда. Указанные требования учтены мною при создании библиотечного пространства посредством определенной расстановки мебели, стеллажей, книг, а также сочетания цветов интерьера в читальном зале и книгохранилище.

При оформлении помещения библиотеки главной целью для меня было – создать площадку для продвижения книги и чтения; место интеллектуального общения и творческого развития учащихся.

В результате в читальном зале появились отдельные зоны:

  • «шумные» с открытым пространством (так называемые «места для диалога»);

  • «тихие» - уединенные места (так называемые «островки тишины»).

В интерьере можно использовать детские игрушки и поделки. Информационные стенды, подставки с основными правилами пользования библиотекой оформленные ярко, красочно и с юмором. Можно придерживаться негласного правила: «меньше официоза, больше домашней атмосферы». При входе в библиотеку всё помещение читального зала просматривается, создается впечатление открытости. Мебель упорядочивает пространство и формирует тематические зоны. Место библиотекаря как будто теряется в читальном зале.





Примерная схема организации библиотечного пространства школьной библиотеки отображена на рисунке:

Рис. Схема организации пространства школьной библиотеки

  1. Информационно-выставочная зона («А» – парты, стулья, выставки).

  2. Зона делового чтения («Б» - застекленные стеллажи с тематической расстановкой, журнальные столики).

  3. Зона для младших школьников («В» - сказочный домик; детская витрина-стеллаж для журналов, детские стулья).

  4. Зона тематической литературы («Г» - тематические стеллажи с полками открытого доступа; угловые стеллажи-витрины).

  5. Зона досугового чтения («Б»- журнальные столики, кресла; «Д»- мини-стеллаж, стулья).

  6. Компьютерная зона («Е»- компьютер, МФУ, кресло, стулья; «Б»- журнальный столик).

  7. Уголок читателя («Б»- журнальный столик, стулья; «Г»- угловой стеллаж-витрина).

  8. Место библиотекаря (кафедра выдачи, каталоги, шкафы, кресла.)

При организации библиотечного пространства в школьных библиотеках должен быть реализован интегративный подход в обслуживании учащихся, учитываться психологические особенности процесса чтения. Читальный зал может превратиться в сектор познавательной литературы и развивающего чтения и может включает в себя несколько зон.

Информационно-выставочная зона

Центральная часть зала для быстрого информационного чтения (ознакомления с новинками, книгами с выставок, тематических полок, журналами) и просто для общения. Эту территорию можно назвать информационно-выставочной. Она подходит для проведения массовых и групповых мероприятий.

Зона делового чтения

В конце зал, у застекленных стеллажей, «зона делового чтения» (подготовка сообщений, докладов, работа со словарями и справочниками, литературой универсального характера). Здесь удобно проводить библиотечные вечера, беседы, беседы-обзоры, садясь полукругом, используя при этом журнальные столики.

Зона для младших школьников

Для читателей младших классов книги и журналы расставлены на стеллаже в виде сказочного домика, который расположен отдельно от подростковой литературы. Рядом с домиком-стеллажом мы устраиваем громкие чтения, чтения-рассматривания, рисуем любимых героев книг.

Зона тематической литературы

Вдоль стен созданы общедоступные книжные пространства для разных категорий читателей (тематические полки по интересам, по возрасту, по читательским пристрастиям).


Учащиеся могут выбирать книги по самым разным направлениям, рекомендовать их друг другу, обсуждать прочитанные произведения.

Зона досугового чтения

«Чтение для души» располагается в «тихих местах». Здесь представляется, возможность, библиотекарю в ненавязчивой форме применять методы индивидуальной работы по привлечению к чтению. Главное – создание доверительной атмосферы. Библиотекарь и читатель – соучастники процесса приобщения к миру прекрасного. Сотрудничество в паре «ученик-библиотекарь» повышает информационную культуру.

Компьютерная зона

Благодаря компьютеру у учащихся есть возможность овладеть навыками начального пользователя; работать в сети Интернет; создавать собственные информационные продукты.

Уголок читателя

Материалы, составляющие «Уголок читателя», повышают информационную культуру учащихся (списки внеклассного чтения, иллюстрированная тематическая картотека «Что читать?», памятки и алгоритмы для самостоятельной работы с различного рода текстами).

При наличии большого свободного пространства и изолированности отдельных читательских зон получилось удачное распределение «потоков» разных групп читателей. Интегрированное пространство создает мотивацию для все новых и новых посещений школьной библиотеки, приобщения учеников к регулярному чтению. Все вместе служит в помощь образовательному процессу. Получается, что школьная библиотека стала не столько местом для хранения книг, сколько пространством для чтения. Вслед за изменениями пространства меняется и сама библиотека (расширяется ассортимент книг и журналов; ведется работа по совершенствованию имиджа библиотеки).

Преимущества интегративной организации библиотечного пространства:

  • зоны читательского развития учитывают интересы детей разных возрастов и служат удовлетворению различных информационных потребностей;

  • способствует повышению интереса к книгам и чтению вообще;

  • помогает находить новые способы продвижения детского чтения;

  • положительно влияет на посещаемость школьной библиотеки;

  • служит помощником в проведении различного рода массовых мероприятий;

  • широко раскрывает состав библиотечного фонда, расширяя читательский кругозор;

  • позволяет развивать и совершенствовать навыки, связанные с «обучением для учебы» (в помощь образовательному процессу);

  • влияет на формирование межличностных и групповых отношений читателей;

Изменения в интерьере школьной библиотеки могут положительно отразиться на показателях библиотечной статистики. Может произойти резкое увеличение:

  • посещаемости,

  • книговыдачи,

  • обращаемости


Имидж библиотекаря


Образ библиотеки зависит от:

  • культуры обслуживания, уровня квалификации сотрудников;

  • организации свободного доступа к источникам информации;

  • предоставления полной информации о ресурсах и услугах библиотеки.


Имидж организации во многом определяется имиджем персоналий!

Имидж человека- впечатление, которое производит человек на окружающих: что и как говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид.

Почему мы говорим об имидже школьного библиотекаря , как профессиональной проблеме? Потому что по имиджу каждого библиотекаря будут судить о школьных библиотеках в целом.

Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе. (чтение мифы о библиотекарях по группам).

Но прошло время, и появился интерес к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями в стране и в самом библиотечном сообществе. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стан, и как следствие этого приходит понимания себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии. (анализ тестирования библиотекарей в целом)

Сегодня меняются не только фонды, материально- техническая база библиотек, но и сами библиотекари. Сформировался, собирательный облик достаточно романтически настроенных школьных библиотекарей, большинство которых находится в состоянии психологической зрелости, причем значительное их количество вполне уверенны в себе.

Что же нужно сделать для формирования имиджа библиотекаря?

Прежде всего, чтобы сломать негативное восприятие в обществе имиджа библиотекаря, надо сломать это восприятие в душе каждого из нас. Об имидже библиотек будут судить по имиджу каждого из библиотекарей. И если хотим, чтобы у читателей было восприятие библиотекаря как специалиста в области информации, а не «объекта для выдачи книг», то надо и соответствующий образ о себе у них сформировать. А для этого нужно, чтобы у них было определенное мнение о вас. Вот зачем необходимо формировать имидж.

В современном информационном обществе реклама — самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.

Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.

Public relationsR) – паблик рилейшенз, буквально переводится как «связи с общественностью», но по смыслу означает формирование положительной репутации у местного сообщества. Важнейшим инструментом PR выступает реклама.

Библиотечная реклама – реклама библиотечных ресурсов, услуг и продукций, осуществляемая библиотекой, комплекс мероприятий и средств, которые воздействуют на читателя информации в желаемом для библиотеки направлении

Формы рекламы книги

Наглядные: книжная выставка, плакат, книжная закладка, листовка, буклет, каталог, рекомендательно-библиографический список, указатель.

• Устные: библиографический обзор, встреча с писателем, презентация.

• Комплексные: акция, рекламная компания.

• Электронные: сайт, читательский формуляр, Интернет-акции и др.


Книжные инсталляции

С развитием электронных библиотек бумажные фолианты неизбежно теряют свои позиции в читательской популярности, нередко превращаясь в пылесборники на библиотечных полках. Но возможна и иная участь: книги могут стать материалом для создания необычных инсталляций, призванных вернуть интерес к печатному слову, показав товар «лицом» в фас и в профиль – обложками и корешками.

Библиотечный промоутер.

В его задачи входит: встречать посетителей библиотеки, заряжать их позитивом, делать с ними сэлфи и напоминать, что чтение не только скрашивает наш досуг, но и благотворно воздействует на мозг. 

Чиллаут

Чиллаут (от англ. "сhillout" "успокаиваться, расслабляться") в англоязычном мире —  лёгкая музыка для отдыха и релаксации. Теперь чиллауты появились и в библиотеках.

Экскурс по библиотечному дизайну показал, что требуется большая работа, для того, чтобы читатель при входе в библиотеку чувствовал удобство, комфорт, уют, красоту и никакая не продуманная деталь в библиотечном дизайне не мешала ему заниматься.

И цветы, и кресло у окна , дорожки на полу , белые занавески, не сломанные стулья и столы, аккуратные стеллажи -забота об интерьере библиотеки – не самоцель, а уважение к личности ребенка и взрослого

Библиотечная работа настолько универсальна и многогранна, что можно бесконечно использовать все новые и новые нетрадиционные и инновационные формы работы , чтобы достигнуть главной цели- привлечь как можно больше читателей к чтению.


III . Кітапханалық идеялар калейдоскопы (тәжірибе алмасу)
Калейдоскоп библио- идей (обмен опытом)

Перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь. Подобные мероприятия вызывают у пользователей библиотеки множество новых информационных запросов, которые могут быть удовлетворены, в том числе, и через чтение. Перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь. Со своим опытом работы выступят заведующие библиотеками СОШ № (9,11,31)

Подводя итоги, следует отметить, что в силу обстоятельств не всегда имеется возможность преобразить школьную библиотеку с помощью качественного дизайна. Но очевидно, что пришло время переоценить социальную значимость «пространства для чтения». Интерьер современной школьной библиотеки должен создавать особую «душевную» атмосферу для привлечения к чтению, поддержки образовательных программ, удовлетворения образовательных потребностей пользователей.


IV. Флэшмоб « Кітаптар оқы»


V. Топпен жұмыс шығармашылық тапсырмаларды орындау презентациясы

Работа в группах, выполнение и презентация творческих заданий


VI. Саморефлексия «Чтение- это полет бабочки»


VII.Подведение итогов


Список источников

  1. Громова О.К. Открытые пространства [Текст] / О.К.Громова // Библиотека в школе. – 2012. - № 4. – С.14-17.

  2. Дубинина О.А. Дизайн и игра в школьной библиотеке [Текст] / О.А.Дубинина // Школьная библиотека.- 2014.- № 2.- С. 20-25.

  3. Матлина С.Г. Привлекательная библиотека [Текст]: метафора и реальность: Размышления на тему/ С.Г.Матлина // Библиотечное дело – 2009. - №12. – С. 2-4.

  4. Нигматзянова Э. Островок детства [Текст]: об опыте создания комфортного пространства/ Э.Нигматзянова // Библиотека. – 2012. - №7 – С.42-44.

Телятникова Е.Л. Яркий мир детства [Текст]: стиль и имидж/ Е.Л.Телятникова // Современная библиотека. - №8. – С.64-


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
« Имидж современной школьной библиотеки»

Автор: Карпова Ирина Николаевна

Дата: 22.12.2020

Номер свидетельства: 568166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства