kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Библиотечный час

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование чувства принадлежности к кадетскому движению России, знакомство учеников с истоками кадетского воспитания, привлечение внимания детей к положительным сторонам обучения и формирования личности в кадетском классе, воспитание патриотизма через осознание значимости в истории страны кадетского прошлого известных людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный час»

Библиотечный час «Я хочу стать кадетом!»


Цель мероприятия: Формирование чувства принадлежности к кадетскому движению России.

Задачи:

  • Познакомить учеников с истоками кадетского воспитания.

  • Привлечь внимание детей к положительным сторонам обучения и формирования личности в кадетском классе.

  • Воспитание патриотизма через осознание значимости в истории страны кадетского прошлого известных людей.

Косвенным результатом занятия станет оформление стенда «Кадетский класс».


Подготовка:

Педагог-библиотекарь:

  • выборка исторических фактов по теме занятия;

  • печать фотографий Суворова А.В., Кутузова М.И., Крузенштерна И.Ф., Беллинсгаузена Ф.Ф., Нахимова П. С., Врангеля Ф.П.

  • подготовка аудиозаписей «Глинка Ф.Н. о кадетах», песни «Мы кадеты», «Служить России».

  • распечатка сведений из таблицы «История кадет».

  • письменный опрос на тему: «Я хочу знать о кадетах и кадетских классах - …»

  • распечатка информации для стенда «Кадетский класс»

  • подготовка карточек с наказаниями кадет.

Ученики:

  • Подготовка выразительного чтения указа Анны Иоанновны одной из учениц.

  • Подготовка текста «Кадетская символика» к чтению наизусть.

  • Подготовка чтения наизусть стихотворения «Чему кадетство может научить?»

Ход занятия:

  1. Подведение к теме.

Педагог-библиотекарь:Прослушайте запись и скажите, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

Прослушивание аудиозаписи: «Я имел удовольствие обнять брата моего Григория, служащего в Либавском пехотном полку. Общество офицеров в этом полку прекрасное, солдаты отменно хороши. Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближайшие родные. Кто же такие эти прекрасные люди? – спросишь ты. – Общие наши товарищи: кадеты! О! Как полезно общественное воспитание! Никакие уставы, никакие условия общества не могут произвести таких твердых связей между людьми, как свычка ранних лет. Совоспитанники по сердцу и душе встречаются везде с непритворным, сердечным удовольствием...» – так писал выпускник Первого кадетского корпуса, поэт, писатель и общественный деятель Ф.Н.Глинка.

-ответы детей-

Педагог-библиотекарь: Мы будем говорить о кадетах.

Я просила вас заранее написать мне вопросы, на которые хотите получить ответ. Я внимательно прочитала их и определила тематику занятий.


А сегодня ответим на вопросы:

  1. Как давно появились кадеты? (история кадетства)

  2. Кто такой кадет?

  3. Как жили кадеты? («Школа выживания»)

  4. Поощрения и наказания кадет.

  5. Что значит форма для кадета? (кадетская символика)

  6. Какие традиции есть у кадет? («Честь имею!»)

  7. Кто из известных людей был кадетом?


  1. Основная часть.

Педагог-библиотекарь: Вы готовы к мозговому штурму?

1 вопрос: Как давно появились кадеты? (история кадетства)

(Таблица появляется на доске)

1731 г.

1732 г.

1752 г.

1762 г.

Указ Анны Иоанновны


Сухопутный шляхетский кадетский корпус

Морской шляхетный кадетский корпус

Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус


Первый кадетский корпус


Второй кадетский корпус


Пётр Александрович Румянцев, многие герои русско – турецких войн, победители Наполеона

Иван Фёдорович Крузенштерн и Фаддей Фадеевич Беллинсгаузен

Михаил Илларионович Голенищев – Кутузов


В Указе 1731 г. российской императрицы Анны Иоанновны «Об учреждении кадетских корпусов говорилось:

Зачитывание указа ученицей: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. Отроки от семи до пятнадцати лет отроду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремеслам».


Педагог-библиотекарь: Священным праздником всех кадетов является 17 февраля, когда в 1732 году начались занятия в школе, впервые именованной «Кадетский корпус».

2 вопрос. Кто такой кадет?

Французское слово cadet означает «младший», «несовершеннолетний». Так во Франции называли молодых дворян, зачисленных на военную службу, но не произведённых в офицеры. Потом в Европе так стали называть учеников специальных кадетских школ, где дворянские дети готовились к военной службе.


3 вопрос. Как жили кадеты? («Школа выживания»)

-рассказ учителя-

Учёба в кадетском корпусе была для первых кадет настоящей школой выживания. Будущих воинов родители отдавали в корпус с 6, а то и с 4 лет. Тут на казарменном положении дети находились, пока им не исполнится 21 год. При этом родители оставляли подписку, что они добровольно отдают детей в заведение не менее чем на 15 лет и «даже во временные отпуски их брать не будут».

Воспитание и обучение кадет строилось так, чтобы подготовить их к трудной военной жизни. «Надо взрастить младенца, - сказано в приложении к уставу, - здорового, гибкого и крепкого, вскоренить в душе его спокойствие, твёрдость и неустрашимость».

Распорядок дня в кадетском корпусе был казарменный. Дети поднимались в 4-5 часов утра. На классные занятия отводилось 6 часов в день, на строевые упражнения – 4. Температура в классных помещениях была не выше 15 градусов.

Ежегодно весь корпус вывозился на 2 месяца в летний лагерь для отработки управления войсками и несения военной службы. Так что условия воспитания были далеко не тепличными. А на встречи с родителями оставались считанные дни.

К каждому кадету учителя подходили индивидуально: на одного учителя приходилось 5-7 кадет, а в обычных школах и училищах 30-50. Да и учителей для кадет подбирали особых – каждый мог служить примером для воспитанников.

В распорядке дня отводилось время и для молитвы, и для посещения библиотеки, драмкружка, музея, танцевального класса. Треть всего учебного времени отводилось на изучение языков. Было время, когда к кадетам Первого кадетского корпуса приставлялись иностранные гувернёры - «аббаты». Аббаты дежурили по две недели, и какой национальности был дежурный аббат, на том языке должны были все говорить. Неудивительно, что Первый кадетский корпус дал так много послов и военных дипломатов.


4 вопрос. Поощрения и наказания кадет.

Учитель: Телесные наказания кадет не приветствовались. Но выбор наказаний был богатым. Вытягивайте бумажку, читайте наказание, и скажите о вашем отношении к такому наказанию.

  • выговоры при собрании своих товарищей

  • штрафной стол (т.е. питание отдельно от товарищей)

  • сажание под арест и на осла (дворянин мог ездить только на лошади, посадить его на осла считалось бесчестьем)

  • лишение постели и подушек

  • одевали специальный штрафной китель чёрного цвета

  • прислуживание кадетам во время обеда

  • ограничение в питании (хлеб, вода)

  • заключение в кандалы


Педагог-библиотекарь: Да, учёба в кадетских корпусах и жизнь вдали от дома – всё это было нелегко, особенно для маленьких детей. Но что же заставляло родителей отрывать от сердца своих любимых крошек и отдавать их в эти суровые военные заведения, расставаясь с детьми на долгие годы? Что думаете по этому поводу?

-обсуждение-

- Забота о будущем детей, желание дать им хорошее образование.

- Бедность – многие учились за государственный счёт.

- Раньше семьи были многодетными, детей не так опекали как сейчас

- Желание продолжить офицерскую династию: многие дворяне были офицерами.

- Чувство патриотизма, долга перед Отечеством.


Педагог-библиотекарь: А что же заставляло бедных детей, да ещё и самых маленьких терпеть все эти суровые условия кадетских корпусов? (Ответы детей) А может быть, для этого были другие причины? Все дело в кадетской символике.

Об этом нам расскажут ребята.


5 вопрос. Что значит форма для кадета? Кадетская символика

Кадеты - это будущие офицеры, они носили форму, ходили строем, делились на роты. Кадетская форма содержала много армейских элементов: погоны, портупеи, ремни с бляхами, золотые петлицы на мундирах, «офицерские» козырьки на фуражках.

В конце 19 века кадетам разрешили носить оружие: ружья, шашки, штыки, тесаки. В кадетской форме отразилось национальное разнообразие России: у кадет – казаков были шаровары с лампасами и шапки с красным шлыком, кадеты-горцы носили черкесские кафтаны, бешметы, мохнатые кавказские шапки.

К форме кадеты относились с большим уважением, считалось, что ношение формы нужно заслужить. Например, всем новичкам Александровского кадетского корпуса оставляли на куртках только одну верхнюю пуговицу, пока они не познакомятся с корпусными порядками. Военизированная форма резко выделяла кадетов среди прочей учащейся молодёжи. На кадет смотрели как на представителей будущей военной элиты.

В каждом кадетском корпусе были свои нагрудные значки и жетоны, которые были сделаны из серебра, золота, бронзы, отделывались эмалью. Эти значки были очень дороги воспитанникам, преподавателям, офицерам – воспитателям этих учебных заведений и как свидетельство общности кадетов, и как знаки памяти. Их с гордостью носили на мундире, а жетоны – на цепочке или как брелоки к часам.

У каждого корпуса было своё знамя – это была святыня кадетского корпуса, символ его чести. Уронить свою честь – значило уронить честь своего корпуса, опорочить честь знамени.

Именно эти значки, жетоны, красивая форма, армейские элементы в одежде привлекали кадетов, помогали им переносить тяжести казарменной жизни. Все эти символы и атрибуты объединяли кадетов в одну семью, в одно братство. С ним было жалко расставаться.

Педагог-библиотекарь: Вот вам и ответ на вопрос – почему так много было желающих стать кадетами. О кадетской символике у нас будет отдельное занятие.


6 вопрос. Какие традиции есть у кадетов?

«Честь имею!» О кадетских традициях

Педагог-библиотекарь: Жетоны, значки, знамёна – вся эта символика объединяла учеников одного корпуса, но были и более прочные связи – это высокие нравственные традиции, которые были свойственны всем кадетам, всему кадетскому братству.

Самая главная традиция – служение Отечеству. С юных лет кадеты готовили себя к воинской службе, на полях сражений они гордо, с честью несли знамя русского офицера. Многие из них, будучи ранеными (а часто и неоднократно), не покидали поле боя, а после излечения неизменно возвращались в строй.

Ещё одна традиция – высокий профессионализм. Накануне Отечественной войны 1812 года большинство офицеров русской армии были выпускниками кадетских корпусов. Именно благодаря их военной подготовке русская армия разбила Наполеона.

Обо всех кадетских корпусах можно сказать словами императрицы Екатерины II: «рассадники великих людей».

Кадеты - это и образованность, и широкий кругозор, и эрудиция.

Кадетами были полководцы – фельдмаршал П. Румянцев и генерал А Брусилов,

адмиралы – Ф.Ушаков, П.Нахимов,

декабристы – П.Пестель и К. Рылеев,

писатели – В.Даль и А. Куприн,

поэты – Ф. Тютчев и С. Надсон,

композиторы - Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Скрябин,

художник В.Верещагин,

учёный – биолог И. Сеченов.

Много талантливых людей вышли из стен кадетских корпусов.

Ещё одна традиция – порядочность и честь.

Во время отступления из Москвы после Бородинского сражения Главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов сделал несправедливый выговор генерал – лейтенанту А.И. Татищеву. И, хотя главнокомандующий вскоре письменно извинился, оскорблённый Татищев подал в отставку. У всех, знавших об этом случае, глубочайшее уважение вызвало и письменное извинение старшего начальника перед младшим по званию, и реакция незаслуженно обиженного генерала.

Чувство войскового товарищества – ещё одна замечательная кадетская традиция.

Доброй традицией кадет стало передаваемое от одного поколения к другому особое отношение друг к другу. Об этом хорошо написал бывший кадет Фёдор Николаевич Глинка.

Педагог-библиотекарь: Какую из этих вы считаете главной?

- Какими качествами должен обладать кадет?

На карточках слова, подчеркнуть нужное (смелость, отвага, трусость, упорство, мужество, лень, любовь к Родине, честность, вранье, дисциплинированность, безделье).


Прослушивание аудиозаписи «Служить России»


7 вопрос. Кто из известных людей был кадетом?

-рассказ педагога-библиотекаря, показ фотографии, размещение в классном уголке-

Ученик 1: Суворов Александр Васильевич (1730 – 1800)

выпускник Сухопутного кадетского корпуса

Великий полководец, генералиссимус, генерал-фельдмаршал. Обладатель всех русских военных орденов того времени, а также многих иностранных наград.

Родился в Москве в семье генерала. Получил свой имя в честь князя Александра Невского.

Военная семья еще с детства оставила свой отпечаток на судьбе Суворова. Несмотря на то, что Александр был слабым и часто болеющим ребенком, он хотел стать военным. Суворов стал заниматься изучением военного дела, укреплял свою физическую подготовку. В в 12 лет пошел служить в Семеновский полк, где провел 6,5 лет.

В это же время обучался в Сухопутном кадетском корпусе, учил иностранные языки, занимался самообразованием.

Он выиграл несколько битв против поляков, получил свою первую награду – орден Св. Анны (1770). Польская компания закончилась победой русских во многом благодаря действиям Суворова.

Ученик 2: Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович (1745–1813)

выпускник Соединенной Артиллерийской и Инженерной школы

Санкт-Петербург, 2-й кадетский корпус, 1761

Выдающийся полководец, генерал-фельдмаршал, полный Георгиевский кавалер.

В 1774 году под Алуштой получил пулевое ранение в висок, потерял правый глаз.

В 1794–1797 годах — директор 1-го кадетского корпуса (Санкт-Петербург).

С августа 1812 года — главнокомандующий действующей армией в войне против Наполеона. После Бородинского сражения произведен в генерал-фельдмаршалы. Обеспечил победу Русской армии в войне с Наполеоном.

В 1942 году советское правительство учредило орден Кутузова трех степеней.


Ученик 3: Крузенштерн Иван Федорович (1770–1846)

выпускник Морского кадетского корпуса (1789).

Выдающийся мореплаватель, адмирал.

В 1788 г. досрочно выпущен из Морского корпуса и произведен в мичманы, на корабле «Мстислав» участвовал в ряде сражений со шведами.

В 1803—1806 гг., командуя шлюпом «Надежда», руководил первым кругосветным плаванием русских кораблей.

С 1811 г. по 1842 г. И. Ф. Крузенштерн все свои усилия посвятил подготовке морских офицерских кадров в Морском кадетском корпусе. При нем в учебный курс были включены новые предметы, увеличилась интенсивность обучения. В корпусе были организованы офицерские классы для подготовки офицеров из «отличнейших кадет». Пребывание И. Ф. Крузенштерна на посту директора корпуса считается одним из самых плодотворных периодов в деле подготовки будущих офицеров русского морского флота.

И. Ф. Крузенштерн был автором многочисленных научных трудов по мореплаванию.

Ученик 4: Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779–1852)

выпускник Морского кадетского корпуса (1797)

Выдающийся мореплаватель, адмирал.

В 1803—1806 гг. на шлюпе «Надежда» под командой И. Ф. Крузенштерна совершил кругосветное плавание.

В 1819—1821 гг. — руководитель научной экспедиции вокруг Южного полюса на шлюпах «Восток» и «Мирный», во время которой была открыта Антарктида.

С 1839 г. — командир Кронштадского порта, губернатор Кронштадта. Автор научного труда об исследованиях Антарктиды, очерков о морских путешествиях, составитель множества карт.


Ученик 1: Нахимов Павел Степанович (1802–1855)

выпускник Морского кадетского корпуса (1818).

Великий флотоводец, адмирал.

В 1822–1825 годах на фрегате «Крейсер» совершил кругосветное плавание.

В 1845 году произведен в контр-адмиралы и назначен командиром бригады кораблей.

Советское правительство в 1944 г. учредило орден Нахимова двух степеней и медаль Нахимова.

Ученик 2: Фердинанд Петрович Врангель (1797 – 1870 гг)

Старинный род Врангелей служил российскому престолу с XVIII века. Его представители достигли высших званий и должностей не только на военной, но и на гражданской службе: 18 генералов и 2 адмирала, 7 посланников, 11 членов Государственного совета, министры, сенаторы, губернаторы.

Среди представителей рода Врангелей особое место занимает Фердинанд Петрович Врангель, чье имя осталось на географических картах мира.

В возрасте одиннадцати лет, потеряв родителей, Фердинанд был определен в Морской кадетский корпус. Успешно закончив обучение в 1815 году, он был произведен в мичманы.

Освоение северных берегов России началось с XVII века - казаки и промышленники частично описали их и нанесли на карты. Правда эти карты не были достаточно точными. Для проведения тщательной описи земель и уточнения карт правительством России было решено провести новую экспедицию в этот край.

Врангелю предложили возглавить Колымский отряд. На Крайнем Севере Врангель пробыл четыре года. Врангелю удалось сделать ценные ледовые, геомагнитные и климатические наблюдения, собрать сведения о природных богатствах края и о населяющих его народах.

Он даже нанес на карту место, где находится новая земля, снабдив отметку надписью: «Горы видятся с мыса Якан в летнее время». (рядом с отмеченным Врангелем местом на карте американец Лонг действительно нашел новую землю — остров стал носить имя Врангеля).

Затем Врангель был произведен в звание капитана 1-го ранга и принял должность главного правителя североамериканских русских колоний. Потом он был произведен в контр-адмиралы и назначен директором Департамента корабельных лесов.

Врангелю принадлежит выдающаяся роль в создании Русского географического общества. Врангель был избран председателем отделения общей географии.

Чин адмирала Врангель получил в 1856 году, и в том же году он стал управляющим Морским министерством.

Узнав о продаже русским правительством Аляски в 1867 году, Фердинанд Петрович весьма отрицательно отнесся к этому. Последние шесть лет жизни он провел в уединении, но не переставал заниматься научной деятельность. Ежедневно, пока мог выходить из дома и снимать показания приборов, он вел метеорологические наблюдения и вел запись в дневнике.

Именем Врангеля названы остров в Северном Ледовитом океане, гора и мыс на Аляске.

Ученик 3: Даль Владимир Иванович (1801–1872)

выпускник Морского кадетского корпуса (1819).

Выдающийся ученый-этнограф, писатель, составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».

Основным делом всей жизни В. И. Даля было изучение русского языка и быта народа.

53 года он отдал работе над «Толковым словарем живого великорусского языка» (собирать материал начал в 1819 г.), который был издан в 1863—1866 гг.

Другим большим и чрезвычайно ценным трудом В. И. Даля является сборник «Пословицы русского народа».



  1. Заключительная часть.

Педагог-библиотекарь: Скоро вас ждет принятие присяги. Вы дадите торжественную клятву.

Вашим девизом станут слова: Свято хранить честь свою и кадетского класса, воспитывать в себе самые лучшие человеческие качества, быть честным и верным товарищем, всегда следовать кадетскому девизу «Кадет, учись, дерзай и побеждай».

-текст раздаётся каждому ученику-

- дети рассказывают стихотворение «Чему кадетство может научить?» -


Чему кадетство может научить?

Отваге и любви к своей Отчизне.

Чему кадетство может научить?

Без страха шествовать по жизни.

Чему кадетство может научить?

Беречь семью, страну и детство.

Ну и конечно, всю Планету мирно жить!

Вот этому научит нас кадетство!


Звучит аудиозапись. Песня «Мы – юные кадеты» (1 куплет)


  1. Подведение итога.

- Какие впечатления остались у Вас после сегодняшнего разговора? Постарайтесь определить одним предложением чувства, которые вы испытали. (Ответы детей)

Примерные ответы детей:

– Желание стать лучше, добрее.

– Желание найти настоящих друзей.

– Доброта, доверие к людям.

– Жалость к этим бедным кадетам, которых с 4 лет отдавали в корпуса.

– Гордость за Россию: наши люди самые лучшие!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Библиотечный час

Автор: Силантьева Елена Михайловна

Дата: 16.10.2024

Номер свидетельства: 657778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Библиотечный час к 190летию восстания декабристов "
    ["seo_title"] => string(56) "bibliotiechnyi-chas-k-190lietiiu-vosstaniia-diekabristov"
    ["file_id"] => string(6) "155477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421277912"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Библиотечный час – викторина "От Кремля до Рейхстага""
    ["seo_title"] => string(57) "bibliotiechnyi-chas-viktorina-ot-kriemlia-do-rieikhstagha"
    ["file_id"] => string(6) "303718"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457593545"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Библиотечный час "Откуда к нам пришла книга?" "
    ["seo_title"] => string(47) "bibliotiechnyi-chas-otkuda-k-nam-prishla-knigha"
    ["file_id"] => string(6) "152633"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420888162"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Библиотечный час  по сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города» для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(85) "bibliotiechnyi-chas-po-skazkie-volkova-volshiebnik-izumrudnogho-ghoroda-dlia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "264110"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449658066"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Библиотечный час "О чём рассказали гарантийные человечки" "
    ["seo_title"] => string(66) "bibliotiechnyi-chas-o-chiom-rasskazali-gharantiinyie-chieloviechki"
    ["file_id"] => string(6) "141131"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418057915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства