kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Библиотечный час – викторина "От Кремля до Рейхстага"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

"Энгельсский политехникум"

Библиотечный час – викторина

«От Кремля до Рейхстага»

Подготовила библиотекарь Шапкарина Т.Ю.

Методические рекомендации. Данное библиотечное занятие проводится в форме познавательной викторины. В материале приведена развернутая информация по вопросам викторины, которой можно дополнять ответы ребят, а также сопроводительный литературный материал – отрывки из художественных произведений, мемуаров, поэтических, публицистических сборников, что позволит студентам расширить свои знания по истории Великой Отечественной войны и проникнуться героизмом наших соотечественников.

Викторина проводится в 4 этапа: "Памятные даты", "Решающие сражения", "Города-герои", "Символы Победы".

Оформляется книжно-иллюстративная выставка по теме, к которой необходимо обращаться во время проведения мероприятия (Э. Асадов «День Победы. И в огнях салюта.», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Васильев «В списках не значился», Г. Рублев «Памятник», Ю. Воронов «Из писем на Большую землю», Р. Аронова «Ночные ведьмы», сборник «Венок славы. Курская дуга. Ради жизни на Земле» и пр.).

 

Цели:

  • обобщить знания студентов об основных этапах, самых решительных битвах и военных наградах, полководцах Великой Отечественной войны;
  • познакомить с художественной и публицистической литературой о войне посредством книжно-иллюстративной выставки;
  • воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, уважения к историческому наследию нашей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный час – викторина "От Кремля до Рейхстага"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

"Энгельсский политехникум"











Библиотечный час – викторина

«От Кремля до Рейхстага»














Подготовила

библиотекарь

Шапкарина Т.Ю.






Энгельс, 2016



Методические рекомендации. Данное библиотечное занятие проводится в форме познавательной викторины. В материале приведена развернутая информация по вопросам викторины, которой можно дополнять ответы ребят, а также сопроводительный литературный материал – отрывки из художественных произведений, мемуаров, поэтических, публицистических сборников, что позволит студентам расширить свои знания по истории Великой Отечественной войны и проникнуться героизмом наших соотечественников.

Оформляется книжно-иллюстративная выставка по теме, к которой необходимо обращаться во время проведения мероприятия (Э. Асадов «День Победы. И в огнях салюта...», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Васильев «В списках не значился», Г. Рублев «Памятник», Ю. Воронов «Из писем на Большую землю», Р. Аронова «Ночные ведьмы», сборник «Венок славы. Курская дуга. Ради жизни на Земле» и пр.)


Цели:

  • обобщить знания студентов об основных этапах, самых решительных битвах и военных наградах, полководцах Великой Отечественной войны;

  • познакомить с художественной и публицистической литературой о войне посредством книжно-иллюстративной выставки;

  • воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, уважения к историческому наследию нашей страны.


Этап 1. "Памятные даты"

Вопрос 1. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

Библиотекарь. 22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны вероломно вторглась в пределы СССР. В соответствии с планом «Барбаросса» фашистское наступление началось на широком фронте несколькими группировками в различных направлениях. На севере дислоцировалась армия «Норвегия», наступавшая на Мурманск и Кандалакшу; из Восточной Пруссии на Прибалтику и Ленинград наступала группа армии «Север»; самая мощная группировка армий «Центр» имела целью разбить части Красной Армии в Белоруссии, овладеть Витебском – Смоленском и с ходу взять Москву; группа армий «Юг» была сосредоточена от Люблина до устья Дуная и вела наступление на Киев – Донбасс. Планы гитлеровцев сводились к нанесению внезапного удара по этим направлениям, уничтожению пограничных и военных частей, прорыву в глубокий тыл, захвату Москвы, Ленинграда, Киева и важнейших промышленных центров южных районов страны.

Командование немецкой армии рассчитывало завершить войну за 6–8 недель.

В наступление против Советского Союза были брошены 190 вражеских дивизий, около 5,5 млн. солдат, до 50 тыс. орудий и минометов, 4300 танков, почти 5 тыс. самолетов и около 200 боевых кораблей.

8 мая 1945 г. в Берлине в предместье Берлина Карсхорсте в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени) был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции Германии и ее вооруженных сил. В СССР о капитуляции Германии было объявлено в ночь на 9 мая 1945 года, и по приказу И. В. Сталина в этот день в Москве был дан грандиозный салют из тысячи орудий.

Поэт-фронтовик Эдуард Асадов в стихотворении «День Победы. И в огнях салюта...» пишет о том, какой ценой нашему народу досталась эта победа, какой посильный вклад внес каждый в этот праздничный салют победителей.


День Победы. И в огнях салюта

Будто гром: - Запомните навек,

Что в сраженьях каждую минуту,

Да, буквально каждую минуту

Погибало десять человек!


Как понять и как осмыслить это:

Десять крепких, бодрых, молодых,

Полных веры, радости и света

И живых, отчаянно живых!


У любого где-то дом иль хата,

Где-то сад, река, знакомый смех,

Мать, жена... А если неженатый,

То девчонка - лучшая из всех.


На восьми фронтах моей отчизны

Уносил войны водоворот

Каждую минуту десять жизней,

Значит, каждый час уже шестьсот!..


И вот так четыре горьких года,

День за днем - невероятный счет!

Ради нашей чести и свободы

Все сумел и одолел народ...


Вопрос 2. Какие страны были союзниками Советского Союза в борьбе с фашистскими захватчиками? Когда образовалась антигитлеровская коалиция?

Библиотекарь. 12 июля 1941 г. в Москве было заключено советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии и ее союзников. Оно явилось первым шагом на пути создания антигитлеровской коалиции. Юридически коалиция оформилась в январе 1942 г., когда в Вашингтоне – столице США, вступивших в войну с Японией и Германией после удара японских вооруженных сил по американской базе Перл-Харбор на Гавайских островах в декабре 1941 г., – была подписана представителями 26 государств Декларация Объединенных Наций о борьбе против агрессора. В течение войны к этой Декларации присоединилось еще более 20 стран.

О необходимости объединения для противостояния общему врагу в радиообращении к соотечественникам 22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль сказал: «За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумством и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся – да, ибо бывают времена, когда молятся все, – о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры... Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и содружество наций, без различия расы, вероисповедания или партии...».


Этап 2. "Решающие сражения"

Вопрос 1. Какая пограничная крепость является символом стойкости советского солдата?

Библиотекарь. С 22 июня до 23 июля 1941 года подразделения Красной Армии (всего около 3,5 тысяч человек) обороняли Брестскую крепость (Белоруссия). В результате внезапного нападения гарнизон Брестской крепости войны оказался отрезанным от основных частей Красной армии. Бои шли на всей территории крепости, гарнизон в течение месяца отбивал атаки немцев, но силы были неравны. 29-30 июня противник захватил большинство крепостных укреплений. Небольшие группы советских воинов без воды, продовольствия, медикаментов продолжали упорное сопротивление. Большинство защитников Брестской крепости погибло, часть пробилась к партизанам, часть раненых попала в плен.

20 июля в Крепости была оставлена надпись, ставшая девизом: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Вот как описывает писатель Б. Васильев в повести "В списках не значился" последнего защитника крепости: " У входа в подвал стоял невероятно худой, не имевший возраста человек. Длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами, из которых текли слезы. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал, молчали бросившие работу женщины.

– Назовите ваше звание и фамилию.

– Я русский солдат.

Это были последние его слова. Он молча пошел к машине. Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно. Как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий лейтенант, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Он был выше всех мыслимых почестей…

А он шел, гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел. Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко распахнув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ".


Вопрос 2. В каком городе находится знаменитый Мамаев курган и в ходе какой битвы Великой Отечественной войны он стал известен всему миру?

Библиотекарь. Более двухсот дней и ночей, с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года, на территории донских и волжских степей шли тяжёлые, кровопролитные бои – Сталинградская битва. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих в них людей и боевой техники эта битва превзошла все предшествовавшие ей сражения. Сталинград был важнейшим стратегическим пунктом и крупным промышленным районом. Волга являлась последней коммуникацией, связывающей центральные районы страны с Закавказьем и главными нефтедобывающими районами. Это заставило врага любыми средствами захватить город для дальнейшего развития стратегической инициативы. Огромный город стал полем боя. Мамаев курган был центром этого великого, смертного, победного боя.

Послушайте отрывок из повести Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" о героических защитниках города: "Мы хороним товарищей над самой Волгой. Простые гробы из сосновых необструганных досок. Свинцовые, тяжелые тучи бегут над головой. Хлопает полами шинели ветер. Мокрый, противный снег забивается за воротники.

Плывут льдины по Волге – осеннее сало. Темнеют три ямы. Просто как-то это все здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на крышку твоего гроба. А может, и гроба не будет, а занесет тебя снегом и будешь лежать, уткнувшись лицом в землю, пока война не кончится. Три маленьких рыженьких холмика вырастают над Волгой. Три серые ушанки. Три колышка. Салют – сухая, мелкая дробь автомата. Точно эхо гудят дальнобойки за Волгой. Минута молчания. Саперы собирают лопаты, подправляют могилы. И это все. Мы уходим.

Ни одному из них не было больше двадцати четырех лет. Карнаухову двадцать пять. Даже похоронить его не удалось: его тело там – у немцев. Так и не прочел он мне стихи свои. Они у меня сейчас в кармане, вместе с письмом матери и Люсиной карточкой. Простые, ясные, чистые – такие, каким он сам был".


Вопрос 3. В ходе какой битвы наступил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и советские войска обрели преимущество?

Библиотекарь. Курская битва продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Курская битва была запланирована немецко-фашисткими захватчиками в ответ на битву под Сталинградом, где они потерпели сокрушительное поражение. Эту битву называют еще Курской дугой, потому что наступательный фронт по местности был в виде дуги. Дугу эту называют Огненной – непрерывно, ни на минуту не затихая, на земле и в воздухе шли яростные бои. Горела земля, плавился металл, а люди оказались сильнее огня, крепче стали - выстояли и победили.

Вспоминает связист, ветеран Великой Отечественной войны Соколов Анатолий Михайлович: "Хорошо помню, в ночь с 20 на 21 июля 1943 года по боевой тревоге мы быстро вышли в путь к населенному пункту Поныри и начали занимать огневые позиции с целью задержать танковую колонну фашистов. Плотность противотанковых средств была самой высокой – 94 орудия и миномета. Советское командование, достаточно точно определив направления немецких ударов, сумело сосредоточить на них большое количество противотанковой артиллерии. В 4.00 был дан сигнал ракетой, и началась артподготовка, которая длилась около 30 минут. Немецкие танки Т-4 «Пантера», Т-6 «Тигр», самоходные орудия «Фердинанд» и другие артиллерийские минометные орудия в количестве более 60 стволов ринулись на наши боевые позиции. Завязался неравный бой, в нем принял участие и наш дивизион, который уничтожил 13 фашистских танков, но все 12 пушек с расчетом были раздавлены под гусеницами немецких танков.

Курская битва была выиграна. В самом удобном месте для наступления немецкую армию ждал капкан, который был способен раздробить бронированный кулак фашистских дивизий".


Этап 3. «Города-герои»

Вопрос 1. Какие города-герои вы знаете? За что присваивалось это звание?

Библиотекарь. Почетное звание «Город-герой» присваивалось тем городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны. Вот список городов-героев и годы, когда данное звание было присвоено:

Ленинград (Санкт-Петербург) – 1945 год;

Сталинград (Волгоград) – 1945 год;

Севастополь –1945 год;

Одесса – 1945 год;

Киев – 1965 год;

Москва – 1965 год;

Брест (крепость-герой) – 1965 год;

Керчь – 1973 год;

Новороссийск –1973 год;

Минск –1974 год;

Тула – 1976 год;

Мурманск – 1985 год;

Смоленск – 1985 год.

В городе, удостоенном высшей степени отличия – звания «Город-Герой», устанавливается обелиск с изображением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


Вопрос 2. Какой город-герой России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?

Библиотекарь. Блокада Ленинграда – один из самых трагических и важных эпизодов Великой Отечественной войны. Блокада началась 8 сентября 1941 года, ее прорыв был осуществлен 18 января 1943 года, а датой полного снятия блокады стало 27 января 1944 года.

Захват Ленинграда был важной частью плана «Барбаросса», разработанного гитлеровским командованием. Гитлер полагал, что такой захват принесет и военные, и политические выгоды. Во-первых, Германия получила бы контроль над балтийским побережьем, а также – возможность уничтожить Балтийский флот и войска, оборонявшие город. Во-вторых, Гитлер считал, что захват Ленинграда деморализовал бы советское командование и население.

Еще до начала блокады предпринимались попытки эвакуации городского населения. Первоначально эвакуировались дети (многие из них были отправлены в Ленинградскую область и по мере развития боевых действий были возвращены обратно). Впоследствии людей вывозили из города по ледяной дороге через Ладожское озеро и при помощи авиации.

После этого тактика ведения боев немецкими войсками изменилась. Их главной целью являлось уничтожение города, и он подвергся новым атакам. Стремясь вызвать в Ленинграде пожары, немцы подвергли его массовым бомбардировкам.

8 сентября 1941 года было полностью прервано сухопутное сообщение Ленинграда со всей остальной страной. Была запрещена свободная продажа продовольствия, а нормы выдачи продуктов снизились. Настоящий голод в городе начался к ноябрю. Самым тяжелым периодом ленинградской блокады стала зима 1941–1942-го годов. В этот период были введены самые низкие нормы выдачи хлеба (250 г – рабочие, 125 г – служащие, иждивенцы и дети до 12 лет). К проблеме голода добавился холод, отключение отопления, остановка всего транспорта в городе.

По данным Нюрнбергского процесса, за время блокады погибло 632 тысячи человек, большинство из них умерло от голода. Большая часть погибших ленинградцев была похоронена на Пискаревском мемориальном кладбище, где установлен памятник блокаде.


Юрий Воронов

Из писем на Большую Землю

Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела смерть.


Вагоны у пустых вокзалов стынут,

И паровозы мёртвые молчат, -

Ведь семафоры рук своих не вскинут

На всех путях, ведущих в Ленинград.


Луна скользит по небу одиноко,

Как по щеке холодная слеза.

И тёмные дома стоят без стёкол,

Как люди, потерявшие глаза.


Но в то, что умер город наш, - не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх.

Мы знаем от людей, сражённых смертью,

Что означает: «Смертью смерть поправ».


Мы знаем: клятвы говорить непросто.

И если в Ленинград ворвётся враг,

Мы разорвём последнюю из простынь

Лишь на бинты, но не на белый флаг!


Этап 4. «Символы Победы»

Вопрос 1. В столице какой страны установлен памятник советскому солдату-освободителю?

Библиотекарь. Мемориальный комплекс «Воину-освободителю» установлен в Трептов-парке Берлина. Памятник высотой в 13 м представляет собой фигуру советского солдата. Он держит в одной своей сильной руке меч, разрубивший немецкую свастику, а в другой руке – маленькую девочку, освобожденную жительницу Берлина. Прототипом для изваяния памятника стал советский солдат стрелковой дивизии, Николай Масалов, который действительно совершил подвиг. Он вынес из-под обстрела немецкую девочку во время боев за Берлин.


Г. Рублев

Памятник

Это было в мае на рассвете,

Грохотал у стен Рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

Детский рот перекосил испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг…

Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он – солдат моей державы –

Охраняет мир на всей земле!


Вопрос 2. Как называется самая высокая воинская награда периода ВОВ?

Библиотекарь. Орден «Победа» учрежден в 1943 г. и является высшим военным орденом. Им награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии.

Большинство из кавалеров названого ордена были выдающимися историческими личностями. Первое награждение орденом «Победа» было осуществлено 10 апреля 1944 г. Кавалерами высшего полководческого ордена СССР тогда стали: командующий 1-м Украинским фронтом маршал Г.К. Жуков, начальник Генерального штаба маршал А.М. Василевский и Верховный Главнокомандующий маршал И.В. Сталин. После окончания Великой Отечественной войны все трое были награждены орденом «Победа» повторно.

Позднее орденом «Победа» были также отмечены полководческие заслуги маршалов Советского Союза Л.А. Говорова, И.С. Конева, Р.Я. Малиновского, К.А. Мерецкова, К.К. Рокоссовского, С.К. Тимошенко, Ф.И. Толбухина и генерала армии А.И. Антонова.


Вопрос 3. Немцы называли их «ночные ведьмы», а наши – «ночные ласточки». Кто это?

Библиотекарь. 46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк – женский авиационный полк в составе ВВС СССР. Все воины полка – от летчиков и штурманов до техников – были женщины. В советской армии это прекрасное формирование шутливо называли «Дунькин полк» – так как его неизменным командиром была Евдокия Бершанская.

Воевали летчицы на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2), нежно называя их «ласточками». Это были маленькие фанерные самолеты, скорость их была небольшой (чуть больше 100 км в час), летать приходилось на малой высоте в 400-500 метров. Они были слишком уязвимы в дневное время. У-2 можно было сбить даже из обычного крупнокалиберного пулемета. Поэтому летали на У-2 только ночью. Тем не менее, эти маленькие самолетики и их отважные экипажи не давали немцам покоя, совершая по 8-9 вылетов за ночь, а зимой, когда ночи длиннее, в несколько раз больше.

Ни вражеские истребители, ни зенитки, рассекающие небо, не останавливали «ласточек» на пути к цели. Часто самолеты возвращались из ночных полетов изрешеченными. Девушки-техники быстро латали их, так что крылья многих У-2 были похожи на лоскутные одеяла.

Послушайте отрывок из книги нашей землячки, гвардии лейтенанта  Раисы Ароновой «Ночные ведьмы»: «Ровно через десять дней в моей летной книжке опять появилась запись: "Боевое повреждение, штурман ранен, самолет требует ремонта". Да и мне самой требовался основательный ремонт...

Случилось это над станицей Киевской. Там стоял очень "липкий" прожектор, который нужно было уничтожить. Уже на боевом курсе в вас вцепились с десяток прожекторов, в том числе и наш "подопечный". Остервенело набросились зенитки. И тут меня толкнуло в бедро чем-то острым, горячим. Я охнула от боли и ткнулась головой в приборную доску. Но в следующее же мгновение опять смотрела в прицел. Вот в правой плоскости блеснуло яркое зеркало. Рывок - и бомбы полетели вниз. Одним лучом стало меньше. Но остальные, как щупальца гигантского спрута, цепко держат наш истерзанный самолет в своих слепящих объятиях. Зенитки неистовствуют...

Утром в санчасти БАО хирург сделал мне операцию. Сначала он извлек из раны клочья от мехового комбинезона, брюк и на здоровенной своей ладони поднес вое эти мокрые лохмотья к моему лицу.

– Вот, отдашь начхозу. В обмундировании теперь нехватка, – пошутил он».

(Подведение итогов викторины.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Библиотечный час – викторина "От Кремля до Рейхстага"

Автор: Шапкарина Татьяна Юрьевна

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 303718


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства