Цель: приобщение детей к спорту; воспитание патриотизма, уважения к своему прошлому; пропагандировать здоровый образ жизни, развивать коммуникативность, положительные эмоции .
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в понятии ГТО: самостоятельно выяснить необходимые комплекс мероприятий для своего возраста, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Коммуникативные УУД:уметь доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, слушать и понимать речь товарищей, уметь работать в парах, вести диалог.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, музыкальное сопровождение, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
1 этап. Организация начала урока.
Слайд 2: ГТО – путь к здоровью!
2 этап. Актуализация знаний и умений. Постановка проблемного вопроса.
-Знаете, как расшифровать ГТО? Может так: грамотный талантливый обучающийся или готовый трудиться обучающийся?
-Я помогу вам ответить на вопрос. Отгадайте загадки и вам станет понятно, о чём пойдёт речь на уроке.
Есть лужайка в нашей школе, А на ней козлы и кони. Кувыркаемся мы тут Ровно сорок пять минут. В школе – кони и лужайка?! Что за чудо, угадай-ка! (спортзал)
Горяча и холодна Я всегда тебе нужна. Позовёшь меня – бегу, От болезней берегу. (вода)
-Верно, на уроке разговор пойдет о здоровье, здоровом образе жизни, занятиях физической культурой и спортом.
3 этап. Работа над изучаемым материалом.
-Давайте прочитаем стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
(Дети читают по цепочке восьмистишиями).
-Теперь вам понятно, что такое ГТО?
Слайд 3: Тема урока «Готов к труду и обороне»
-Ребята наш урок назван «Готов к труду и обороне».
-Как вы понимаете это высказывание?
-Почему так важно заниматься спортом?
-Помогут ответить на вопрос герои мультфильма.
(Просмотр 141 серии «Барбоскины: Пятерка по физкультуре» анимационного сериала «Барбоскины» (Россия, Студия анимационного кино «Мельница»).
Обсуждение содержания мультипликационного фильма: о чем сюжет, какие выводы для себя мы можем сделать на примере главного героя.
Обучающиеся должны придти к выводам:
− быть здоровым – это современно, здорово;
− важно заниматься физической культурой, спортом, вести здоровый образ жизни;
− физическая культура и спорт помогают нам в достижении наших целей;
− увлечение спортом не должно мешать учёбе.
Слайд4 :.Основные выводы фиксируются на доске.
-Почему государство уделяет этому пристальное внимание?
-Послушайте исторические сведения о ГТО.
Слайды 5-10
«Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) — всесоюзный физкультурный комплекс, составлявший основу государственной системы физического воспитания и направленный на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Он являлся основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях страны.
В комплекс входили гимнастические упражнения, бег (на короткие и средние дистанции), прыжки (в длину или высоту), метание (диска, копья, толкание ядра и др.), плавание, лыжные гонки (для бесснежных районов —марш-бросок или велогонки), стрельба (только для юношей).
Система физической подготовки ГТО появилась в Советском Союзе в 1931 году и существовала до 1991 года.
В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком «ГТО», выполняющие нормативы в течение ряда лет – «Почётным значком ГТО».
В начале 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин
распорядился возродить в России комплекс ГТО.
Комплекс предусматривает подготовку и выполнение нормативов по бегу, прыжкам, плаванию и другим дисциплинам, которые установлены для 11 возрастных групп от 6 до 70 лет и старше по 3 уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Первый экспериментальный этап внедрения норм ГТО начался 1 сентября 2014 года, он завершится в конце 2015 года. В течение 2016 годабудет подключено введение ступеней ГТО среди обучающихся и других групп. На третьем этапе нормы ГТО планируется ввести повсеместно во всех регионах страны.
Структура Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
состоит из 11 ступеней и включает следующие возрастные группы:
− первая ступень - от 6 до 8 лет;
− вторая ступень - от 9 до 10 лет;
− третья ступень - от 11 до 12 лет;
− четвертая ступень - от 13 до 15 лет;
− пятая ступень - от 16 до 17 лет;
− шестая ступень - от 18 до 29 лет;
− седьмая ступень - от 30 до 39 лет;
− восьмая ступень - от 40 до 49 лет;
− девятая ступень - от 50 до 59 лет;
− десятая ступень - от 60 до 69 лет;
− одиннадцатая ступень - от 70 лет и старше.
Из истории Комплекса ГТО.
24 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» напечатала обращение, в котором предлагалось установить всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне». Речь шла о необходимости введения единого критерия для оценки физической подготовленности молодежи. Предлагалось установить специальные нормы и требования, а кто их выполнял - награждать значком.
К испытаниям на получение значка «Готов к труду и обороне» первоначально
допускались мужчины не моложе 18 лет и женщины не моложе 17 лет.
Особым условием было удовлетворительное состояние здоровья.
Те, кто успешно проходили испытания и были награждены значком ГТО, имели льготу на поступление в специальное учебное заведение по физкультуре и преимущественное право на участие в спортивных соревнованиях республиканского, всесоюзного и международного масштабах.
Первый комплекс ГТО состоял всего из одной ступени. Для того, чтобы получить значок, нужно было выполнить 21 испытание, 15 из которых - практические. Они включали в себя следующие испытания: бег на 100, 500 и 1000 метров; прыжки в длину и высоту; метание гранаты; подтягивание на перекладине; лазание по канату и шесту; поднимание патронного ящика весом в 32 кг и безостановочное передвижение с ним на 50 метров; плавание; умение ездить на велосипеде и умение управлять трактором, мотоциклом, автомобилем; умение грести 1 км; лыжи на 3 и 10 км; верховую езду и продвижение в противогазе на 1 км. Теоретические испытания проводились по военным знаниям и знаниям истории физкультурных достижений, основ
физкультурного самоконтроля, оказанию первой медицинской помощи.
Со временем появилась необходимость установить повышенные
требования к физической подготовке молодежи, которая начала успешно
сдавать испытания на значок ГТО. И в 1932 году Всесоюзным советом
физической культуры был утвержден и введен в действие комплекс «Готов к
труду и обороне» второй степени. В комплекс ГТО входило уже 25 норм – 3
теоретических и 22 практических, для женщин - 21.
В 1934 году ввели детскую ступень комплекса, которая получила название «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). В нее вошли 16 норм спортивно-технического характера:
– бег на короткие и длинные дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега,
метание гранаты, бег на лыжах на 3-5 км для мальчиков и 2-3 км для девочек,
ходьба в противогазе, гимнастические упражнения, лазание, подтягивание,
упражнения на равновесие, поднятие и переноска тяжестей. Значок ГТО был
настолько значимым, что на Московском физкультурном параде 1934 года он
являлся правом на вход в колонну и участие в параде. Физкультурников, не
являющихся значкистами ГТО, к участию в параде не допускали. Комплекс
ГТО открыл дорогу в спорт миллионам юношей и девушек.
Ступени ГТО для обучающихся.
Комплекс для обучающихся общеобразовательных учреждений состоит
из 5 ступеней:
− 1 ступень «Играй и двигайся» - 1*-2 классы (6-8 лет)*- в первых
классах школьники знакомятся с видами испытаний, но нормы не
сдают.
− 2 ступень «Стартуют все» - 3-4 классы (9-10 лет).
− 3 ступень «Смелые и ловкие» - 5-7 классы (11-12 лет).
− 4 ступень «Олимпийские надежды» - 8-9 классы (13-15 лет).
− 5 ступень «Сила и грация» - 10-11 классы (16-17 лет).
4 этап. Систематизация и обобщение знаний.
Вспоминаем пословицы и поговорки про здоровье, здоровый образ жизни, физическую культуру, спорт.
Слайд11
Двигайся больше, проживёшь дольше.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
В здоровом теле здоровый дух.
Спорт – это жизнь!
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Рассказываем, что нового узнали на уроке, и какой вывод для себя сделали, а также делимся с товарищами своими достижениями в спорте (рассказ Головина Ильи - хоккей, Парфёновой Екатерины - плаванье, Ткаченко Ильи - бокс).
Слайды 12-14 – фото ребят.
5 этап. Организация работы дома.
Предложить обучающимся обсудить дома ГТО и возможности участия