Просмотр содержимого документа
«Сознательное поколение -светлое будущее»
Дата:01.09.2019
Класс:6 «Б»
Тема: Сознательное поколение -светлое будущее
Цель: провести час общения с учащимися в форме диалога о том, зависит ли их собственное будущее от них.
Задачи: развитие творческого мышления, фантазии, стремление воплотить мечту в жизнь, желание учиться, доводить начатое дело до конца, воспитывать доброе отношение друг к другу.
Оборудование: музыкальное сопровождение, бумажные цветики-семицветики для учащихся, доска, магниты.
ХОД ЧАСА ОБЩЕНИЯ
Сегодня, глядя на происходящие политические, макроэкономические процессы, как никогда важна духовная составляющая. Именно она придает силу, веру, нерушимость и незыблемость всех основ мировых цивилизаций. А для нашего молодого государства в этом и кроется основа всех основ. Давайте обзорно познакомимся с данной программой.
Казахстан вступил в новый исторический период.
Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира.
За годы Независимости нами был принят и реализован ряд крупных программ.
С 2004 года была реализована программа «Мәденимұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана.
В 2013 году мы приняли программу «Халықтарихтолқынында», позволившую нам системно собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны.
А сегодня мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе.
Поэтому Президент решил поделиться своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей.
В программе выделено несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.
Конкурентоспособность
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.
Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.
Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.
- Сегодня наш первый классный час в новом учебном году будет называться «Сознательное поколение – светлое будущее». Для начала давайте узнаем, какого человека вы бы назвали человеком сознательным? Можете ли вы назвать себя человеком сознательным? (ответы учащихся). Д. Н. Ушаков даёт следующее определение слову «сознательный»: 1. Обладающий сознанием. 2. Отдающий себе отчет в окружающей действительности и в том, как надлежит действовать, обладающий сознательностью. В широких масштабах сознательность имеет различные формы: правовая сознательность, гражданская сознательность, нравственная сознательность и т.д. Но всё же, если мы разберём все эти понятия, мы увидим, что их объединяет такое качество человека как способность давать отчёт своим действиям и нести за них ответственность. Сознательность как качество личности – способность в своем поведении проявлять голос совести, обдуманно, осознанно принимать каждое решение, продумывать последствия своих поступков, помогать людям не по принуждению, а по зову сердца. Для вас, учеников,вопрос сознательности как одного из важных качеств человека наверно сейчас очень важен. Потому что именно сейчас перед вами появятся огромное количество вопросов, решить которые необходимо именно сознательно. Это вопросы, касающиеся выбора профессии, определённых жизненных приоритетов и принципов, какими путями вы будете достигать.
Учитель: Ребята, я думаю, что вы, как, наверное, и всякий человек, задумываетесь над тем, какое будущее вас ожидает, кем вы станете, будете ли вы счастливы. Поднимите руки те, для которых этот вопрос является актуальным и интересным.
– Спасибо, я вижу, что равнодушных среди нас нет. Всем интересно, как повернется его жизнь... Помните знаменитую русскую пословицу: «Человек сам кузнец своего счастья». И ещё: «Что посеешь – то пожнёшь». От того, как мы живём сейчас, как думаем, как поступаем, зависит многое. И сегодня мне хотелось бы поговорить с вами об этом. Я надеюсь, что мы будем работать дружно.
Звучит 1 куплет песни Крылатова «Прекрасное далёко»
Слышу голос из прекрасного далёка Голос утренний в серебряной росе Слышу голос и манящая дорога Кружит голову как в детстве карусель
Прекрасное далеко не будь со мной жестоко Не будь со мной жестко, жестоко не будь От чистого истока в прекрасное далеко В прекрасное далеко мы начинаем путь.
Учитель: Ребята, о чем эта песня?
Ответы детей: (примерные) о человеке, который мечтает о прекрасном будущем
Учитель: “Жить надо настоящим, а работать – на будущее.” Я хотела бы вам предложить стихотворение с. Баруздина.
Есть на свете дети, Есть мечты на свете. Дети подрастают – Мечтают о большом. Если я мечтаю Если ты мечтаешь, Если мы мечтаем Это хорошо.
Учитель: Ребята, а что же такое мечта? (Ответы детей)
Учитель: А в словаре говорится так: Мечта – это то к чему стремится человек. Нужно всегда быть уверенным в себе, иметь цель в жизни, к чему-то стремиться. Если всего этого нет, то нет и жизни. Глупо жить впустую, тратить время на ненужные ни тебе, ни окружающим вещи, дела, поступки. Давайте пофантазируем. Это – цветик-семицветик. Вы, конечно, все помните, он способен выполнить несколько ваших желаний. Я предлагаю вам записать на лепестках цветка свои желания.
Ученики записывают желания, звучит песня «Точка, точка, запятая…»
Точка, точка, запятая. Вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик – Появился человечек. Что увидят эти точки, Что построят эти ручки, Далеко ли эти ножки уведут его. Как он будет жить на свете, Мы за это не в ответе, Мы его нарисовали – Только и всего. Но поверьте, это важно, Чтобы вырос он отважным, Чтобы мог найти дорогу, Рассчитать разбег. Это трудно, это сложно, Но иначе невозможно. Только так из человечка Выйдет человек.
Учитель: Кто же может поделиться своими желаниями? (Читают)
Дети читают и прикрепляют на доске лепестки – получился букет цветов.
Учитель: Ребята, что же нужно делать для того, чтобы мечты осуществились? Ведь каждый из нас способен поставить жизненную цель и добиться её осуществления. Будущее строится не сразу, не как в сказке, оно строится как огромный дом – по кирпичику. Кирпичики тоже на дороге не валяются, их нужно собирать всю жизнь: учиться в школе, общаться с друзьями, помогать взрослым. Только тогда мы сможем понять, что такое жизнь. Если не ценишь свою жизнь, никогда не узнаешь, зачем ты пришёл в этот мир, что хорошего можешь сделать. Давайте попробуем вывести некоторые правила для того, чтобы наши мечты осуществились.
Учитель: Но прежде давайте послушаем стихотворение Б. Заходера
Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло. Хорошо бы это было! Если б скажем, мне волшебник подарил такой учебник., Чтоб всегда он сам бы отвечать любой урок... Если б ручку мне в придачу, чтоб могла решать задачу, Написать диктант любой – все сама, само собой! Вот бы жизнь тогда настала знай гуляй да отдыхай! Тут и мама б перестала говорить, что я лентяй!
Учитель:
– О чем мечтает герой Б. Заходера? – Почему он об этом мечтает? – Что породило его мечту? – Есть ли подобные мечты у вас? – Как вы с ними справляетесь?
Ответы детей, из которых постепенно формулируются основные правила, которые записываются или прикрепляются на доску:
– Не лениться, а трудиться.
Звучит 2 куплет песни «Прекрасное далёко»
Слышу голос из прекрасного далеко Он зовет меня не в райские края Слышу голос, голос спрашивает строго А сегодня что для завтра сделал я? Прекрасное далеко не будь со мной жестоко Не будь со мной жестко, жестоко не будь От чистого истока в прекрасное далеко В прекрасное далеко мы начинаем путь
Учитель: Ребята, но если мы будем только лишь мечтать ничего для этого не делать, исполнится ли наша мечта?
Ответы детей: Не только мечтать о хороших поступках, но и совершать их. Много учиться.
Учитель: Как достичь в будущем хорошей профессии, что для этого надо делать в настоящем?
Ответы детей: Хорошо учиться.
Учитель: А сейчас посмотрите на наш цветок желаний и вспомните все правила, которые мы вывели, они помогут нам осуществить наши мечты.
Звучит песня «Прекрасное далёко», 3 куплет
Я клянусь, что стану чище и добрее И спешу на зов скорее И в беде не брошу друга никогда Слышу голос и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
Учитель: Мы говорили сегодня о вашем будущем, которое, несомненно, зависит от вас, от вашей мечты, от вашей настойчивости и упорства в достижении цели. Я желаю, пусть сбудутся все ваши мечты. Человек – строитель своей жизни, и от того, какой он выбрал материал, зависит его будущее. Если это добро и справедливость, то его будущее будет счастливым. А если это вредные привычки, лень, зло, хамство – ему останется только что обвинять окружающих в том, что его не устраивает его судьба. Вы спросите: «кто виноват?» – конечно он сам. Просто в нужное время и в нужный час он последовал не тем принципам. Давайте пожелаем друг другу исполнения их заветной мечты. Встаньте в круг и скажите друг другу добрые слова, пожелайте им счастливого будущего. И помните: наше будущее зависит только от нас.
Последний куплет песни.
1 группа.
«Дорога к мечте. Притча о сознательном выборе».
Когда-то давно один мудрый пилигрим, странствовавший по разным землям, шел мимо чистого поля по направлению к храму. В поле он увидел трех работающих людей. В этой земле пилигрим еще ни с кем не встречался, и ему захотелось поговорить с этими людьми. Пилигрим приблизился к трем работникам и, желая предложить свою помощь, обратился к тому, который выглядел самым уставшим и, как показалось пилигриму, недовольным и даже озлобленным.
- Что вы тут делаете? - задал вопрос пилигрим.
Первый работник, весь перепачканный и уставший, с нескрываемой злобой в голосе ответил:
- Что, не видишь, камни ворочаю.
Такой ответ удивил и расстроил пилигрима, и тогда он обратился ко второму работнику с тем же вопросом. Второй работник на мгновение отвлекся от своей работы и безучастно сказал:
- Не видишь разве? Деньги зарабатываю!
Пилигрим почему-то был не удовлетворен и таким ответом, а ведь он, напомню, был мудрым человеком. Тогда он подошел к третьему работнику, чтобы задать все тот же вопрос. Третий работник остановился, отложил в сторону свой незамысловатый инструмент, отряхнул руки, поклонился страннику и, подняв глаза к небу, тихо сказал:
- Я здесь строю дорогу к храму.
2 группа.
«Притча о «благом начинании».
Семья путешествовала на своём авто. Проголодавшись, они остановились перекусить у небольшой рощи. Поев, отец бросил остатки еды на землю. Не понравилось это его сыну, и сказал он, что нехорошо мусорить, что для мусора есть специальные ящики.
— Это не мусор, сынок, — с сознанием дела ответил отец, — эти отходы съедят птицы, а всё остальное перегниёт, пойдёт на корм червям и станет удобрением.
Ничего не сказал на это сын, но всё равно остался при своём мнении. Они отправились дальше в путь и через несколько часов вновь остановились перекусить у небольшого леска. Выйдя из машины, они увидели у обочины, где, по-видимому, часто останавливались проезжие, кучу мусора из отходов пищи, которые начинали гнить и распространять неприятный запах, вынести который не было сил.
— Фу, — сказал отец семейства, — ну и вонь. Не люди, а свиньи. Разве можно так мусорить?
— Чего ты сердишься? — спросил сын.
— Как чего, разве ты не видишь, сколько тут мусора? И он портит не только воздух, но и этот прекрасный вид.
— Разве это мусор? — спросил сын. — Это же, как ты говоришь, «удобрение». Когда-то кто-то тоже решил, как и ты «удобрить» здесь землю. Увидели это «добрые» люди и продолжили «благое начинание», и «удобрили» землю кто