Разработка классного часа по профориентации для 5 класса
«Моя профессия...»
Цель: представление возможности участникам соотнести свой образ с различными профессиями; определение лидерских качеств учащихся.
О б е с п е ч е н и е:карточки с буквами алфавита.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, сегодня на классном часе мы поиграем в «Профессии». Нам предстоит определить, кому из вас какая подойдет в будущем профессия. Итак, проба №1.
2. Игровая проба 1.
Все участники рассаживаются полукругом. Перед ними стоит стол, на котором разложены тщательно перемешанные карточки с изображенными буквами (пустой стороной вверх).
Инструкция. Перед вами лежат карточки с представленными буквами русского алфавита. Сейчас каждый из вас возьмет себе определенное количество карточек (от 2 до 4, в зависимости от количества человек в группе). Вы посмотрите, что за буквы вам достались, когда на столе ничего не останется. Потом прозвучит команда: «Начали!» – и вы должны будете как можно быстрее разложить русский алфавит по порядку, от А до Я. Время выполнения задания засекается.
Если невозможно, чтобы у всех участников было одинаковое количество букв, тогда нужно попросить нескольких детей взять себе на одну карточку больше (желательно заранее подсчитать, сколько детей в группе).
Я внимательно слежу за тем, как учащиеся выполняют задание. В некоторых случаях дети делают это хаотично. Но, как правило, выделяется один или два человека, начинающих руководить процессом раскладывания алфавита. Иногда это выражается в явных командах: «Буква "А" будет вот здесь, у кого "Б"?» Или один из учеников может произносить по порядку буквы алфавита и т. п.
Когда задание выполнено, я подвожу его итоги: исправляю ошибки, если есть, говорю, сколько минут оно выполнялось, благодарю за работу.
3. Кто есть кто?
Инструкция. Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши, и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).
( Еще перед началом самой игры спрашиваю у участников, какие профессии для них наиболее интересны и выписываю эти профессии (примерно 10–15) на доску, называя впоследствии профессии из этого списка. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а, возможно, даже неприятна).
Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а я по очереди подсчитываю, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но судя по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.
4. Игровая проба 2.
Для этого упражнения понадобится свободное пространство. Класс делится на 2 команды. Учащиеся должны быстро принять всей группой форму какой-либо цифры или буквы, называемой мной.
Инструкция. Сейчас я назову какую-нибудь букву или цифру, например, четыре. Все должны как можно быстрее встать так, чтобы ваша группа, если посмотреть сверху, представляла собой цифру четыре, написанную на полу. В выполнении задания должен участвовать каждый человек из вашей группы.
Задание дается 4–5 раз. Лучше сначала называть легкие цифры или буквы («1», «7», «О», ), постепенно усложняя задание («5», «Ю», «3»).
Внимательное наблюдение за процессом выстраивания нужной фигуры даст представление о том, кто может эффективно руководить действиями группы, кого слушают одноклассники. Обычно выделяется один человек, который показывает всем, где какая часть буквы будет стоять, и вносит коррективы (как в устной форме, так и при помощи перестановки своих товарищей).
5. Подведение итогов.
-А теперь, ребята, настало время подведения итогов.
Благодарю вас за активное участие в игровых пробах. Никто не остался сегодня без профессии. Хотелось бы, чтобы вы подумали о подошедших вам профессиях и обсудили выбор дома с родителями.
А сейчас давайте поделимся ощущениями, возникшими в процессе выполнения заданий (высказывания детей).