-
Тема: МИР СЕМЬИ
Цель: расширять представление о роли семьи в жизни человека.
Задачи:
- раскрытие значимости семейного очага для каждого человека;
- развитие стремления к созданию доброжелательных отношений в семье;
- воспитание стремления проявлять заботу о членах семьи.
-
Круг радости
- аудиозапись музыкальной композиции, встать в круг, затем закрыть глаза и представить цветы (незабудки, розы, лилии, тюльпаны, ромашки, нарциссы), из которых нужно мысленно составить букет в подарок родным и близким людям, рассказать, из каких цветов состоит букет и кому он предназначен. Погружение в тему завершается чтением стихотворения.
Семья - людей святой оплот. Надежду жить она дает,
Даст простор, дает тепло, Проблемам и беде назло.
Семья дает поддержку нам, Заботы делит пополам.
Беседа
- Чем примечательна ваша семья?
- Как в вашей семье строятся взаимоотношения?
- Как вы понимаете выражение «счастливая семья»?
-
- о важности доброжелательного и уважительного отношения всех членов семьи, мир семьи основывается на любви и понимании и держится благодаря заботе и взаимопомощи.
1. Почему важно в семье любить друг друга?
2.Как выразить свою любовь к родителям?
3. Как вы понимаете выражение «мир семьи»?
4.Как откосятся старшие к младшим в вашей семье?
5.Как относятся младшие к старшим в вашей семье?
6.Чем примечательна ваша семья?
7.Как вы понимаете выражение «мир семьи»?
- учащиеся обращаются к своему личному опыту взаимоотношений в семье, делятся своим пониманием доброжелательных отношений между близкими и родными, о важности доброжелательного и уважительного отношения всех членов семьи, мир семьи основывается на любви и понимании и держится благодаря заботе и взаимопомощи.
Учебная информация
- прочитать текст в рубрике учебника «Узнаем новое»:
Семья — это самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья крепка, когда взрослые и дети с любовью и уважением относятся друг к другу, умеют прощать и понимать.
Мысли прокомментировать специальным подбором пословиц и поговорок, тематика которых актуализирует значимость мира для каждого члена семьи.
Чтение
- прочитать притчу «Ладная семья», приведенную в учебнике. Мир в государстве зависит от каждой отдельной семьи. Такие ценности, проповедуемые в семье, как любовь, прощение и терпение, значимы и на уровне государства.
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ
Жила-была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в семье, жили они одной деревней. Семья была особая - мир и лад в ней был нормой. Ни ссор, ни ругани.
До самого императора дошел слух об этой семье. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в ту деревню, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, мир и лад. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители деревни сумели найти способ жить так дружно.
Пришел он к убеленному сединами старейшине семьи и попросил его рассказать, как они добились такого согласия и мира в семье. Тот молча взял лист бумаги и написал всего три слова: «любовь», «прощение», «терпение». Но написал эти слова особенно: сто раз было написано «любовь», сто раз - «прощение», сто раз - «терпение». Прочтя три слова, император удивился:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - затем, подумав, добавил, - и мира тоже.
-
1. В чем смысл притчи?
2.Почему императора заинтересовала дружная семья старика?
3.В чем заключается секрет крепкой семьи?
- о важности общечеловеческих ценностей, знания о которых они получают в семье, для жизни любого государства. Ведь государства - это те же семьи, которые, как соседи, живут рядом друг с другом. И если они живут мирно, дружно, то во всем мире будет мир.
Цитата
«Мир в семье - мир в государстве»
- понять более широкий смысл понятия «семья», понимание взаимосвязи мира в семье и в государстве, для поддержания которого требуются доброжелательность, уважение, любовь и понимание всех членов семьи и общества.
Разминка «Построимся»
- поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?». В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения
Психологический смысл разминки. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет' находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
Размышление над ситуацией
Прочитайте. Предложите свой вариант разрешения ситуаций.
- Канат выхватил мяч у своей маленькой сестренки Асель. Она заплакала. К ним подошел старший брат Айдос. И.
- Олжас пришел домой хмурый.
- Ana, я есть хочу, - обратился он к бабушке.
- Олжас, мне сегодня нездоровится. Дома нет хлеба.
- Но я не могу есть без хлеба!
-
Упражнение
- выполнить задание в тетради. Прочитать и записать качества, необходимые для семейной жизни и обосновать свой выбор.
Качества: любовь, ненависть, уважение, нахальство, доброта, злость, доверчивость, подозрительность, готовность к взаимопомощи, эгоизм, трудолюбие, лень, преданность, необязательность, лживость, умение прощать, мстительность, верность, справедливость, заботливость, ответственность и т.д.
Упражнение
- отгадать загадку. Раньше семьи были большие и в таких семьях все друг другу помогали, младшие с уважением относились к старшим, а старшие младших любили, жалели, заботились о них.
Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший - я,
Какая же у нас семья?
Упражнение
- выполнить задание, предложенное в учебнике:
Вставьте пропущенные слова и запомните пословицы:
В гостях хорошо, а дома.
Дом вести, не бородой.
Без хозяина дом.
Дом невелик, долежать.
Дом построить - не шапку на голову.
Домой придешь -хлеб-соль.
Не красна изба углами, красна.
Вся семья., так и душа на.
Кто сеет., пожнет счастье.
Без корня и. не растет.
Слова-подсказки: лучше, вместе, мир, найдешь, сирота, месте, не велит, трава, трясти, надеть, пирогами.
- Домашнее задание
- Задание 1. Вместе с семьей нарисовать газету-афишу «Дом семейного счастья».
- Задание 2. Придумать рецепт семейного счастья и записать в тетрадь.
- Круг «От сердца к сердцу»
- Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье.
- Что может быть ее дороже На этой сказочной земле?
- - встать в круг и исполнить песню «Давайте восклицать.» на слова и музыку Б. Окуджавы.
- Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
- Высокопарных слов не стоит опасаться.
- Давайте говорить друг другу комплименты —
- Ведь это все Любви счастливые моменты.
- Дополнительный материал к уроку
- Чтение
- Чтение и обсуждение притчи, продолжить осмысление значимости семьи в жизни человека, и задуматься о смысле жизни, роли и месте семьи в ней, об отношениях между родными людьми
- ДВА БРАТА
- Притча
- Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили всё, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону тока, у младшего - по другую. Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
- - Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
- Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
- - Один я на земле, куда бы ни забрёл - легко найду про питание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть этот хлеб достанется ему.
- Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала.
- 1. В чем смысл притчи?
- 2. Какой вывод вы можете сделать для себя из этой притчи?
- Творческая деятельность
- Класс делится на группы по 5-6 человек. Учащиеся читают «Законы человечности», составляют и добавляют к ним еще 2-3 закона.
- Строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
- Обладать желанием поделиться своими радостями и бедами с членами семьи.
- Уметь чувствовать рядом родного человека, не причинять ему боли.
- 4.Чаще задумываться над вопросом: «Что я сделал хорошего для родителей? Чем я им помог?»
- 5. Уважать старость, дарить радость, помнить: «Делать хорошее людям - хорошеть самому».
- Творческая деятельность
- - разгадать анаграммы, обозначающие качества присущие личности, которые связаны с темой урока.
- родетагоблво (благородство),
- пврдаа (правда),
- дрообта (доброта),
- женуваие (уважение),
- торатевит (авторитет),
- мралоь (мораль),
- оньтствеосттвен (ответственность).