kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа "Жизнь по собственному выбору"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие посвящено обсуждению проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Жизнь по собственному выбору"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа № 20»













Методическая разработка классного часа

Жизнь по собственному выбору











Автор-разработчик:

учитель истории

МБОУ «СОШ №20»

Молева Ольга Анатольевна











Тулун, 2018

Актуальность: данное занятие посвящено обсуждению проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся. При этом придаётся значение нравственного характера выбора в аспекте формирования будущего. Формирование временной перспективы является актуальной задачей юношеского возраста, поэтому изучение данной темы может помочь учащимся оценить события своей жизни, осознать необходимость оказания самостоятельного влияния на её ход.

Цель: отработка учащимися навыка преодоления препятствий на пути к достижению цели в процессе их жизненного пути.

Задачи:

- изучение понятия «цель», «выбор», «право», «обязанность»

- развитие умения анализировать свои личные качества

- развитие умения структурировать время и управлять им

- развитие ценности жизни и интереса к жизни у учащихся

- научить оценивать поступки по шкале «хорошо» и «плохо»

Направление: здоровьесберегающее

Возраст учащихся: 12-14 лет

Форма проведения: тренинг

Методы: ролевая игра, беседа, убеждение, коллективное мнение

Средства организации занятия: компьютер

Продолжительность занятия: 40 минут

Материал: конспект занятия, презентация занятия, мел, цветные смайлики из бумаги, листы бумаги формата А4 на каждого участника, ручка.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия «Подари улыбку»

Цель: создание позитивного эмоционального настроя на занятие. На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Ведущий. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)

  1. Упражнение «А что дальше»

Цель: осознание личной цели в жизни и возможных вариантов её достижения.

Ведущий. Нарисуйте линию времени. Представьте временную перспективу своей жизни в виде линии. (Ведущий раздаёт каждому по листу бумаги и предлагает изобразить линию времени). Отметьте на линии времени рождение, детство и ваш сегодняшний возраст. Теперь отметьте на линии вашу цель в настоящий момент и подпишите способы её достижения, обозначив временные промежутки. Ответьте на два вопроса: «Чего я хочу достичь в ближайшие два года и что для этого я могу сделать?». У каждого из вас есть 3-4 минуты, чтобы рассказать об этом своему соседу. Основная задача – составить программу ваших действий на ближайший период.

Информационный материал. Цель – это то, что мы хотим получить, образ желаемого результата (при желании озвучивается цель учеников) - Теперь обсудим ваши перспективные цели и ваши шаги на пути их достижения.

  1. Беседа.

Факторы, препятствующие достижению цели. Учащиеся называют возможные варианты, а ведущий фиксирует их на доске. Возможные варианты:

- лень

- нехватка времени

- занятость

- усталость

- вредные привычки

- невозможность отказать человеку

- сказать «Нет!», когда тебе что-то предлагают

Вывод: человек живёт в среде, где он может подчиняться внешним факторам или искать пути разрешения ситуации, искать выходы. В любом случае в жизни человек всегда делает выбор.

Информационный материал. Выбор – это отбор, предпочтение, одно из двух, альтернатива, дилемма (словарь Ожегова). Выбор основывается на ценностях, потребностях человека, его интересах. - Как вредные привычки могут помешать достижению цели?

  1. Ролевая игра

Цель: формировать у подростка осознанную позицию в отношении вредных привычек и выработать у него навыки аргументированной защиты.

Выбирается один человек, которому нужно достичь цель (она поставлена самим учеником в начале занятия). На доске написано слово «цель». Между учащимся и целью стоят вредные привычки – учащиеся, которые выполняют свою роль («наркотик», «сигарета», «пиво», «энергетические напитки», «компьютер», «беседа в аське»). Учащийся старается пробиться сквозь них к цели, но «вредные привычки» не дают это ему сделать. Каждая из «привычек» говорит от имени своей роли о том, как она будет мешать главному герою, а он должен придумать способ справиться с ней. Каждый из учащихся со своей позиции приводит аргументы.

Информационный материал. Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Иногда человек совсем не задумывается над тем, читать лежа — это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков. Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг). Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Также определённый вред здоровью и формированию личности человека наносит и стремление часто играть в компьютерные игры, общение on-line. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни. Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они вызывают зависимость (болезнь). Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает.

5. Упражнение «Должен или выбираю»

Цель: формирование у учащихся представления о необходимости оказывать влияние на развитие собственной жизни и развитие навыка дифференциации необходимости выполнения действий.

Информационный материал: - Мы часто слышим от других людей слово «должен». Настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, обстоятельства, морально-нравственные устои. Очень часто какая-то часть нашей личности сопротивляется этому «должен», но человек подчиняется, подавляя её. Он говорит себе «Я должен быть гордым» - и не позволяет себе простить друга, мучаясь при этом. «Я должен быть самостоятельным» и ни за что не пойдёт к родителям, чтобы попросить совета. «Я должен затянуться иначе он не будут со мной дружить» и начинает пробовать курить или пробовать дозу наркотика. «Я должен учиться» - будет ходить на учёбу как на каторгу. Если человек в основном руководствуется «долженизмами» - это значит, что настоящий хозяин положения не он сам, а какие-то посторонние авторитеты. Эти авторитетные «должен» могут совсем не соответствовать ситуации. Часто они бывают просто сомнительными. Если вы считаете, что непременно должны быть на вечерней тусовке во дворе, среди сверстников, то вами руководит «тусовка». Если вы идёте в школу только ради того, что вы должны идти в школу, то вами руководит школа. Если вы считаете, что ваши друзья всегда правы, и вы делаете то, что они вам предлагают, то вами руководят друзья. И в том и другом случае бывает, что решение принято не вами.

Информационный материал. Что такое обязанность? Обязанность – долг, необходимость. Какие обязанности есть у человека? (должностные, служебные, юридические) А какие права есть у человека? (быть здоровым, грамотным, иметь своё мнение и выражать его приемлемыми способами и т.д.). Право – это совокупность правил, норм, регулирующих взаимоотношения между людьми. Что делать с искусственно навязанными обязанностями? Какие права при этом нарушаются? Главное в этом случае разобраться чего вы хотите на самом деле, что для вас действительно важно и ценно. Выбор основывается на ценностях, потребностях человека, его интересах. Выпишите в третьей колонке ценности, которые затрагивают эти ситуации. Что в этих случаях выбирает человек, и какие права человека нарушают эти утверждения? А что же делать с тем, что человек действительно должен делать, но в настоящий момент ему не хочется это делать? Всякий раз, когда человек что-то должен, он может превратить в «хочу». Нам кажется, что мы можем только подчиняться и восставать. Если мы подчиняемся - остаётся чувство обиды. Если восстаём – неприязнь и также обида. Оба способа реагирования толкают нас к какой-то мести. Если мы сами проявляем отношение к той или иной ситуации – мы проявляем волю. Для этого надо сознательно сосредоточиться на наилучшей мотивации для данного дела или каких-либо действиях. Замените утверждение, вынуждающее вас на что-либо на утверждение, содержащее личный выбор. «Я должен» «Я хочу» Мать разозлится, если я не пойду с ней Я хочу доставить радость матери, пойдя с ней. Я должна выгладить бельё на всю семью Я выглажу бельё для всей семьи, чтобы моя семья была опрятно одета Я должен работать в саду. Это прекрасный способ почувствовать себя взрослым. Переход от «Я должен» к «Я хочу», означает, что вам будет легче бороться со своими «долгами», возложенными на вас другими. Быть может, в настоящий момент у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. И если вы, так или иначе, всё равно занимаетесь ими, то почему бы не выработать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раздражения испытывать положительные эмоции и удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить скучный день в день достижений. Влияние личности быстро начинает расти, когда желание и действительность начинают совпадать. Бессильное, серое существование, превращается в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору.

Психофизическая разгрузка: (снимает утомляемость — стимулирует работу памяти).

Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом.

  1. Упражнение «Машина времени»

Цель: формирование ответственности за выбор в жизни, развитие навыка представлять результат своего действия Ведущий предлагает подросткам поговорить о их жизни и подумать, что можно было бы сделать иначе. Просит детей представить, что они перенеслись в какое-то время своей жизни, которое им бы хотелось изменить. Группе предлагается зарисовать это событие, как оно бы могло произойти. Дети включают и действия, которые они могли бы совершить для другого исхода событий. Обсуждение. Сначала каждый подросток рассказывает о реальном событии из его прошлого. Затем они рассказывают, как они изменили это прошлое. Эмпатия вызывается путём стимулирования понимания участниками мотивов, по которым каждый участник предпочёл бы измененное событие или опыт. Дети побуждаются к тому, чтобы посоветовать друг другу пути изменения прошлого.

7. Рефлексия

- Что нового узнали на занятии?

- Какое упражнение вам принесло пользу? Какую?

- Что хотелось бы пожелать на следующее занятие (себе, ведущему, группе).

Ожидаемый результат занятия: осознание учащимися ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка классного часа "Жизнь по собственному выбору"

Автор: Молева Ольга Анатольевна

Дата: 22.05.2018

Номер свидетельства: 470625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Методическая разработка объединенного классного часа по теме: «Обвиняется наркомания»"
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaia-razrabotka-obiediniennogho-klassnogho-chasa-po-tiemie-obviniaietsia-narkomaniia"
    ["file_id"] => string(6) "270149"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451021885"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Особенности реализации программы "Разговор о правильном питании" в модели организации внеурочной деятельности в школе "
    ["seo_title"] => string(130) "osobiennosti-riealizatsii-proghrammy-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-v-modieli-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "101719"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402428507"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Разработка кружка "Юный оформитель" "
    ["seo_title"] => string(35) "razrabotka-kruzhka-iunyi-oformitiel"
    ["file_id"] => string(6) "139262"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692360"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства