Цели: расширение представлений о счастье, о внутреннем мире людей, поиск жизненных ценностей и жизненных ресурсов
Задачи: актуализация знаний детей о «светлых» чувствах; развитие позитивного самоотношения и улучшение межличностных отношений; развитие восприятия
Материалы: ручки, плакаты к занятию: «5 ступенек счастья», «Волшебная страна Чувств», подковы Счастья по количеству участников, волшебный сундучок, релаксационная музыка «Звуки природы».
-Здравствуйте ребята! Я рада видеть всех вас. Сегодня наша встреча посвящена теме «Ларец счастья».
2 этап. Актуализация знаний о понятие счастье
Скажите мне, пожалуйста, а все ли слова из этой темы вам понятны? Если да, то, что же по вашему такое «счастье»?(опрос детей).
Спасибо ребята! Давайте сейчас узнаем о значении счастье и поразмышляем!
Приложение №1 Работа с понятием.
Счастье – подразумевает идеальное состояние высшего удовлетворения жизнью.
Счастье – абсолютно отсутствие всех желаний.
Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души.
Счастье есть отсутствие несчастья (афоризм).
3 этап. Работа по теме занятия. Информационый блок
-Что такое счастье?
Счастье в древней мифологии изображалась в виде женщины, несомой ветром. У женщины была длинная коса, которая развевалась впереди нее. Поэтому в тот момент, когда она подлетает, ее легко поймать. Но уже через миг она пролетит, и больше шансов поймать счастье, нет.
А что же значит слово рецепт?
Рецепт – это наставление, из чего и как составить что-либо.
А есть ли у счастья рецепт? А выяснить это мы попробуем сегодня на занятие.
Каждый из нас хочет быть счастливым, только из каких ингредиентов состоит это самое счастье? (ответы детей)
-Да, для кого-то счастье – это новый мобильный телефон, для другого – это любовь близких, учителя, а для третьего, счастье измеряется в количестве денежных средств.
-В далеких краях существовала Волшебная страна чувств. В самом центре этой страны находился остров Счастье. На острове Счастья был необычный театр. Здесь показывали спектакли исключительно про Счастье. Когда-то давно, я была на этом острове и услышала там вот такую сказку, которая называлась «5 ступенек счастья».
-Работа со сказкой.
Сейчас я расскажу ее Вам. (чтение сказки «5 ступенек счастья»):
Сказка «5 ступенек счастья»
Жили-были 5 сестер: Катя, Настя, Алена, Маша и Таня. Рано они остались без родителей. С самого детства они мечтали быть счастливыми. Когда девочкам исполнилось 17 лет, достали они со дна кованого сундука старинную карту, по которой можно найти гору Счастья.
Долго ли коротко ли пришлось им искать гору эту самую, одному богу известно. Но нашли девочки по карте гору Счастье. Передохнули у подножья, голод утолили и стали вверх карабкаться. Вдруг развернулась перед ними картина красоты неописуемой. Катя и говорит:
- Все. Не пойду я больше ни за каким счастьем. Посмотрите, какие горы высокие, реки синие, леса зеленые, луга разноцветные! А воздух! Какой здесь воздух! Какое чудо!
И она радовалась всему этому, как ребенок. И была счастлива! Да, не каждому дано радоваться красоте осенних листьев и свежести ветра, увидеть чудо в земных приметах. Как не уговаривали Катю сестры идти дальше, но она и слушать не хотела, твердо решив остаться здесь.
Дальше девочки карабкались в гору уже вчетвером. Много ли, мало ли времени прошло, вдруг их взору предстал удивительный источник. Не водица ключевая била из него, а фонтаном звенели серебряные монеты. Вскрикнула Настя от радости:
- Вот оно счастье! Зачем еще куда-то идти. Куплю новый дом, корову, утварь всякую, сарафанов нарядных, сережек да бус драгоценных, и буду жить счастливо. Все у меня будет, чего захочу.
Не знала она еще тогда, что не все в жизни можно купить. Но, кто будет спорить. Не послушалась Настя сестер. Не пошла дальше.
Остались девочки втроем, стали подниматься выше. Вдруг откуда не возьмись добрый молодец на белом коне. Глянула Алена добру молодцу в очи синие, сердце жаром любви полыхнуло. Влюбилась девушка с первого взгляда. Да и молодец сражен был Алениной красой, сразу предложил ей руку и сердце. Напрочь отказалась Алена дальше идти. На уговоры сестер отвечала:
- Любовь - это и есть настоящее счастье!
Не знала она еще, что любовь не вечна.
Отправились сестрички дальше вдвоем. Шли они, шли, вдруг Машенька запела. Да так, что птицы замолчали, не смея соперничать с ней. Вот чудо! Никто раньше и не подозревал, что таким удивительным даром наделена Маша, она и сама не знала. А вот именно здесь раскрыла свои замечательные способности. Нашла она свое счастье в творчестве и ничего другого не захотела.
Танечка одна-одинешенька дальше в путь отправилась. И добралась она до самой вершины. Жара! Солнце нещадно палит! Пить хочется и есть. Какое уж тут счастье! И подумала Таня, а если сюда еще кто-нибудь придет, плохо ему будет без воды, еды и прохлады. Попросила Таня птиц, семян разных принести. Разбила сад. Из глины, печь соорудила, пирогов напекла. А вот и гости тут как тут, тоже за счастьем пожаловали. Усадила их Таня в прохладном саду, пирогами с вишнями угощает, водицей ключевой потчует. Довольны гости, хвалят угощенье, хозяюшку благодарят. Счастливы, что их так радушно приняли и Таня счастлива, что радость сумела доставить.
Так и исполнилась мечта сестер, стали счастливыми, хотя каждая по-своему.
Вопросы для обсуждения
1. О каких это ступеньках счастья говорится в сказке?
2. Можно ли осуждать тех сестер, которые не дошли до вершины, как Таня?
3. Почему только из пяти сестер только одна добралась до вершины?
4. Как вы думаете, могут ли потом сестры подняться выше?
5. Чему учит эта сказка?
6. Какой опыт можно взять в реальную жизнь?
Упражнение «ступеньки счастья» (приложение №2)
В этике счастье – это состояние удовлетворенности жизнью, зависящее от разных причин и понимаемое либо поверхностно, либо глубоко.
Существует 5 ступенек счастья:
Первый, с точки зрения этики, самый низший - радость от самого пребывания на земле. Взрослыми это ценится, увы, уже редко. Только постарев и потеряв здоровье мы начинаем понимать, как счастливы были когда-то одним лишь ощущением бытия.
Вторым уровнем счастья этика считает материальное благополучие. Желание утвердиться на второй ступени доминирует сейчас у многих над всеми прочими стремлениями. Осуждать людей за это нельзя.
Третий уровень – Общение, Дружба, Любовь во всем многообразии их проявления. Если человек владеет этими великими дарами, казалось бы, что еще нужно для счастья!
Четвертый уровень - творчество. В процессе творчества обычно мобилизуются наши внутренние возможности, о которых мы часто не знаем.
Наконец, высший, пятый уровень счастья - делать счастливымидругих, улучшать и усовершенствовать окружающую жизнь. Счастливы люди в хороших многодетных семьях, получающие радость от забот о родных, видящие их любовь Счастлив настоящий учитель, любимый теми, кому отдал он свое время, талант и душу. Счастлива мать, чей ребенок, пусть неумело, но старательно готовит ужин к ее приходу и неслышно ходит по квартире, пока она спит.
А что же вам нужно для счастья? Что не хватает вам для того, чтобы чувствовать себя по настоящему счастливым человеком? (ответы детей)
4. Практическая часть
Жители Волшебной страны Чувств передали вам талисман счастья – подкову.
Информационный блок
Подкова счастья – предмет, связанный с благополучием и высоким уровнем благосостояния с древних времен, когда обладание конем было привилегией только рыцарей и вельмож. Нахождение потерянной на дороге подковы сулило счастье, а иногда неплохой достаток, если была в хорошем состоянии.
В более поздние времена найденные подковы вешали на дверях: направленная открытой частью вверх подкова ловит счастье.
Творческая работа (под музыку)
Я сейчас каждому из вас раздам «подкову счастья», на обратной стороне которой напишите, пожалуйста, от чего именно вы станете счастливыми, а может кто-то уже и стал счастливым человеком.
Затем положите свои подковы в этот волшебный сундучок и через некоторое время, вы действительно станете счастливыми людьми, чего я вам искренне желаю!
5 этап. Рефлексия.
В заключении занятия давайте разучим с вами вот такой настрой, повторяйте за мной все слова и движения:
«Я настрой себе нашел,
Чтобы стать счастливым:
У меня все хорошо,
А будет еще лучше!!!»
Всем спасибо, мы с вами хорошо поработали! До свидания!